Тема: Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sushchestvitelnoe_5klass.docx258.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Всё о существительном.

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как    части речи.

Задачи:     

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.

- Закрепить правила правописания имен существительных (собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).

- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.

- Обогащать активный и пассивный  словарь учащихся.

2. Коррекционно-развивающие.

- Учить организации связного высказывания.

- Развивать навыки осмысленных, доказательных ответов.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).

- Учить использовать в устной и письменной речи выразительные средства языка.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку, поэтическому слову, русской словесности.

- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.

   

  1. ХОД     УРОКА.
  2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Проверка домашнего задания. Загадки о членах предложения.  

Мини – презентации о существительном.                  

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Сегодня на уроке мы с вами будем обсуждать кого?

- Узнаете, если отгадаете загадку:

                                     Давно живу я в мире этом,

                                     Даю названия предметам.

- Правильно, это его высочество « Имя существительное».

3. Разминка.

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто отгадывает загадки,

Тот становится умней.

Ребусы :

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_m59bab205.jpghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_m764660b5.jpg

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_787a56c4.jpghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_143d1669.jpg

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_m496d2214.jpghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_m3fdfca2c.jpg

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_mf1ddc03.gifhttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_32756956.jpghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_3487ee94.jpghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157945/97326/97326.doc_html_m2025ec73.gif

*Проверка написания слов.

Что общего у этих слов?

- Мы повторим  все то, что мы узнали о признаках этой части речи. На карточках отмечаем и в конце урока выясняем, сколько знаний у каждого в копилке:

+ я знаю

? сомневаюсь

- не знаю

- А языковым материалом урока будет служить очень интересный текст – легенда о горе Машук.

      (Звучит музыка).

Учитель читает текст «Гора Машук».

Гора  Машук расположена на Северном Кавказе в районе Кавказских Минеральных Вод. О Машуке сложено немало легенд. По одной из них в далёкие времена жили нарты - богатыри и росла девушка Машука.    

Дружно и счастливо жили нарты до тех пор, пока их вождь не влюбился в Машуку. Но она любила сына вождя. Старик отправил сына на охоту, чтобы самому жениться на Машуке. Девушка отвергла вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое на палец возлюбленным в знак верности. Покатилось кольцо далеко по степи, и увидел его жених. Встревоженный он примчался домой и вступил в бой с отцом, защищая невесту. 

Старый вождь сбил с головы сына железный шлем и пятью ударами меча отнял у него жизнь. Однако и сам не уберёгся - единственный удар сына глубоко рассёк его седую голову. Не перенесла гибель жениха Машука и кинжалом возлюбленного пронзила своё сердце. Смертельный бой продолжили сторонники отца и сторонники сына. Живых не осталось.

(Продолжение на следующем уроке).

4.Актуализация знаний.  На экране текст. (Слайд).

А) Из подчёркнутых предложений выписать сущ. и определить падеж.

Б) В  каком словосочетании верно определён падеж  существительного:

седую голову (р.п.)

старый вождь (в.п.)

на Северном Кавказе (п.п.)

потеряла кольцо (и.п.)

защищать  невесту (р.п.) (Слайд).

В)  Подчеркнуть существительные и определить их склонение:

Старый вождь сбил с головы сына железный шлем и пятью ударами меча отнял у него жизнь.( Слайд).

Г) Из первого абзаца  выписать существительные во множественном числе и употребить их в единственном.

                

5.Физкультминутка.

      6.Словарная работа. (Слайд).

- Как вы понимаете словосочетание -

в знак верности

- Кто такие: нарты- богатыри

- Что такое легенда?

      7.  Работа по группам:

Первая группа  из второго абзаца выписывает существительные 1-скл., а        вторая группа существительные 2-скл.

      8.Творческая  работа. (Слайд).

 На экране картина снежных гор.  Используя  существительные : гора, вершина, снег, лёд, река - составить небольшой текст.  

     9.Задание «Проверь себя».

А)  Из второго абзаца в первый столбик выписать  - сущ. жен. рода,

                                   во второй – сущ. муж. рода,

                                    в третий – сущ. ср. рода.

Б)  Какими членами предложения могу быть имена существительные, подчеркнуть:

Старик отправил сына на охоту, чтобы самому жениться на Машуке.

10.Рефлексия.

- У кого  сколько знаний в «Копилке».

- Мы повторили…

- Закрепили…

- Получили оценки…

11.Подведение итогов, показ презентаций, оценивание работ.

12.Домашнее задание.

Сочинение -  миниатюра. Каким вы представляете себе красавицу Машуку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"...