Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель урока:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos_5_kl._narechie.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

«НАРЕЧИЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Автор:

Душенко Ирина Владимировна

Место работы:

МОБУ СОШ № 2 г. Тихорецка  

Должность:

учитель русского языка и литературы

План-конспект урока русского языка

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Цель:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи

Планируемые результаты:

предметные:

                        закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках    

                       и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и  

                       использовать наречия в тексте; развитие творческих способностей

                       обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет  

                       употребления в речи наречий; воспитание интереса к изучению  

                       предмета;

личностные УУД:

                       профессиональное самоопределение, понимание значения  

                       русского языка в процессе получения образования, стремление к  

                       речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД:

                       целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД:

                       поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  

                       произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

                       смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,

                       преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ,  

                       умение доказывать;

коммуникативные УУД:

                        планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,

                        умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с  

                        задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения:

                        компьютер, проектор, учебник, карты с модулями  и  листами учета

                        контроля для каждого обучающегося.

Литература:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 5 класс: русский язык: пособие для учащихся – М: Просвещение, 2009
  2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография -  М., 2007

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
  2. Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
  3. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)

Ход урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку по модулю.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная ситуация

«Директор фирмы выбирает работников»

Вывод о том, что работник должен быть грамотным,

надо знать русский язык

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

внутри

рядом

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол…

- Продолжите предложенный ряд.

- Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).

Работа с текстом

Прочитайте текст

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

                    (Эля Куклина.)

Беседа:

- Какие слова привлекли

внимание этой поэтессы?

- На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? (высоко, темно, светло, ароматно, красиво)

- Как образованы данные наречия? (от прилагательных с помощью суффикса –о)

Сравните:

Девушка красива.

Говорит красиво.

Разгадывают ребусы, отгадки записывают в тетрадь.

Определяют тему, записывают в тетрадь

Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Легко ли вы справились с заданием?

- Почему?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Формулируют задачи: определить, что такое наречие, каковы его морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация самостоятельной работы, инструктаж

Самостоятельная работа обучающихся по модулям 3-6 или 7 дополнительно

(выполнение заданий, самооценка, контроль в парах)

Самоконтроль

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Инструктаж

Самостоятельно по модулю №8

Контроль-коррекция

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

- Если результат, полученный на уроке, не устраивает, его можно повысить, выполнив задания дома.

№ УЭ

Содержание урока

Рекомендации учителя

Поле самооценки

 1

Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы будете сами формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будьте внимательны, честны и справедливы в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи!

Задание: проверьте, всё ли вы приготовили для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль.

Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму.

Помни о времени!

1 минута

2

Задание: найди в учебнике тему «Наречие» и прочитай сведения о нем.

Расскажи соседу по парте.

- Что такое наречие?

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Изменяется ли наречие?

- Каким членом предложения является?

Контроль: взаимопроверка в парах.

В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику.

5 минут.

За каждый правильный ответ 1 балл

3.

      Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок. Люди по-разному называют иву.
      Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет  желтыми пуховками нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце — вьются над ивами пчелы.

Задание:

-Подчеркни наречия как члены предложения

Контроль: самоконтроль.

Работай вместе с классом.

5 минут

5-если справился со всеми заданиями без подсказок

4-справился, но пару раз ошибся

3- ошибался часто, но все-таки справился

2-не справился

4

Цель: научиться находить наречия в тексте.

Задание:

  1. Прочитай текст.
  2. Найди наречия, выпиши словосочетания, в которые входят наречия.
  3. Обозначь в них главное слово и зависимое.

А вот и отец. Он медленно поднимается с травы и идёт мне навстречу. Радостно и светло блестят его чёрно – карие глаза. Он добро улыбается, но брови по-всегдашнему сурово и непреклонно сведены на переносице. И я степенно подхожу к отцу, протягиваю руку. (Д. Голубков)

Контроль: самостоятельно свериться с ключом в конце урока

Работай в тетради. Пиши красиво.

5 минут.

 5

Цель: научиться употреблять наречия в словосочетаниях, повторить правописание безударных гласных

Задание:

  1. Составь и запиши словосочетания с данными наречиями. Рядом запиши проверочное слово.

Т..инственно, невдал..ке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..л..ка, изр..дка, бер..жно, вт..хомолку, доч..ста, впл..тную, ш..потом.

Контроль: самоконтроль.

Работай строго по алгоритму.

6 минут.

  1. Поставь себе за каждое правильно записанное словосочетание 1 балл.
  2.  Посчитай общую сумму и запиши Высший балл – 15.

6

Цель: развитие речи

Задание: 

Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником. Используйте некоторые из следующих наречий.

Искренне, сердечно, глубоко, по-настоящему, радостно, всегда, никогда, удивительно, горячо, светло.

5 минут

За каждое предложение 1 балл

7

Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему.

1. Задание. Выполните синтаксический разбор предложения.

         Он медленно поднимается с травы и идёт мне навстречу.  

2.Отгадай задки. Что это за части речи?

а)Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

б)Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -    

Всё  знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

3.Задание. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз________________; бежал сломя голову _______________; жили душа в душу ___________________; разбили в пух и прах _______________; всё делает шиворот навыворот ____________; жили бок о бок__________________; работал не покладая рук___________________.

К этому модулю можно приступить, если ты справился с заданиями быстрее всех, или дома, если хочешь повысить оценку.

10 минут

За каждое правильно выполненное задание  5 баллов

 8

1. Заполни таблицу и посчитай количество баллов, которые ты получил за урок.

2. Запиши домашнее задание в дневник.

1 минута

Итог______________

“5” – 55-46 баллов

“4” – 45-36 баллов

“3” – 35-20 баллов

9

Цель: усвоить алгоритм выполнения домашнего задания.

Задание: 

1) повтори теоретические сведения о наречии;

2) выполни упр.______ или задания модуля №7.

Контроль: индивидуальный на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...