«Предложения с обращением»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Салихова Айгуль Сунагатовна

Урок "Предложения с обращением" для учеников 5 класса. учебник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_na_temu_obrashchenie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

«Предложения с обращением»

Цели урока:1. Знать определение понятия и об использовании обращения в речи. Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать предложения с обращением.

2.Развивать логику, память, речь.

3.Воспитывать интерес к слову.

Оборудование урока.

Индивидуальные карточки с заданием.

Плакат-схема. Учебник

 Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение.

1.Словарный диктант.

Местоимение, глагол, высказывание, текст, стиль, словосочетание, предложение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, обращение.

2.Синтаксический разбор предложения. Схема.

Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы.

3.Индивидуальная работа.  

Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить.

 а ) Декабрь год кончает а зиму начинает.

 б ) Пришвин   писатель.

    Пушкин    поэт.

    Васнецов    художник.

Вывод: Какие члены предложения называются однородными?

Какова роль обобщающих слов в речи?

Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

III.Объяснение новой темы.

    Запись на доске.

1.Ребята бережно обращаются с учебниками.

2.Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.

   Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.

   Анализ второго предложения.

Вывод: Второе предложение  с обращением.

      Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

       Где стоит обращение?

       Преобразуйте предложение так, чтобы обращение стояло в середине и в конце. Объяснить знаки препинания.

  Запишите в тетради.

Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

    Ребята! Бережно обращайтесь с учебниками.

   Разберите предложение по членам.

Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им.п.

   Работа с учебником

  IY.Физкультминутка.

  Y.Закрепление.

  Беседа с классом.

 Слово учителя. Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

   Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где встречаются обращения: «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».

    - С какими словами обращается царевна, Елисей? Как это характеризует их?(ответы детей).

YI. Словарная работа. Объяснить правописание.

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю,

извините.

Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.

    Итог урока.

 1.Что такое обращение? Какова роль в предложении?

 2.Как выделяются обращения на письме?

Домашнее задание.

 Найдите в сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.

Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе

Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, по...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...