Конспект урока "Виды информационной переработки текста"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Худорожко Лилия Владимировна

Урок построен в соответствии с ФГОС и рассчитан на учеников 10 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_10_klass_1.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Способы информационной переработки текста.

Цель: познакомить учащихся с методами и способами свертывания информации, видами переработки текста и приемами сжатия информации.

Тип урока: комбинированное: повторение изученного, знакомство с новым материалом, практическое освоение новых знаний, первичное закрепление материала.

Задачи:

совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;

развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности; совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование самостоятельно мыслящей личности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают способы переработки текста и приемы сжатия информации, указывают на различия между планом, тезисами и планом; используют на практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Оборудование:

раздаточный материал, ЭД

Ход урока

  1. Орг. момент.  Приветствие учащихся. Создание эмоционально- психологического настроя.

Раздача оценочных листов.

  1. Орфоэпическая разминка.

Аэропорты, жалюзи, красивее, звонишь, свекла, гнала, бухгалтеров, шарфы, хвоя, тезисы, ракушка, завсегдатай, включим, сверлит,  квартал, алфавит, новорожденный, диспансер, каталог, реферат.

- Расставьте ударение.

ВЗАИМОПРОВЕРКА с записью баллов в Оценочный лист.

- Что изучает орфоэпия?

III.Организация восприятия.  Выход на новую тему.

 - Чем интересно слово ТЕЗИСЫ?

- Назовите слова, которые относятся к способам информационной переработки текста.

- На прошлом уроке мы изучали тему «Русский язык помогает мне изучать другие науки». С какими видами работы с информацией мы работаем на разных предметах?

IV. Актуализация знаний. Изучение темы.

1. Объявление темы.

- Какова цель информационной переработки текстов?

- Назовите способы информационной переработки текстов.

Вспоминают виды переработки текста, определяют их необходимость в повседневной жизни ученика.

Называют основные методы, которые положены в основу свертывания информации, дают определения.

2. Вывешивание названия способов. (см. Приложение)

3. Организация осмысления

Заполнение таблицы. (см. Приложение)

Проверка  на ЭД.

САМОПРОВЕРКА. Выставление баллов в оценочный лист.

- С какими видами переработки текста вы чаще всего работаете?

4. Работа по повторению. Распечатка. (см. Приложение).

Текст Д.С. Лихачева.

Выполнение заданий.

ПРОВЕРКА (по доске).

Выставление баллов.

V.Закрепление.

- Сегодня мы будем работать, в основном, над планом, тезисами, аннотацией и д.з. у некоторых будет связано с конспектом.

1. . Работа с аннотациями на роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Сравнение аннотаций.

2. Работа с текстом на распечатке. «Есть ли у книги будущее?»

1) Чтение.

2) Составление сложного плана.

3) Выделение тезисов.

4) Работа по заданиям (см. Приложение).

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- О чем бы я мог рассказать после этого урока?

- На какие вопросы мог бы ответить?

VII. Д.З. (на выбор)

  1. Составить конспект параграфа по любому предмету.
  2. Написать сочинение на тему «Есть ли у книги будущее?»
  3. Написать аннотацию к книге.

Приложение.

V. (1) _______________________________________ - книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько памятны многие его эпизоды: охота и святки, первый бал Наташи Ростовой, лунная ночь в Отрадном, князь Андрей в сражении при Аустерлице... Сцены "мирной", семейной жизни сменяются картинами, имеющими значение для хода всей мировой истории, но для Толстого они равноценны, связаны в едином потоке времени. Каждый эпизод важен не только для развития сюжета, но и как одно из бесчисленных проявлений жизни, которая насыщена в каждом своем моменте и которую учит любить Толстой.

Хорошо известный классический роман-эпопея Льва Толстого рассказывает о сложном, бурном периоде в истории России и всей Европы — эпохе завоевательных походов императора Наполеона в Восточную Европу и Россию, с 1805 по 1812 год. Автор подробно рассказывает о Войне — о ходе боевых действий от Аустерлица до Бородино и Березины; и о Мире — показана жизнь в России в это же время, причем пером писателя охвачены все слои общества — дворянские семьи, крестьяне, горожане, солдаты и даже императоры.

В этом большом, многоплановом романе действуют десятки и сотни персонажей — и в их числе реальные исторические лица, при помощи которых Толстой старается изобразить жизнь в ту эпоху во всем ее многообразии. Часто автор отступает от основных событий романа и излагает свое мнение и взгляды по множеству вопросов — он говорит об исторической науке, о социологии и психологии, морали и нравственности, свободе и необходимости.

V.(2)/ (1)Есть ли у книги будущее? (2)Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. (3)Скептики и сомневающиеся были всегда. (4)И ворчуны тоже. (5)Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. (6) Поэтому читать перестанут совсем.

(7)«Одна из болезней нашего века – многочисленность книг...», – об этом говорил ещё в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. (8)И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. (9)Воодушевлённый изобретением фонографа, он писал, что теперь «писатели будут обращаться к актёрам и певцам, которые будут передавать их произведение фонографу». (10)Будущего читателя он представлял себе в таком виде: «(11)Спокойно развалясь на подушках дивана, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... (12)Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. (13)Так или иначе, а песня книги спета».

(14)Заметим, что во времена подобных оракулов мир не знал ещё ни кино, ни радиоприёмников, ни телевизоров, ни магнитофонов.

(15)Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. (16)Конечно, современники электронного века» имеют для таких высказываний ещё больше оснований. (17)Великие изобретения нашего врёмени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. (18)Но и утратив своё некогда монопольное положение, она по-прежнему остаётся могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций, ибо, как пишет учёный и писатель А. Азимов, «никогда не будет придумано что-либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную». (19) Как вы думаете, вытеснит ли книгу компьютер?

(19)Пророчество скорой гибели книги вызывает много разговоров, но его несостоятельность очевидна. (20)Так же, как изобретение фотоаппарата не «устранило» собой художника, а массовый выпуск дисков не уменьшил массы желающих попасть на концерты музыкантов, так и кино, телевидение, радио не могут заменить собой книгу. (21)Мало того, они сами не могут обойтись без её помощи (экранизации, радиоинсценировки, встречи с писателями). (22)Неужели кто-то считает, что техника – враг книги, а не её союзница и помощница?

(По Р. Палю)

Роберт Васильевич Паль – русский писатель, поэт и переводчик.

Задание: прочитав текст, составьте сложный план.

Выделите в тексте тезисы.

  1. Как вы озаглавите текст?
  2. Какова тема текста?
  3. Назовите основную мысль текста.
  4. Определите стиль и тип речи, приведите доказательства.
  5. Актуальна ли проблема, поднятая автором текста? В каком предложении она выражена?
  6. Как выражена авторская позиция? Какие средства использует автор, чтобы передать свои мысли? (Вопросительные предложения, цитирования)
  7. Текст исчезает с экранов, у доски и в тетрадях проводится словарная диктовка с объяснением: будущее, написано, воодушевлённый, частные, оракулы, что-либо, по-прежнему.
  8. Текст появляется на экране. Какое слово важно для понимания роли книги в жизни человека?(Будущее)
  9. Почему слова «хоронит» и «электронный век» взяты в кавычки?
  10. Определите лексическое значение слов: оракул (человек, все слова которого признаются непреложной истиной), диктофон (аппарат для звукозаписи речи), фонограф (прибор для механической звукозаписи и звуковоспроизведения), монопольный (исключительное пользование чем-либо).
  11. Укажите вид связи предложений первого абзаца. (Цепная)
  12. Укажите вид предпоследнего предложения первого абзаца. (сложноподчиненное) Какой тип подчинения представлен? (Однородное) Почему отсутствует запятая между придаточными частями? (Связаны союзом И).
  13. Запишите первое предложение второго абзаца, подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены.
  14. Выпишите из текста по одному примеру словосочетаний на все способы связей. (Пример: согласование – важным средством, управление – прочитать их, примыкание – были всегда.)
  15. Какова роль НИ в последнем предложении второго абзаца? (Соединительный повторяющийся союз, который употребляется в отрицательных предложениях с усилительным значением)
  16. Текст исчезает с экрана. Учитель диктует последний абзац текста. Затем текст вновь появляется, ученики проверяют написанное. В записанном отрывке найдите

А) предложение с вводным словом;
Б) предложение с деепричастным оборотом;
В) предложение с вводной конструкцией.

  1. Найдите в тексте предложения с прямой речью и с частичным цитированием. В чем разница?
  2. Какая проблема осталась за пределами текста? В каком предложении она выражена? (В последнем) Чем отличаются первое и последнее предложения текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Анализ и информационная переработка текста"

Презентация "Анализ и ннформационная переработка текста" межет быть использована на уроках русского языка или факультативах при подготовке к ЕГЭ. На слайдах представлены такие понятия, как тема, идея,...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

Методическая разработка по теме"Информационная переработка текста "

Здесь можно найти основные упражнения при подготовке к сжатому изложению в 9 классе....

Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).

Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по по...

Конспект урока в 5 классе «Информационная переработка текста: простой и сложный план».

Класс: 5.Тема: «Информационная переработка текста: простой и сложный план»....

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...