Урок обобщения и закрепления материала "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Смирнова Нина Григорьевна

Данный урок проводится с использованием интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Ю.А.Гагарина»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ (УРОКОВ)

Урок  «Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе учителя  Смирновой Нины Григорьевны

Номинация «Филология»

г. Гагарин

2013

Тема урока:

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цель:

Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация» на краеведческом материале

Задачи:

1. обучающие:

  • повторить раздел «Синтаксис и пунктуация»;
  • закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений;

2.  развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу;
  • воспитывать любовь к родному языку, к родному краю;  

4. мотивационные:

  • сформировать у детей интерес к изучению русского языка, родного края;

5. управленческие:

  • обеспечить четкую организацию учебного занятия.

Оборудование:

учебник,  тетрадь,  презентация по теме "Синтаксис и пунктуация", интерактивная доска WhiteBoard.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Цель этапа: вводное повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и создание проблемной ситуации

Слайд 1

Тема урока «Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 2.

- Наши любознательные друзья Таня и Даня что-то внимательно рассматривают? Что?  (Герб)

- Что такое герб? (Герб – это отличительный знак государства, города, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях.)

- Чей герб рассматривают дети? (Герб города Смоленска)

Слайд 3.

- Речь сегодня пойдет о Смоленске – городе русской славы.

- Попробуйте определить цели урока.

- Юрий Гагарин, отправляясь в космическое пространство, сказал: «Поехали!»

Я тоже хочу вам сказать: «Поехали! Отправляемся в путешествие в Смоленск».

Знакомятся с темой

Отвечают на вопросы учителя.

Не знают значение слова…

Обратиться к толковому словарю

- Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»;

- развивать умение постановки знаков препинания;

- получить новые знания о городе Смоленске.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Операционно-познавательный этап

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися знаний, полученных в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 4.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Конечно, с истории Смоленска.

- Прочитайте текст. Сколько же лет исполнилось в сентябре 2013 года Смоленску?

Текст (знаки препинания не расставлены):

Смоленск   древнейший город России.  В летописи он впервые упоминается под 863 годом. Мы знаем  что Смоленску исполнилось ____лет. Волнистый рельеф  большое количество речек  богатая растительность придают Смоленску живописный вид. Река Днепр делит его на две части  северную и южную.

- Смоленск расположен на холмах, поэтому часто там дуют ветры. Ветер перепутал схемы, которые я подобрала к предложениям. Используя возможности интерактивной доски, поставьте схемы на места, соответствующие предложениям.

Читают текст, решают задачу на вычисление. Называют юбилейную дату, которую на Смоленщине праздновали в сентябре.

Читают предложения и подбирают соответствующую схему. Объясняют выбор.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Слайд 5.

Предложение:

Ребята  принимают активное участие в изучении истории своей малой родины.

- Переделайте предложение, сделав его побудительным.

Слайд 6.

- Сравните, чем отличаются предложения друг от друга?

Выполняют задание.

Первое повествовательное, невосклицательное, второе побудительное, восклицательное. Первое двусоставное, второе односоставное (выделяют основы). В первом подлежащее -ребята, во втором это же слово – обращение, которое не является членом предложения.

Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция(Р)

Слайд 7.

- Городской общественный транспорт Смоленска доступен и востребован широкой публикой. Он представлен троллейбусами, автобусами, трамваями и маршрутным такси.

Слова:

тро(л,лл)ейбус, (а,о)втобус, тр…мвай, м…ршрутное т…кси

- Как пишутся эти слова. Запишите в тетради.

Слайд 8.

- Составьте с этими словами предложение с обобщающим словом при однородных членах.

Выполняют словарную работу, запоминают группу слов.

Записывают слова в тетради, раскрывая скобки  и вставляя пропущенные буквы

Составляют предложение и записывают в тетрадь.

Объясняют постановку знаков препинания в предложении, рисуют схему предложения.

Формулирование и аргументация своего мнения;учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция )

Слайд 9.

- Найдите сложные предложения, запишите цифры, соответствующие сложным предложениям. Запишите на доске цифры.

Несколько ответов (135). Доказывают свое мнение.

Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Контроль, коррекция (Р)

Слайд 10.

Физкультминутка

Цель: снятие усталости, мыслительного напряжения

Слайд 11.

- Вы видите уникальный памятник, созданный смоленским скульптором Альбертом Георгиевичем Сергеевым. Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе. Скульптор запечатлел поэта-фронтовика А.Т.Твардовского и воспетого им солдата, неунывающего В.Теркина, на привале за дружеской беседой.

- Опишите героев.

- Скульптор изображает героев за дружеской беседой. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)

- Подумайте, о чем могут разговаривать герои? Составьте и запишите диалог или предложение с прямой речью.

Александр Твардовский – усталый фронтовой поэт. На плечах его шинель, на боку – планшетка. В ней новые материалы и новые стихи. Герой поэмы Василий Теркин – неунывающий, сильный, оптимистичный и непобедимый русский солдат. Он немного похож на Ю.Гагарина.

Дают определение диалога

Запись предложения с прямой речью или диалога. Читают, объясняют постановку знаков препинания.

Развитие речи );

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

умение  слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (Р).

V. Контрольно-коррекционный этап

Цель этапа: создать условия для взаимоконтроля, коррекции и самооценки знаний и деятельности учащихся

Слайд 12.

- Списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Текст (знаки препинания не расставлены):

В годы Великой Отечественной войны в 1941 году сост…ялось Смоленское сражение  которое существенно зад…ржало н…ступление германских войск на Москву.  О страшных событиях того времени в Смоленске напоминают многочисленные памятники  стелы мемориальные доски  курган Бессмертия. Смоленск был освоб…жден 25 сентября и эту дату мы ежегодно праз(д)нуем. Смоленск  город-герой.

Выполняют задание. Взаимопроверка.

Взаимопроверка, умение слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться ).

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

• Какую цель ставили?

• Удалось решить цель?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Слайд 13.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) …
Работать мне было…, потому  что …

 Помогали мне …
Мешали мне ...
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …

Слайд 14.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Слайд 15.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Показывают смайлики, объясняют выбор.

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» Урок в 5 классе Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.А.Гагарина » Смирнова Н.Г.

Слайд 2

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» Урок в 5 классе Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.А.Гагарина » Смирнова Н.Г.

Слайд 3

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» Урок в 5 классе Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.А.Гагарина » Смирнова Н.Г. Смоленск - город русской славы

Слайд 4

Смоленск древнейший город России. [ О, О, О ] . В летописи он впервые упоминается под 863 годом. [ подл. - сказ. ] . Мы знаем что Смоленску исполнилось ____лет. [ ] , ( ). Волнистый рельеф большое количество речек богатая растительность придают Смоленску живописный вид. [ О: О и О ] . Река Днепр делит его на две части северную и южную. [ ].

Слайд 5

Переделайте предложение, сделав его побудительным Ребята принимают активное участие в изучении истории своей малой родины.

Слайд 6

Чем отличаются предложения друг от друга? Ребята принимают активное участие в изучении истории своей малой родины. Ребята, принимайте активное участие в изучении истории своей малой родины!

Слайд 7

Словарная работа т р …(л, лл ) ейбус (а, о) втобус т р … мвай м … ршрутное т…кси

Слайд 8

Составьте и запишите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения троллейбус автобус трамвай м а ршрутное такси

Слайд 9

Найти сложные предложения В истории Смоленска не было такого столетия когда бы смолянам не приходилось браться за оружие. В 1812 году под Смоленском произошло Смоленское сражение между русской армией и армией Наполеона. Русские отступали и Наполеон захватил объятый пламенем город. Дома остались без кровли без окон без дверей. По ночам казалось что развалины воют.

Слайд 10

1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх. 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо. 4. То же самое, но справа-налево. 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8. Физкультминутка для глаз

Слайд 12

Расставьте знаки препинания В годы Великой Отечественной войны в 1941 году сост … ялось Смоленское сражение которое существенно зад…ржало н… ступление германских войск на Москву. О страшных событиях того времени в Смоленске напоминают многочисленные памятники стелы мемориальные доски курган Бессмертия. Смоленск был освоб … жден 25 сентября и эту дату мы ежегодно праз (д)нуем . Смоленск город-герой.

Слайд 13

Сегодня на уроке я узнал(а) … Работать мне было…, потому что … Помогали мне … Мешали мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …

Слайд 15

Домашнее задание Вопросы и задания стр. 119, упр. 260

Слайд 16

Использованные источники http:// www.rutraveller.ru/icache/place/ - памятник А.Твардовскому и Василию Теркину http:// istoriya-ru.ucoz.ru/publ/goroda/istorija_smolenska/ - из истории Смоленска http://r67.ru/dostoprimechateljnosti / - достопримечательности Смоленска http:// muzofon.com/search - физкультпауза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Посвящение в юные строители. Урок обобщения и закрепления знаний.

Посвящение в юные строители. Закрепление знаний по штукатурно-малярному делу....

Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби» 5 класс

Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби» Цель урока: закрепление знаний и навыков решения различных задач на обыкновенные дроби, умений применять изу...

Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».

Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать:  -) что изучает морфемика;            -) роль морфем как средство образова...

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры  «Своя игра»Цели урока: Углубление, обобщение и систематизация знаний ...

урок обобщения и закрепления изученного по деепричастию в 7 классе

Урок представляет собой материал по закреплению и обобщению изученного о деепричастии....