Практикум по пунктуации 9-11 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Отработка пунктуационных навыков при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_punktuatsii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Практикум по пунктуации. 9-11кл

1. Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой.

1) Старик снял с левого плеча палку, и ощупывая ею тротуар, направился вверх по Прорезной.

2) С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

3) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне.

4) Родина Макара — глухая слободка Налган — затерялась в якутской тайге.                                                            5) Много веков сушили эту землю ветры - суховеи, и палило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

6) Прошел  короткий ливень,  и  на улицах  запахло  горькой сладостью  каких - то  цветов.

2. Укажите предложение(-я)  с пунктуационной ошибкой.                                                                                     1) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса.

2) О, первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.

3) Иван Сергеевич посмотрел на меня, но, должно быть, не узнал.

4) Овсянников придерживался странных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свобод-ная), а по привычке.

5) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас и тяжело грести.

6) Здесь же по ночам ухает филин, и тоскливо надрывается лесная сирота-кукушка.

3. Укажите предложение(-я), в котором(-ых)  все знаки препинания  расставлены верно.

1) Он вспомнил, что, уходя не запер дверь на террасу, и возвращаясь назад, на дачу в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.                                                                                                                                2) Решив это, Маша, ожидающая его в переполненной комнате, не обращая ни на кого внимания, молча пошла по лестнице, ведущей наверх, и не спеша открыла дверь.

3) Вечером в десятом часу, прихрамывая, он побрел, по огибающей березовый лес дороге, медленно, неторопливо.

4) К.Г.Паустовский считал, что «милый чудак и поэт», датский сказочник Андерсен, с произведениями которого он познакомился в семилетнем возрасте, научил его вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца  над  злом.

5) И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах, голоса в чаще леса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.

6) Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью: как-то бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.

4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все знаки препинания расставлены верно.

1) Мы, туристы очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся на час позже.

2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль.

3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.

4) Впрочем, он может быть пристрастно судил о вещах, мало ему знакомых, и встретив недоумевающий взгляд, промолчал.

5) Просто и спокойно пахло влажной землей и сладостью полевых цветов.

6) Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани ловко примостившись между судами - великанами.

5.  Укажите предложение (-я), в котором (-ых) все знаки препинания  расставлены   верно.                      1) Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или  шутливая мысль,   каждое незаметное движение человеческого сердца, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, все это крупинки золотой пыли.

2) Конечно мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берем в руки роман или повесть, чтобы отдохнуть, а то и развлечься.

3) Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты, и рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений, а результаты своих исследований они выражают в цифрах, лекциях, выводах.

4) Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без доста-точного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.                                                                                                 5) Дел у меня много, к  концу будущей недели я,  однако, надеюсь  все-таки навестить вас.

6) Старый сад всю ночь гудел угрюмо, дождь шумел, и, словно капли слез, падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез.

6. В каком(-их)  предложении(-ях) есть пунктуационная  ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей – ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» – первое произведение Гончарова – громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре – это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков.

5) Вечером похолодало  и пошел снег.

6) Звали  вдаль журавлиные  стаи и орлиный  мне слышался  крик.  

7. В каком(-их) предложении(-ях) есть пунктуационная  ошибка?

1) Я убежден в одном: вдохновение приходит лишь во время труда.

2) На печи лежать – богатства не видать.

3) В избе у нее всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.

4) С приближением к воде менялась растительность – показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.

5) Вот у кур есть курятник, у лошадей – стойло, у собаки – конура, а только я один должен был скитаться где попало.

6) Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.

8. В каком(-их) предложении(-ях) есть пунктуационная  ошибка?

1) Колесо чугунное вертится и гудит, и ветром отдает.

2) И калина  не растет меж ними, и  трава  не  зеленеет.

3) Твоя сестра - по моему мнению, сокровище.

4) За станцией, дрожа и, покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.        

5) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей.

6) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

9. Укажите предложение (-я), в котором (-ых) все знаки препинания  расставлены   верно.

1) Все, кто любит поэзию, знают А. Фета, как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

2) По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, я мог заключить,  что  живут  они мирно, благополучно  и  что  они  рады  гостю.

3) Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу, и дети пытались их собрать.  

4) А  сколько  радости  приносит  елка  на  Новый  год,  когда, наряженная, сияющая  свечами, вносит  она  в комнату  смолистый запах  леса.

5) К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

6. Внизу, около самой земли горело всё: и сухая трава, и опавшая листва, и валежник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ В ВОСЬМОМ КЛАСС

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ В ВОСЬМОМ КЛАСС 1 Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Найдите сказуемые разны...

Урок повторение по разделу "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе

Целью урока является повторение словосочетания и предложения , правил постановки знаков препинания...

Урок повторение по разделу "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе

Целью урока является повторение словосочетаний и предложений, правила постановки знаков препинания....

Практикум. ФИПИ, Пунктуация, стр. 1, 2. 2014

Практические задания для подготовки к ЕГЭ, 11 класс.  ФИПИ, Пунктуация,  стр. 1, 2. 2014...

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....

презентация к мастер-классу по теме "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе"

В презентации отражены  основные этапы урока с названиями обучающих структур и  образец для самопроверки....