Лингвистическая викторина для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лингвистическая викторина для 5 класса. Урок в игровой форме. Класс делится на команды и выполняет предложенные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_viktorina_dlya_5_klassa.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая викторина для 5 класса.

Цель: раскрыть богатство русского языка, его значение в жизни людей, увлечь тайнами, историей языка; воспитание любви и уважения к русскому языку.

Ход мероприятия:

Учитель: Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Но именно то, что мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу.

Итак, главный гость нашего сегодняшнего праздника – его величество русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Учитель: Послушайте такую притчу. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошёл на базар и принёс … язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф.

- Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

- Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь, - сказал Ксанф.

Эзоп ушёл и принёс … язык.

- Как вы думаете, прав ли был Эзоп?

(Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои прекрасные произведения).

Учитель: На земном шаре насчитывается более 2000 языков. На таких, как русский, английский, испанский, китайский, говорят сотни миллионов людей.

Языки отличаются друг от друга фонетикой. В русском языке 33 буквы (25 согласных, 6 гласных звуков и 2 знака звуков не обозначают). А в одном из кавказских языков, в абазинском, имеется 80 согласных звуков и всего лишь 2 гласных.

Отличаются они грамматическим строем. Так, если в русском языке 6 падежей (учащиеся называют падежи), то в английском только 2, а в одном из кавказских, табасаранском, их целых 52.

Уважаемые друзья, сегодня мы собрались, чтобы интересно провести время, а также узнать кое-что новое. Предлагаю учащимся разделится на 2 команды, выбрать жюри, капитанов.

1 задание .Подбор синонимов (найти слова близкие по смыслу) 1 б.

Большой – крупный, огромный, неизмеримый, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный, необъёмный, громоздкий, здоровый, мощный, грандиозный…(39 синонимов).

Интересный – занимательный, увлекательный, примечательный, любопытный и т.д.

Найти – отыскать, обнаружить,

Метель – вьюга, буря, пурга.

2 задание. Антонимы (подобрать). 1б.

Белый. Высокий. Густой. Сухой. Начинать. Утро. Близко

3 задание. Метаграммы (загадки, в которых надо сначала отгадать слово, а затем поменять букву начальную) 5 б.

1.

С к в полях меня найдете,

С г романсы запоете,

С в в косички заплетете.

2.

С л я остров в океане,

С р растаю я в стакане.

3.

С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м - рубашка-безрукавка,

С з скачу в лесу по травке,

С ш меня бояться стали,

С г меня крепи к детали.

4. С Е я жаркая пора,

С О – настольная игра. (Лето – лото)

4 задание. Конкурс капитанов: из слова БЕСКОЗЫРКА составить за время как можно больше слов. 10 б.

Пока идет конкурс капитанов провести «Буква заблудилась» с участниками команд. За каждый правильный ответ по 1б.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

- Закричал охотник – Ой!

Двери гонятся за мной (звери).

- Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке (маки).

- На виду у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

- Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

- Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом (коне).

- Жучка будку не доела: (булку)

Неохота, надоело.

- Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

- Миша дров не напилил,

Печку кепками топил (щепками).

- Забодал меня котёл, (козёл)

На него я очень зол.

- Сели в ложку – и айда! (лодку)

По реке туда – сюда.

5 задание «Подумай и ответь». 5б

1. В каких словах по сто согласных? (Выиграет тот, у кого больше слов.

2. В каком слове сорок гласных?

3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число?

4. Ученику дали задание - написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (дед, тот, шалаш).

5. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Цапля – заяц)

6. Что стоит посреди земли?(М)

6 Задание. Загадки. 5б.

1.Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буква)

2. Чёрные кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы)

3. Какая водица только для грамотных годится? (Чернила).

4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (О).

5.Часть первая мычит, вторая всё жужжит, а целое спокойно на голове лежит. (Вол – осы)..

6. Во мне два к, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом...

7. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я...

8. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

-войное р содержит он

И называется...

9. На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

На конце две буквы с,

Называется...

10. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня...

11. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

-а и в школе я нужна.

Называюсь...

12.Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я..

Ну вот, ребята, наше мероприятие подошло к концу, спасибо всем за участие. Сейчас жюри подведет итоги и выявит команду победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая викторина для учащихся 7-9 классов

Викторина подготовлена для внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-9 классов...

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Даннон внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Данное внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

лингвистическая викторина о Германии.

Страноведческая викторина....

Лингвистическая викторина-конкурс «Калейдоскоп речи»

Интегрированное мероприятие на русском и английском языке...

Лингвистическая викторина

Задания на языковую эрудицию по английскому языку...