Конспект урока в 9 классе «Восстановление текста»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект урока в 9 классе  «Восстановление текста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_9_klasse_vosstanovlenie_teksta_1.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект урока в 9 классе  «Восстановление текста»

Цель: отработка навыков по переработке текста.

Задачи:

- совершенствовать навыки определения типов и стилей текста;

- формировать умения понимания прочитанного;

- отрабатывать навыки восстановление текстов разных типов речи.

Оборудование:

- компьютеры

I. Актуализация опорных знаний.

 Для того, чтобы успешно справиться с экзаменационным заданием, требующем провести анализ текста, успешно написать сжатое изложение, необходимо уметь перерабатывать текст.

1.Вы знаете несколько видов переработки текста. Назовите их.

Ответы:

- составление планов;

- составление тезисов;

- оформление выписок;

- составление конспектов;

- написание рефератов.

Сегодня мы будем заниматься восстановлением текстов различных типов и стилей. Для этого нам необходимо вспомнить  стили и типы речи.

Ответы:

Стили – художественный, научный, официально – деловой, публицистический, разговорный.

Типы – повествование, рассуждение, описание.

2. А также нам необходимо вспомнить основные признаки текста.

Ответы: тематическое единство, основная мысль, смысловая цельность: развернутость, последовательность (композиция), завершенность (зачин, средняя часть, концовка).

II. Работа с текстами.

Задание 1: В тексте «перепутан» абзацы. Восстановите текст.

  К. Паустовский «Рыжий кот»

А) Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них  и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Б) Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего  кота, который обворовывал нас каждую ночь.

В) Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня.

Г) Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Ответ: А,В,Б,Г.

Дополнительные вопросы:

1) Найдите цепочки  «связи». Почему нужно взять именно порядок абзацев?

2) Сколько микротем содержит первый абзац?

( 3 микротемы: характеристика кота, история с курами, реакция автора)

3) Объясните постановку знаков в предложениях 1 абзаца, составьте схему 1 предложения.

4) Определите стиль и тип текста.

Задание 2: Прочитайте  «лжетекст» и восстановите тексты – оригиналы ( работа со словарем по уточнению значения данного слова) и закрасьте их разными цветами.

Установка перед работой:

1) Можно ли это назвать текстом? Почему?

2) можно ли понять основную мысль?

3) какие законы текста нарушены?

( нельзя понять основную мысль, нет смысловой цельности, нарушена последовательность изложения, разные стили)

Лжетекст:

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо – татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, веревка все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Тексты – оригиналы.

1. Лошадка.

Я люблю свою лошадку:

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

                           А. Барто.

2. Монголо – татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.

                                                        (  Т.С. Голубева. Рассказы по истории)

3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает, веревка все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

                                                                             Сказка «Семицветный конь)

Дополнительные вопросы:

1) Какие слова объединяют первый текст? (имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

2) Какие «слова – инструменты» образовали второй текст? (Слова научного стиля. Формы глаголов прошедшего времени)

3) Почему вы решили, что третий текст – сказка? (слова разговорного стиля, глаголы совершенного вида придают тексту динамичность).

Задание 3 на понимание прочитанного. Упражнение состоит из текста, который 1 раз читает учитель, и нескольких истинных и ложных утверждений, которые отмечают учащиеся после прочтения текста.

Текст. Часы на Спасской башне.

  В древности на Спасской башне Московского Кремля были установлены часы, которые своим устройством очень отличались от современных. Обыкновенно в часах вращается стрелка. А циферблат остается неподвижным. Тут было наоборот: циферблат вращался, а стрелка оставалась неподвижной. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами. На циферблате было обозначено не двенадцать часов, как обычно, а целых семнадцать. Часы показывали время дня от восхода  до заката солнца:  при восходе били один раз, потом каждый час – до заката. После этого часы начинали счет с первого ночного часа до наступления дня.

    Почему же циферблат был разделен на семнадцать частей? Потому что столько часов длился в Москве самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой.  И только в 18 веке на башне были установлены часы с современным делением циферблата, которые были выписаны петром Первым из Голландии.

Задание: Запишите номера неправильных утверждений ( напечатаны на листочках и выданы каждому учащемуся)

1. В древних часах вращался циферблат.

2. Стрелка была в виде полумесяца.

3. На циферблате было обозначено семнадцать часов.

4. Часы с современным делением выписаны Петром Первым из Англии.

5.  при восходе часы били 6 раз.

6. Семнадцать часов длится в Москве самая длинная ночь.

7. Часы начинали счет с восхода.

8. Часы показывали время от восхода до захода солнца.

Ответ: 2,4,5.7.

Задание 4:  Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст.

А) И от библиотек, от их доступности. От доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны.

Б) Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст.

В) Библиотеки – это основное в культуре страны.

Г) Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить.

 Ответ: В А Г Б

3. Контроль . Задание  в  электронном варианте. Программа  оценивания.

Задание : Составьте из данных предложений текст.

А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,  

 виднелась небольшая деревенька.

Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло  душистой свежестью,  и в лесу весело распевали ранние птички.

В) Было тихое летнее утро.

Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.

Ответ: В Б А Г

Д/З: Составьте на выбор:

1) лжетекст; 2) текст с правильными или ложными утверждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"

План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...

Конспект урока "Виды информационной переработки текста"

Урок построен в соответствии с ФГОС и рассчитан на учеников 10 класса....

конспект урока по теме "Восстановление текста"

Конспект урока в 9 классе  «Восстановление текста»Цель: отработка навыков по переработке текста....

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...