Тема: Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Всё о существительном.
Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.
- Закрепить правила правописания имен существительных (собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных).
- Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи.
- Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
2. Коррекционно-развивающие.
- Учить организации связного высказывания.
- Развивать навыки осмысленных, доказательных ответов.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).
- Учить использовать в устной и письменной речи выразительные средства языка.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Формировать интерес, любовь к родному языку, поэтическому слову, русской словесности.
- Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.
- ХОД УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Проверка домашнего задания. Загадки о членах предложения.
Мини – презентации о существительном.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Сегодня на уроке мы с вами будем обсуждать кого?
- Узнаете, если отгадаете загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Правильно, это его высочество « Имя существительное».
3. Разминка.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто отгадывает загадки,
Тот становится умней.
Ребусы :
*Проверка написания слов.
Что общего у этих слов?
- Мы повторим все то, что мы узнали о признаках этой части речи. На карточках отмечаем и в конце урока выясняем, сколько знаний у каждого в копилке:
+ я знаю
? сомневаюсь
- не знаю
- А языковым материалом урока будет служить очень интересный текст – легенда о горе Машук.
(Звучит музыка).
Учитель читает текст «Гора Машук».
Гора Машук расположена на Северном Кавказе в районе Кавказских Минеральных Вод. О Машуке сложено немало легенд. По одной из них в далёкие времена жили нарты - богатыри и росла девушка Машука.
Дружно и счастливо жили нарты до тех пор, пока их вождь не влюбился в Машуку. Но она любила сына вождя. Старик отправил сына на охоту, чтобы самому жениться на Машуке. Девушка отвергла вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое на палец возлюбленным в знак верности. Покатилось кольцо далеко по степи, и увидел его жених. Встревоженный он примчался домой и вступил в бой с отцом, защищая невесту.
Старый вождь сбил с головы сына железный шлем и пятью ударами меча отнял у него жизнь. Однако и сам не уберёгся - единственный удар сына глубоко рассёк его седую голову. Не перенесла гибель жениха Машука и кинжалом возлюбленного пронзила своё сердце. Смертельный бой продолжили сторонники отца и сторонники сына. Живых не осталось.
(Продолжение на следующем уроке).
4.Актуализация знаний. На экране текст. (Слайд).
А) Из подчёркнутых предложений выписать сущ. и определить падеж.
Б) В каком словосочетании верно определён падеж существительного:
седую голову (р.п.)
старый вождь (в.п.)
на Северном Кавказе (п.п.)
потеряла кольцо (и.п.)
защищать невесту (р.п.) (Слайд).
В) Подчеркнуть существительные и определить их склонение:
Старый вождь сбил с головы сына железный шлем и пятью ударами меча отнял у него жизнь.( Слайд).
Г) Из первого абзаца выписать существительные во множественном числе и употребить их в единственном.
5.Физкультминутка.
6.Словарная работа. (Слайд).
- Как вы понимаете словосочетание -
в знак верности
- Кто такие: нарты- богатыри
- Что такое легенда?
7. Работа по группам:
Первая группа из второго абзаца выписывает существительные 1-скл., а вторая группа существительные 2-скл.
8.Творческая работа. (Слайд).
На экране картина снежных гор. Используя существительные : гора, вершина, снег, лёд, река - составить небольшой текст.
9.Задание «Проверь себя».
А) Из второго абзаца в первый столбик выписать - сущ. жен. рода,
во второй – сущ. муж. рода,
в третий – сущ. ср. рода.
Б) Какими членами предложения могу быть имена существительные, подчеркнуть:
Старик отправил сына на охоту, чтобы самому жениться на Машуке.
10.Рефлексия.
- У кого сколько знаний в «Копилке».
- Мы повторили…
- Закрепили…
- Получили оценки…
11.Подведение итогов, показ презентаций, оценивание работ.
12.Домашнее задание.
Сочинение - миниатюра. Каким вы представляете себе красавицу Машуку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72346.jpg)
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-544809-1446176239.jpg)
урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
дана разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731984-1451996597.jpg)
Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс
Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-487684-1585050378.jpg)
Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"
Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"...