Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Лапшина Елена Александровна

Конспект урока на тему:"Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Урок №47 7 класс

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

  • Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.

                                  Планируемые образовательные результаты:

Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

                                                                   ХОД УРОКА.

Учитель:

Доброе утро, ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней, 
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.

Учитель: Какова основная мысль стихотворения?

Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Учитель: А вы хотели бы  «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради, линейки  и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку.  

Наш урок мы традиционно начнем с проверки домашнего задания.

Я просила вас образовать от имен существительных прилагательные и разделить их на две группы. посмотрим, что у вас получилось.

Рожь, туман, весна, кухня, гусь, земля, лед, нефть, лен, шерсть, змея,  лекция, утро, авиация, письмо, качество, старина, картина, глина, длина.

Н

НН

Ржаной, гусиный, земляной, ледяной, нефтяной, льняной, шерстяной, змеиный, глиняный.

Туманный, весенний, кухонный, лекционный, утренний, авиационный, письменный, качественный, старинный, картинный, длинный.

Все верно, по какому принципу вы разделили слова на две группы. (с Н и НН)

Молодцы, записываем число, классная работа.

Я  приглашаю к доске трех человек. Кто хочет попробовать свои силы? (выдаю карточки с заданием, задание зачитываю).

1.Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:

Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.

2.Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид:

Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный

3.Вставить гласную перед суффиксом причастия. Объяснить выбор гласной.

Поджар..нный, высуш..ный, испуг..нный, свар..нный, реш..нный

Пока ребята выполняют на доске задание вспомним, что мы знаем о причастии.

Проверим уже усвоенные знания. Проведем блиц-опрос:

- Что такое причастие? 

( причастие-часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой, какая, какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Настоящего и прошедшего времени. Обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно являются определениями и реже сказуемыми.)

- вспомните, от какой части речи  образуются причастия? (от глагола)

- признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)

- какого времени не имеет причастие? (будущего)

- назовите все суффиксы причастий.

- на какие два разряда делятся причастия (действительные и страдательные)

- В чем отличие действительных причастий от страдательных?

(ДП – причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие.

СП – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета)

- Ребята, скажите, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?

(ПО – причастие с зависимым словом. Если ПО стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если ПО стоит перед определяемым словом, то он зпт не выделяется.)

- Почему ДП настоящего времени имеют две пары суффиксов? ( ДП наст.вр. образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения, поэтому ДП , образованные от гл.1спр. имеют суффиксы ущ/ющ; от гл. 2спр.- ащ/ящ).

-А как же образуются СП настоящего времени? (СП образованные от гл 1спр имеют суффиксы ем/ом; от гл.2 спр –им)

Проверяем работу учащихся у доски.

Сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов). С прилагательными, образованными от существительных мы с вами уже встречались раньше, а вот о прилагательных, образованных от глаголов, мы пока почти ничего не  знаем. Давайте попробуем предположить, как они могут называться?

(введение понятия «отглагольные прилагательные»)

Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные»

Давайте теперь сравним их написание с причастиями (3 ученик)

Что вы заметили? (у прилагательных. Н, у причастий НН).

Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (разграничение

отглагольных прилагательных  причастий, чтобы правильно писать Н или НН)

Давайте наметим путь решения нашей проблемы. Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?

Понаблюдать за словами, сравнить их и сделать вывод.

 Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий)

Поставьте цели урока. 

-Научиться отличать отглагольные прилагательные от причастий,

- Для чего нам это нужно?

- Чтобы правильно писать суффикс с н или нн.

Реализация построенного проекта. (Карточки-подсказки для выбора своего варианта ответа лежат на столах)

Каждая пара получает задания для наблюдения. Необходимо проанализировать и сделать выводы. По ходу выводов коллективно заполняем таблицу правописания Н и НН

Исследовательская работа: (в парах)

1 вариант. От какого глагола образовано слово? Определите вид глагола. Есть ли приставка в глаголе, от которого образовано причастие? Сделайте вывод.

Решенный, вареная, брошенный, вязаный, крашеный,  некрашеный, купленный.

2 вариант. Обозначьте разницу в выделенных словах. Сделайте вывод.

ломаная линия – сломанная игрушка

путаный рассказ – запутанная история

крашеная доска – раскрашенная картинка

топленое молоко – растопленное масло

3 вариант. Определите разницу между парами словосочетаний. Выделите суффикс. Есть ли приставка в причастии? Сделайте вывод

печеный картофель – печенный в золе картофель

вяленая рыба – вяленная на солнце рыба

стриженые волосы – коротко стриженные волосы

квашеная капуста – квашенная мамой капуста

4 вариант. Выделите суффиксы. Что объединяет все слова? Сделайте вывод.

Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.

Вывод каждой группы, составление таблицы.

Н

НН

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить)

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить)

если причастия образованы от приставочных глаголов:

сломанная, запутанная, раскрашенный

 если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:

печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста

если причастия имеют при себе зависимое слово:

печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста

 

прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье

Составьте алгоритм действия при выборе Н или НН. (работа в парах) (карточки подсказки)

Определить вид глагола, от которого образовано причастие (отглагольное прилагательное)

Если сов. вида – пиши НН,

Если нес.вида – посмотри, есть ли приставки или зависимое слово.

Если да – пиши НН

Если нет – пиши Н (кроме слов на –ова, -ева)

В словах на –ова. –ева, - пиши НН (искл. кованый, жеваный)

Объяснить выбор Н или НН

Коллективная работа. Комментированное письмо. Эталон (объясняет учитель)

Реше..ая задача - решить(сов. вид) – НН

Жаре..ая картошка – жарить (нес. вид, не приставки, нет зависимых) – Н (отглагольное прилагательное)

Жаре..ая бабушкой картошка - жарить(нес.вид, но есть зависимое) - НН

Поджаре..ая картошка -поджарить ( есть приставка, и сов.вид) – НН

Выполнение упр. 203. Комментированное письмо.

Рефлексия.

А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Буквы лежат на столе)

Домашнее задание: упр. 202.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

тест по теме "Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Данный тест проверяет ЗУН учащихся по теме "Правописание н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях". Рассмотрены все сложные случаи написания слов с данной орфограммой...

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Цели урока: систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; формирование практических умений и навыков семиклассников по ...

Презентация по теме "Одна и две Н в причастиях и суффиксах отглагольных прилагательных"

Презентация содержит объяснительный материал и тренировочные упражнения. Можно использовать на уроке знакомств с темой и уроке закрепления....

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

правописание -н- и -нн- в отглагольных прилагательных и причастиях

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях...