Разработка урока "Новогоднее путешествие». Урок –практикум по теме «Синтаксис и пунктуация», 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Лаврикова Елена Викторовна

Цель урока: повторение изученного по теме "Синтакси и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Тема: «Новогоднее путешествие». Урок –практикум  по теме «Синтаксис и пунктуация»(слайд 1)

Форма урока - путешествие

Цели урока:

 1.Повторить изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

2. Закрепить умения

  • - находить в предложении словосочетания по заданным схемам;
  • - производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;
  • -расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с обращением, с прямой речью;
  • - расставлять знаки препинания в сложном предложении;

3. развивать творческое воображение, логическое мышление, связную речь; развивать познавательный интерес к предмету "русский язык".

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер 1 ученик – 1 компьютер

Ход урока:

  1. Организационный  момент : (2 минуты)
  2. Слово учителя: (2 слайд)

Вводная часть урока:

 Минувший год уходит,

И время торопливое не ждёт

Листок последний сорван календарный,

Навстречу нам шагает Новый год.

     Встреча Нового года –давняя традиция. Ни в одном другом празднике так ярко не проявляется характер народа, его обычаи и традиции.

 Давайте сегодня отправимся в путешествие по миру вместе с Дедом Морозом  и узнаем, как встречается Новый Год в разных странах.

Но это будет не просто путешествие.

Давайте вспомним, какой  большой  раздел мы с вами изучили.  

Всё ли хорошо усвоили?

Что нам ёщё необходимо сделать?    

 Тема урока (слайд 3)

А какие умения и навыки нужно закрепить? (слайд 4)

              - выделять главные и второстепенные члены предложения;

              - находить в предложении словосочетания по заданным схемам;

              - производить разбор простого, сложного предложений, давать характеристику этим предложениям;

        -расставлять знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, с    обращением;

        - расставлять знаки препинания в сложном предложении;

 Каждое путешествие будет у нас происходить поэтапно. Предлагаю работать с  бортовым  журналом, который есть у вас на компьютерах.. Лучшие ребята будут поощрены хорошими оценками.

 Итак, чтобы отправиться нужно проверить багаж знаний, который нам поможет в пути терминологическим диктантом. (читаются лексические значения, записываются  рядом ответы):

  1. Терминологический диктант:( 5 минут)
  1. Как называется подлежащее и сказуемое? (Основа)
  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (Дополнение)
  3. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (Подлежащее)
  4. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (Сказуемое)
  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Обстоятельство)
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (Определение)
  7. Предложение, в котором одна  грамматическая основа? (простое)
  8. Предложение, в котором несколько грамматических основ? (Сложное)
  9. Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (однородные)

Самопроверка (5слайд)

Багаж знаний проверен, взлетаем.( 6 слайд)

  1. (7 слайд)   Итак  1 этап «Индия»   используем полученный багаж знаний для выполнения задания.

Жители северной Индии  в новый год украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

Найти предложения с однородными членами, определить каким членом предложения они являются. Построить схемы. (5 минут)

Проверка( 8 слайд)

Молодцы!

           5.  2этап «Болгария» ( 9 слайд)

1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с 12-ым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.

Работа по группам. Вновь используем свой багаж знаний.(5 минут)

1 группа – найдите  обстоятельства в 1,2 предложениях

2 группа – найдите  определения в 3, 4 предложениях

3 группа  -найдите дополнения в 4,5 предложениях

Проверка (10 слайд)

Обстоятельства:
1)В Болгарии, традиционно, дома  2)Перед праздником, в доме, возле елки
Определения:  3) добрые  4)Самое интересное, 12-ым
Дополнения: 5) для поцелуев  6) пирог, в нем

Молодцы!

  1. Внимание! этап Япония. (11 слайд) В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить  злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

 Работа в парах

  1. Найдите   1 простое предложение.  Выделите главные члены предложения.
  2. Выпишите  из текста  1 сложное предложение. Выделите главные члены предложения. Постройте схему.

Индивидуальная работа

(Задание на экране)

Самопроверка

 (12 слайд)

Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите

                        1.прил.+ сущ.

                2.нар.+ глаг.

                3.глаг.+ сущ.

                4.глаг.+ мест.

                

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Проверка (12слайд 2 щелчок)

Проверка задания у доски.

Молодцы!

Мы вновь в пути  очень утомились и пора бы нам поразмяться.(1 минута) (13 слайд) музыка

  1. 5 этап . Финляндия. (14 слайд) (Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена  кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества сливовый кисель и рисовая каша.

Финский Дед Мороз приготовил для нас задание: В своём багаже знаний отыщите, что такое обращение.  ( 15 слайд 1 щелчок)Найдите его в предложении и выделите. Определи, какое предложение по цели высказывания. (5 минут)

Не трещите, морозы, в заповедном бору.

Серебристая  дорога, ты зовёшь меня куда?

Ну ,заяц ,погоди!

А у доски 1 человек(имя) вспомнит, что такое прямая речь и надёт в тексте  предложение с прямой речью, построит его схему.

Проверка ( 15 слайд 2 щелчок)

Молодцы!

  1. 6 этап.  А теперь держим курс на Родину Деда Мороза и Снегурочки . В Россию.

( 1 6 слайд)

А как же празднуется год в нашей стране? Какие символы новогодние вы знаете? (дети отвечают)

(15 слайд) (2 минуты)

Молодцы, ребята!

Скоро этот праздник придет в каждый дом и мы  нарядим новогоднюю ёлку.

Последнее задание у нас будет творческим устным .(4 минут)

Составь небольшой текст по предложенному началу. (Используйте опорные слова) (17слайд)              (подарки, елка, Дед Мороз, каникулы, новогодние угощения, шутки, смех, веселье.) И тогда на нашем уроке ёлочка засияет огоньками.

  Скоро Новый год! Это мой самый любимый праздник, потому что…

Проверка работ.

Ребята! Вы просто МОЛОДЦЫ!

10. Рефлексия.

-  А сейчас давайте обсудим наш полет.

- Цель нашего путешествия достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

11. Итоги: оценки. Дома: сочинение-миниатюра «Как Новый год встречают в моей семье».

 Приложение к уроку

Бортовой журнал

 

Терминологический диктант:( 5 минут)

  1. Как называется подлежащее и сказуемое? (____________________________)
  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Кем, чем? (____________________)
  3. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: О ком, о чем говорится в предложении? (___________________________________)
  4. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делает? Каков? Что сделал? (____________________________)
  5. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Откуда?(______________________)
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей? Который? (__________________________)
  7. Предложение, в котором одна  грамматическая основа? (_______________________________)
  8. Предложение, в котором несколько грамматических основ? (___________________________)
  9. Члены предложения, отвечающие на один вопрос, являются одним членом предложения, относятся к одному слову (________________________________)

Самопроверка

1 этап «Индия»

Найди  однородные члены, определи каким членом предложения они являются. Построй схемы.

Жители северной Индии  в новый год украшают себя цветами розовых,  красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои подарки.

Коллективная работа

 2этап «Болгария»

1)В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. 2)Перед праздником самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. 3)В благодарность добрые дяди и тети дарят ему подарки. 4)Самое интересное начинается с двенадцатым ударом часов. 5)В это время в домах на мгновение гаснет свет для новогодних поцелуев. 6)Только после этого хозяйка начинает разрезать пирог с запеченными в нем сюрпризами. 7)Если досталась монетка - жди богатства, веточка розы - любви.

Работа по группам.

1 группа (1ряд) – найдите и выпишите  обстоятельства в 1,2 предложениях

2 группа (2ряд) – найдите и выпишите  определения в 3, 4 предложениях

3 группа (3ряд)  - найдите и выпишите  дополнения в 4,5 предложениях

3 этап Япония

В Японии Новый Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить  злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома. Они полагают, что это приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году.

Работа в парах

  1. Найдите   1 простое предложение.  Выделите главные члены предложения.
  2. Выпишите  из текста  1 сложное предложение. Выделите главные члены предложения. Постройте схему.

Индивидуальная работа

(Задание на экране)

Самопроверка

4.этап . Финляндия

(Йолупукки) так зовут Деда Мороза финны. Согласно поверью, в былые времена  кроме подарков он приносил еще и розги, а визит свой начинал со слов: "Есть ли в этом доме послушные дети?". Сегодня розги почти исчезли, и все дети получают новогодние подарки. А «главные герои» новогоднего пиршества сливовый кисель и рисовая каша.

 Индивидуальная работа

(Задание на экране)

Самопроверка

5. этап.   Россия

Составь небольшой текст по предложенному началу. Скоро новый год. Это мой любимый праздник, потому что…

 (Используйте опорные слова)            

 (подарки, елка, Дед Мороз, каникулы, новогодние угощения, шутки, смех, веселье.)

Д\З мини-сочинение «Как Новый год встречают в моей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Презентация по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Повторение изученного по темам: "Синтаксис" и "Пунктуация". (Подготовка к ОГЭ). 9 класс.

Учащиеся  по  рассказу  Распутина   "Уроки  французского"  повторяют  и  закрепляют  изученное  по  темам: "Синтаксис" и "Пунктуация".  Тест...

Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе

Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация».

Урок- игра по  русскому языку. Путешествие в мир синтаксиса.На уроке учащиеся, "путешествуя" от задания к заданию, закрепляют знания о словосочетании и предложении.Используется...

урок-путешествие по теме «Синтаксис и пунктуация»

Тема:  урок-путешествие по теме «Синтаксис и пунктуация». Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».Цели:Пов...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....