Сложносочиненное предложение и его особенности (урок в 9 классе)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Белова Людмила Ивановна

Материал помогает учащимся 9-х классов закрепить изученное по теме "Сложносочиненные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_i_ego_osobennosti.pptx595 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восьмое октября Классная работа Проблемный вопрос: для чего ученику 9 класса нужны теоретические знания по синтаксису русского языка? Будет ли им найдено применение в практической жизни? Что нового из синтаксиса узнали мы в 9 классе? Какой раздел синтаксиса проходим? Каким будет первое задание этого урока? А какова его тема?

Слайд 2

Сложносочиненное предложение и его особенности

Слайд 3

Повторим теорию Диктант «Да – нет» Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. 2. Сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые 3. Если части ССП равноправны, они обычно связаны соединительными союзами. 4. Сочинительные союзы могут обозначать одновременность, последовательность и причину.

Слайд 4

Повторим теорию Диктант «Да – нет» 5. Союзы также, тоже чаще находятся внутри части ССП. 6 . Сочинительные союзы связывают и однородные члены предложения. 7 . Союзы зато, однако вносят в предложение значение чередования. 8 . Союзы и, иль, либо могут быть повторяющимися.

Слайд 5

Повторим теорию Диктант «Да – нет» 9 . Союзы также, тоже - соединительные и заменяются союзом И. 10. ССП делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с разделительными союзами, ССП с противительными союзами.

Слайд 6

Проверим теорию Диктант «Да – нет» Взаимооценка: Нет ошибок – 5, 1-2 – 4, 3-5 – 3 «Да» – 1,3,4,5,6,8,9,10. «Нет» -2,7.

Слайд 7

Цели урока: Закрепить знания основных понятий ССП. 2. Понимать и уметь правильно объяснять пунктуацию в СПП. 3. Уметь применять полученные знания на практике. 4. Результат работы проверить при помощи самоконтроля.

Слайд 8

Пунктуация в ССП. Закрепление. Всегда ли между частями сложносочинённого предложения ставятся запятые? Была ранняя весна, и утка летела плохо.

Слайд 9

Пунктуация в ССП. Закрепление. Между частями сложносочинённого предложения есть не только запятые. Но пришёл апрель и сдалась зима.

Слайд 10

Пунктуация в ССП. Закрепление. Если в предложении содержится резкое противопоставление ; указывается на быструю смену событий; действие следующего простого является следствием действия предыдущего – ставим тире . Но пришёл апрель – и сдалась зима.

Слайд 11

Знаки препинания в ССП Обольщённый моею славой он стал было искать моего дружества но я принял его холодно.

Слайд 12

Знаки препинания в ССП ставится: ; Если части сложносочинённого предложения распространены, осложнены либо мало связаны по смыслу друг с другом. Обольщённый моею славой, он стал было искать моего дружества ; но я принял его холодно.

Слайд 13

Знаки препинания в ССП Знак препинания в ССП может отсутствовать! Между частями сложносочинённого предложения при наличии общего второстепенного члена. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Слайд 14

У меня задрожали ноги. У меня закружилась голова. У меня задрожали ноги и закружилась голова. Используя 2 простых предложения, составьте сложносочинённое с общим второстепенным членом у кого?

Слайд 15

Расставьте знаки препинания в ССП По словам охотников зверь в этих местах вывелся и птица исчезла. Когда окончился футбольный матч зрители покинули стадион и трибуны опустели. Получилось?

Слайд 16

Знаки препинания в ССП Знак препинания в ССП может отсутствовать! Если в ССП есть общее вводное слово, придаточное предложение. По словам охотников , зверь в этих местах вывелся и птица исчезла. ( Когда окончился футбольный матч ), зрители покинули стадион и трибуны опустели.

Слайд 17

Расставьте знаки препинания в ССП Вы придёте ко мне или мне прийти к вам? Пусть ветер воет и река клокочет!

Слайд 18

Знаки препинания в ССП Знак препинания в ССП может отсутствовать! В ССП, если все его части являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями. Вы придёте ко мне или мне прийти к вам? Пусть ветер воет и река клокочет! ( побуд )

Слайд 19

Расставьте знаки препинания в ССП Мороз и солнце. Прогулка в парке и катание на лыжах. Вокруг было темно и нам стало страшно .

Слайд 20

Знаки препинания в ССП В ССП, если все его части являются назывными или безличными предложениями, знаки не ставятся. Мороз и солнце. Прогулка в парке и катание на лыжах. Вокруг было темно и нам стало страшно.

Слайд 21

Закрепление. Пунктуационный разбор , обозначьте грамматические основы . Снег сошёл но всюду остались ледяные корки. Вскоре после восхода набежали тучи и брызнул короткий дождь. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал. На стадионе развевались разноцветные флаги и звучала музыка. Какой он хороший и как его все любят! Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату .

Слайд 22

Образец Снег сошёл, но всюду остались ледяные корки. (ССП с против.союзом - запятая). НО

Слайд 23

Пунктуационный диктант Спишите, выполните п унктуационный разбор , обозначьте грамматические основы, выделите союзы . Снег сошёл но всюду остались ледяные корки. Вслед за ветром набежали тучи и брызнул короткий дождь. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал. На стадионе развевались разноцветные флаги и звучала музыка. Какой он хороший и как его все любят! Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату .

Слайд 24

Проверяем: Снег сошёл, но всюду остались ледяные корки (ССП с против.союзом - запятая). Вслед за ветром набежали тучи - и брызнул короткий дождь. (2-я часть ССП – следствие 1-й, тире) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. (ССП с повтор.раздел.союзами - запятая) На стадионе развевались разноцветные флаги и звучала музыка. (В ССП общ. втор. член, знаков нет) Какой он хороший и как его все любят! (Оба предл . ССП – восклиц ., знаков нет) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Есть общее придаточное, м/у частями ССП знаков нет)

Слайд 25

Итог урока: Самоконтроль (итог – среднее арифметическое из двух отметок: проверка теоретических знаний и объяснения знаков препинания) Дано полное верное объяснение и назван знак – 5 . Знак препинания поставлен, но дано неверное объяснение в одном-двух предложениях – 4 . Не поставлен или поставлен лишний знак и неверны объяснения в 3-4 предложениях – 3

Слайд 26

Домашнее задание: схематический диктант + любое упражнение из пар. 8 Север дышит ветром и полынь колышет. Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться. Весна и уже тепло. В саду было тихо но откуда-то издалека доносился шум колёс. И поля молчат и село уснуло и всё кругом умолкло. В эту минуту дверь отворилась и вошёл довольно высокий человек.

Слайд 27

Рефлексия Знаю Узнал Умею Трудно Легко Интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложносочиненное предложение и его особенности"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложносочиненное предложение и его особенности". Задания, представленные в конспекте, отвечают современным требованиям. Для достижения ц...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях"

Презентация к уроку русского языка "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях" (9 класс)...

Карточки для индивидуальной работы по теме "Сложносочиненные предложения. Союзы и союзные слова". 9 класс

Данный материал позволяет отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях. Отработать навыки разграничения союзов и союзных слов. Также можно использовать для промежуто...