Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рыжикова Евгения Михайловна

Данная программа предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  3. Учебный план МБОУ Сныткинская СОШ на 2019-2020 учебный год.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(утв. Приказом  Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253, с изменениями и дополнеиями от 5 июля 2017 года).

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно - методический комплекс:

-Программа под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово», к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы:Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2009)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

  1. Общая характеристика учебного предмета

      Данная программа обеспечивает в преподавании  единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

         Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации над предметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

       Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

      Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения обучающихся орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

       Программа составлена с учетом принципа преемственности между уровнями обучения: начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Содержание курса русского языка на уровне среднего общего образования (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

       Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

      Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные  общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

       Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем образовательную деятельную деятельность, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных обучающимся в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

       Общие цели учебного предмета

       Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

           Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

      Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей.


      Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

          Задачи обучения:

- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

 -формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

 -освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

3.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в ХI классе – 70 часов  (2 часа в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания курса

«Русский язык»

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

5. Предметные результаты освоения курса

«Русский язык»

                 

          Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения

          В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

           В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;  использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

6.Содержание программы

                          Синтаксис и пунктуация

Основные принципы русской пунктуации.

   Пунктуационный анализ.

                              Словосочетание 

 Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.     

 Синтаксический разбор словосочетания.

                            

  Предложение 

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

              Простое предложение 

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

   Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

   Синонимия разных типов просто предложения.        

                      Простое осложнённое предложение 

 Синтаксический разбор простого предложения.

   Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных  и неоднородных приложениях.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися  и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

      Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

   Параллельные синтаксические конструкции.

   Знаки препинания при  сравнительном обороте.

   Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.                 

Сложное предложение 

 Понятие о сложном предложении.

   Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

   Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

   Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения с несколькими придаточными.

   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

   Период. Знаки препинания в периоде.

   Синонимия разных типов сложного предложения.                       

                            

                                 

                                     Предложения с чужой речью 

 

  Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при  цитатах.

                          Употребление знаков препинания

 Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

                                        Культура речи

 Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.  Правильность речи.

   Норма литературного языка. Типы норм  литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

   Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

   Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

   Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

                                     Стилистика

 Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

   Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

   Особенности литературно-художественной речи.

                                               Текст

 Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

 

 История русского языкознания

 

                7. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

68 часов

1

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

1

2

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания

1

3

Входной диктант

1

Предложение

29 часов:

4

Понятие о предложении. Классификация предложений

1

Простое предложение / 3 часа/

5

Виды предложений по цели высказывания

1

6

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

7

Предложения утвердительные и отрицательные

1

Виды предложений по структуре / 6 часов /

8

Двусоставные и односоставные предложения

1

9

Тире между подлежащим и сказуемым

1

10

Распространенные и нераспространенные предложения

1

11

Полные и неполные предложения

1

12

Тире в неполном предложении

1

13

Соединительное тире. Интонационное тире

1

Простое осложненное предложение / 7 часов/

14

Синтаксический разбор простого предложения

1

15

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

16

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

1

17

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

18

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами

1

19

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами

1

20

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах

1

Обособленные члены предложения.

Знаки препинания при обособленных членах предложения / 6 часов/

21

Обособленные и необособленные определения

1

22

Обособленные приложения

1

23

Обособленные обстоятельства

24

Обособленные дополнения

1

25

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1

26

Знаки препинания при сравнительном обороте

1

Знаки препинания при словах и конструкциях,

грамматически не связанных с предложением /5 часов/

27

Знаки препинания при обращениях

1

28

Вводные слова и вставные конструкции

1

29

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

1

30

Контрольный диктант по теме

«Простое предложение»

1

31

Анализ контрольного диктанта

1

32

Административный контрольный диктант за I полугодие

Сложное предложение / 9 часов/

33

Понятие о сложном предложении

1

34

Знаки препинания в ССП. Синтаксический разбор ССП

1

35

Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным

1

36-37

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными

2

38

Знаки препинания в БСП. Синтаксический разбор БСП

1

39

Период. Знаки препинания в периоде

1

40

Контрольный диктант по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

1

41

Анализ контрольного диктанта

1

Предложения с чужой речью / 6 часов/

42

Способы передачи чужой речи

1

43

Знаки препинания при прямой речи

1

44

Знаки препинания при диалоге

1

45

Знаки препинания при цитатах

1

46

Контрольный диктант по теме

«Предложения с чужой речью»

1

47

Анализ контрольного диктанта

1

Употребление знаков препинания / 3 часа + 2/

48

Сочетание знаков препинания

1

49

Факультативные знаки препинания

1

50

Авторская пунктуация

1

51-52

Развитие речи

Изложение (упр.523)

2

Культура речи / 5 часов/

53

Язык и речь

1

54

Правильность русской речи

1

55

Типы норм литературного языка

1

56

О качествах хорошей речи

1

57

Контрольная работа по теме

 «Культура речи»

1

СТИЛИСТИКА

Функциональные стили / 7 часов /

58

Научный стиль

1

59

Официально-деловой стиль

1

60

Публицистический стиль

1

61

Разговорный стиль

1

62

Особенности литературно-художественной речи

1

63

Анализ текста

1

64

Контрольная работа по теме

«Стилистика. Функциональные стили»

1

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ / 2 часа/

65

М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К.Грот

1

66

А.А.Шахматов, Л. В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов

1

67

Итоговый контрольный диктант

1

68

Анализ контрольного диктанта

1

8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

       Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Н.Г. Гольцова.  Программа «Русский язык. 10—11 классы», - М., «Дрофа», 2010.

2. Учебник. Русский язык. 10—11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 6-е изд. - М..,  ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

3. Н.Г. Гольцова, И.В.. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

4.  Н.Г. Гольцова. Контрольные тесты по русскому языку. Орфография и пунктуации. 10-11 классы - М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

 

        Учебно-методический комплекс ученика:

1. Учебник «Русский язык. 10—11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 6-е изд. -  М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

2. Н.Г. Гольцова. Контрольные тесты по русскому языку. Орфография и пунктуации. 10-11 классы - М., ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2011.

  •   Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2012.;
  •   Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,2011.
  •   Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...