НЕ с деепричастиями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Михайлова Анастасия Викторовна

Технологическая карта урока "Не с деепричастиями". Русский язык 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_deeprichastiyami.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анастасия Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №602, г. Санкт-Петербург

Технологическая карта урока

1

Предмет

Русский язык

2

Класс

6

3

Базовый учебник

Русский язык 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

4

Тема урока

НЕ с деепричастиями

5

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

Цель урока

Дать представление о написании НЕ с деепричастиями. Ввести новый лексический и грамматический материал по теме.

7

Задачи урока

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений определять правильное написание НЕ с деепричастиями .

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

8

Формы работы обучающихся

Коллективные, в парах,  самостоятельная работа.

9

Оборудование

Доска, учебник для 6 класса, алгоритм, раздаточный материал.

        

Этап урока,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

  1)Организационный этап.

Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. А с каким настроением вы пришли на занятие? Похлопайте в ладоши те

- кто не выспался сегодня

- кто вкусно позавтракал        

- кто рад видеть соседа

Кто готов работать.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Послушайте притчу.

Некий царь однажды решил проверить, на что способны его подданные. Он велел привезти огромный камень и положить его поперёк дороги. Сам он спрятался и стал смотреть, как себя поведут люди. А люди ходят, всячески пытаются обойти камень, поругивают царя, мол, что это он совсем не заботится о том, чтобы убрать препятствие с их пути. Царь наблюдает. И вот подъехал один крестьянин на телеге, запряжённой быками. Видит — камень на дороге, препятствие, и не только для него — для всех людей. Поругивая царя, он распряг быков, подвёл под камень доски, обвязал его верёвками и с неимоверными усилиями стащил с дороги. Смотрит, а под камнем лежит кошелёк с золотом. Поднял крестьянин его и обнаружил записку: «А это награда тому, кто преодолевает препятствия».

На пути изучения русского языка много камней-препятствий, которые нам предстоит преодолеть. А наградой будет хорошее владение русской речью.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прокомментировать орфограммы.

Формулируют цели и задачи урока.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками 

3) Актуализация знаний.

Посмотрите запись на доске.

1. (Не)глубокая речка, а мелкая.                              

2. (Не)брежная запись.

3. (Не)хотел уезжать.

4. Сказал (не)правду.

5. Вовсе (не)интересная книга.

6. (Не)здоровый вид.

7. В гости (не)пришёл.

8. (Не)приятель атаковал.

9. (Не)нависть к врагу.

10. (Не)лёгкая, а трудная работа.

- Какие знания вам пригодились? (правописание не с разными частями речи)

- А всегда ли не с глаголом пишется раздельно?

 (нет, в словах исключениях пишется  слитно)

- Назовите глаголы исключения

- Написание НЕ с какой частью речи мы еще не рассматривали?

(с деепричастием)

- Можете назвать тему урока? (Правописание не с деепричастием). Записать.

- Какую цель вы ставите перед собой?

узнать правило написания НЕ с деепричастием                

научиться правильно писать деепричастие с НЕ

  • Нам необходимо повторить сведения о деепричастии. Играем в лингвистический футбол.
  • -Что называется деепричастным оборотом? (Это деепричастие с зависимыми словами).
  • - Каким членом предложения является деепричастный оборот? (Является обстоятельством).
  • - Что еще знаем о деепричастиях и деепричастных оборотах? (Они всегда на письме выделяются запятыми).
  • От каких слов образуются деепричастия?

- Итак, основные сведения о деепричастном обороте вами  усвоены.

Проговаривают по цепочке.

Вспоминают и формулируют определения основных понятий, правила написания не с разными частями речи.

Корректируют в случае необходимости ответы своих товарищей.

Задают вопросы, отвечают на вопросы своих одноклассников.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

умение выстраивать логическую цепь, выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;

умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы

4) Первичное усвоение новых знаний.

Что объединяет эти выражения? 

Глазам своим (не)верить.                          

И бровью (не)шевельнув.

(В них есть не.)

А что различает?  (В первом предложении не  с глаголом, а во втором – с деепричастием).      

Что знаем о написании не с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно за исключением слов, которые без не не употребляются).

 Как пишется не с деепричастиями?

Сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем

В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

- Составьте алгоритм:                                                

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не

  Да                  Нет

 Раздельно        Слитно

У кого есть вопросы?

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Составляют алгоритм.

Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают свой вывод и вывод учебника.

Находят в тексте информацию.

Работают с учебником.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

5) Первичная проверка понимания

+

физкультминутка

Если раздельно – приседаем:

 не веря

недоумевая

не находя

не замечая

не произнося

не стихая

ненавидя

не дождавшись

не узнав

не радуясь

не чувствуя

не страшась

не возмущаясь

невзлюбив

Выполняют упражнение.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

ценность  здорового и безопасного образа жизни;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

умение самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ

6) Первичное закрепление.

Лингвистический эксперимент.

Вы не просто выбрали карточку нужного цвета, а выбрали себе профессию:

синий –Грамотеи. Вставить пропущенные буквы

желтый – знаток пунктуации. Вставить пропущенные знаки препинания

        зеленый – сыщик. Подчеркнуть деепричастные обороты.

Упр. 515 (учебник)

Выполняют задание в группе.

Осуществляют коллективную проверку.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

договариваться о правилах и вопроса для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

ТЕСТ

  1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
    а. Признак предмета по действию
    б. Признак предмета
    в. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
    г. Действие предмета
  2. Найдите словосочетание с деепричастием:
    а. Закутанный в тулуп

б. Укрепил болт

в. Вырастив урожай

г. Запер на замок
3. Найдите неверное утверждение
а. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
б. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
в. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
г. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола
4.Деепричастный оборот – это…
а. Одиночное деепричастие
б. Деепричастие с частицей НЕ
в. Деепричастие с зависимыми от него словами
г. Два деепричастия
5. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
а. сказуемым 
б. определением

в. дополнением
г. обстоятельством
6. Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выдели его в предложении.
а. Ребятишки прыгали, любуясь на ёлку.
б.  Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

7.  Какое деепричастие пишется раздельно.

а. Не)годуя 
б. (Не)увлекаясь 
в. (Не)взлюбив 
Ключ: 1в, 2в, 3а, 4в, 5г, 6а, 7б.

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; работать по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

умение выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

умение работать индивидуально

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выписать из художественных текстов 5 предложений с приастными или деепричастными оборотами

        ИЛИ

Записать слова с изученной орфограммой для словарного диктанта

                                                     ИЛИ

Упр. 513.

Записывают домашнее задание.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

знание истории своего края;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства  для решения достижения цели;

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Выберите фразеологизм.  Как работали на уроке?

С огоньком

Засучив рукава

Как лошадь

 С чем уходите с урока?                                                  Светлая голова                                                                                                        Каша в голове

Как ощущали себя на уроке?

Как рыба в воде                                                                        

Ни рыба ни мясо                                                                      

Не в своей тарелке.

Похлопайте в ладоши те,

- у кого остались вопросы

- кто разобрался в теме

-кто уходит с урока в хорошем настроении

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....