Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку

Сидоренко Августа Николаевна

План-конспект урока русского языка по ФГОС ООО

 

 

 

Класс – 5

Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие

Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации

 Задачи: научить детей 1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

                                           2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным и глаголом прошедшего времени.

                                          3)Включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный

 

УУД:

 познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-памятки.

Этапы урока:

1) этап мотивации,

2)этап актуализации,

3)этап объяснения нового материала,

4)этап первичного закрепления с проговариванием вслух,

5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

6) этап включения в систему знаний и повторение,

7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,

8) этап объяснения домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_fgos.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по ФГОС ООО

 

выполнила  Жирнова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Новополеводино» Саратовской области  Балаковского района

Класс – 5

Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие

Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации

 Задачи: научить детей 1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

                                           2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным и глаголом прошедшего времени.

                                          3)Включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный

УУД:

 познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-памятки.

Этапы урока:

1) этап мотивации,

2)этап актуализации,

3)этап объяснения нового материала,

4)этап первичного закрепления с проговариванием вслух,

5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,

6) этап включения в систему знаний и повторение,

7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,

8) этап объяснения домашнего задания.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивация

3мин.

Проверяю готовность учащихся к уроку

Провожу игру «Третий лишний» (запись на доске)

1) кони , лошади, пони

2)песни, ножницы, бури

3)сумерки, темнота, вечер

Задаю вопрос:

-Какое мы можем сделать открытие?

Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы. Играют в игру «Третий лишний»

1)пони

2)ножницы

3)сумерки

Отвечают на вопрос:

-Есть сущ., которые имеют только форму множественного числа.

-Не все сущ.могут иметь два числа(ед. и мн.)

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

2.Актуализация знаний (разминка)

5мин.

Прошу открыть тетради, записать дату ( тема урока пока не записывается, оставляется место),

указать вид работы.

Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слова спроецированы на доску):

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, похороны, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, опилки, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки,  инструмент, диван, грабли.

Проверим, какие слова вы выписали.

Дети выполняют работу в тетрадях.

Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.

По очереди называют выписанные слова.

Выборочная работа (П)

Логические действия(П)

Самоопределение(Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

 

3.Формирование новых знаний.

7мин.

А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию).

На доске запись:

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Задание:

Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Задаю вопрос классу:

Как же мы можем сформулировать тему урока?

(по аналогии с предыдущей темой)

Предлагаю записать тему на доске тому ученику, кто её правильно сформулировал первым.

Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 206(материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Вопросы для мышления:

  1. Как найти существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные?
  2. Как определить род у имени существительного?
  3. В каком числе употреблены выписанные существительные?

Затем проверяют, делают вывод.

Учащиеся выполняют

-Имена сущ,, которые имеют только форму единственного числа

Записывают тему в тетрадь ( там , где оставлено для этого место)

Пересказывают текст напарнику, задают вопросы

Предполагаемые вопросы:

Почему нельзя сказать: «Стоят хорошие погоды?»

Чем отличается сущ. погода от других слов?

Извлечение необходимой информации из текста

(П)

Работа в паре(К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками(К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

10мин.

_____________

5.Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону

5 мин.

А) упр.№512 – устно. Выполняется в форме игры «Передай другому» . Ребята по рядам передают друг другу мяч, при этом называя слова (небольшая подвижная пауза).

Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание.

Спрашиваю, как поняли задание фронтально и предлагаю выполнить упражнение, заполнив таблицу и  комментируя вслух.

 Обращаю внимание на слова в рамочках (стр.206), прошу проговорить в парах эти слова и составить и записать с ними словосочетания [сущ.+ прил.]. Все ли слова были понятны?

____________________________________________

А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам.

В-1. Подобрать  к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна.

 Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

В-2. Подобрать  к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство

Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

Учащиеся передают мяч и придумывают слова, продолжая начатый в книге ряд. ( Могут пользоваться словами для справок)

Учащиеся читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу

1 столбик ( с ударением на 1 слог) : засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок. 2 столбик (с ударением на 2 слог):боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель. 3 столбик(с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Проверяем

Учащиеся обсуждают. Называют ответы.

Красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель ...

______________________________________________Ученики выбирают вариант и

самостоятельно выполняют задание по эталону:

1 .Правда-ложь, Бедность-богатство, горе-радость,

Старость- молодость, белизна- чернота.

2. Беготня-тишина, свет-тьма, движение- неподвижность, доброта-злость, боязнь-смелость,

Детство- старость (взрослость) Затем проверяют, делают вывод.

Игровой момент (К)

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)

___________________

Самоопределение(Л)

Выполнение действий по алгоритму(П)

Коррекция(Р)

6.Включение в систему знаний и повторение

7 мин

А)Делаю на доске запись:

Не все существительные  имеют два числа:

Обращаюсь к ученикам: « Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение?  Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие( == а именно). Продолжите предложение.

Б)Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме  О,О,ОиО – это рабочие инструменты.

Задание 2 группе: вспомнить  «вкусные» сущ. и «подать» их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О,О,О и О – это наш любимый завтрак.

Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. и мн.ч.

Учащиеся могут свободно передвигаться по классу и общаться в группах

Примерные ответы.

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - …

Молоко, творог, сметана и редис-…

Постановка и формулирование проблемы(П)

Робота в группах(К)

Составление предложений по схеме(П)

Задание творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других (К)

7. Рефлексия

5мин.

Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.

Проведите рефлексию в паре, используя клише.

Обобщаю сказанное.  Благодарю за работу.

Прошу ребят оценить свою работу на уроке.

Составляет внутреннюю речь.

Клише при рефлексии:

  1. Что мне удается?
  2. Что мне не удается?
  3. Что ты мне посоветуешь?

Высказывается вслух по желанию или по просьбе учителя.

Рефлексия способов и условий действий(П)

Контроль и оценка результатов деятельности(П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха(неуспеха)(Л)

8 Д.З.

3мин.

Прошу записать домашнее задание в дневник: § 96 и объясняю разноуровневые задания:

упр.№ 514(выполнить по образцу), 515(провести выборочную работу), 516 (составить предложения) (одно по выбору уч-ся); словарные слова в рамочках записать в словарь и выучить.

Каждый

ребёнок записал д/з в дневник

Дифференцированные(разноуровневые) задания (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...