Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему

Фирсова Елена Станиславовна

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: информационные ресурсы (ИКТ), дифференцтрованный подход в обучении, построение индивидуальной траектории обучения и создание ситуации успеха. Это последний урок в изучении заявленной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема: «Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени».

Тип урока: заключительный урок повторения и обобщения теоретических знаний.

Используемые образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, использование ИКТ.

Цель: развитие коммуникативно-грамотной личности.

Задачи:

  1. Дидактические: 1) повторить и обобщить знания учащихся по теме урока;

2) формирование умений и навыков, необходимых для         проведения комплексного анализа текста.

  1. Развивающие:      1) развитие мышления учащихся за счет выполнения ло-

                                  гических операций: анализ, классификация, выборка,

                                  группировка;

                                  2) развитие умения учащихся самостоятельно

                                  пополнять свои знания за счет работы со справочной

                                   литературой.

  1. Воспитательные: 1) воспитывать комплекс нравственных качеств при работе с текстом; 2) воспитывать чуткое отношение к слову.

Оборудование: учебник, тетради, сигнальные карточки (н  и нн), компьютер, программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку» 2006 года, орографические словари русского языка.

  1. Оргмомент. Приветствие класса. Запись числа и темы урока. Цели урока (общеобразовательные) должны быть сформулированы самими учащимися. Для этого на одной из частей доски учителем предварительно записаны основные виды работы на уроке. В случае затрудений учитель задает наводящие вопросы, акцентирует внимание ребят на том, что урок по данной теме последний, заключительный.
  2. Проверка домашнего задания.

Проводится дифференцированно по карточкам разного уровня сложности.

А) работа на «3» (если учащийся полностью справляется с заданием, то ставится все равно «3», потому что работа легкая, состоящая из отдельных слов, в числе которых нет исключений)

Карточка 1.

Маринова…ый, запече…ый, построе..а, разгада…ая, соле..ый, разочарова…ый, не получе…о, отмече…ый.

Б) работа на «4» (словосочетания, есть трудные случаи)

Карточка 2.

Несвяза…ый носок, смышле…ый малыш, реше…ая нами задача, груже…ая арбузами машина, асфальтирова…ый путь, девочка смуще…а, движения медле…ы, некоше…ый луг, фарширова…ый перец, нежда…ый гость, тка…ый золотом узор, варен…ое яйцо, калитка слома…а хулиганом.

В) работа на «5» (найдите в тексте(знаки препинания не расставлены) словосочетания с орфограммами, выпишите их и объясните графически выбор той или иной буквы, составьте предложение с 1 из словосочетаний.)

Карточка 3.

  1. Дли…ная деревенская улица. Стены одних домов выкраше…ны краской  другие побеле…ны гаше…ной известью. Повсюду сады простирающиеся почти до самого горизонта. Удивитель…о хороши они обсыпа…ные яблоневым снегом в весе…нем цветении.

Еще один ученик получает задание, связанное с работой на компьютере. Включается «Режим свободного экзамена». Даются 20 вопросов с вариантами ответа в форме теста. В конце выполнения теста высвечивается журнал с % правильных и неправильных ответов, что позволяет в конце урока выставить отметку ученику.

85-100% - «5»

70-85%  – «4»

45-70%  – «3»

Ниже 45%  - «2».

И, наконец, индивидуальное задание у доски, в котором ученику предлагается сделать морфемный разбор трех слов: крашеный, испеченный, бракованная (деталь).

Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания, читель проводит в классе устный фронтальный опрос по теории.

Что такое причастие? Чем они отличаются от прилагательных? На какие две группы делятся причастия? Как отличить страдательные причастия от отглагольных прилагательных? В каких случаях мы будем писать одну н в страдательных причастиях? В отглагольных прилагательных?

Далее осуществляется проверка задания, выполненного на доске. Проверка осуществляется только по ошибкам. Остальные самостоятельно сделают работу и включатся в общую работу класса.

3.Основная часть урока.

1) Работа с сигнальными карточками, которая способствует мобилизации учащихся на уроке. Слова диктуются учителем, учащиеся поднимают карточки.

Жеваный лист, раскрашенная лестница, плетеные кольца, скамейки не покрашены, разжалованный работник, кипяченое молоко, расплавленный свинец, несвязанная кофта.

2) Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой.

Безветренная погода; листья, обвешанные маслянистыми каплями; освещенная солнцем поляна; чащоба смешанного леса; дорожка усыпана листьями; лес, заваленный срубленными деревьями; хоженые-перехоженые тропы; неезженые дороги; сосны с обветренной древесиной; корчеванная дорога; опушенные инеем деревья; студеная вода; путаные следы; испуганный глухариный крик; сонное царство.

(На экране высвечивается диктант, ученики обмениваются тетрадями и проверяют написанное)

3) Выборочный диктант. ( Зачитываются  предложения, и учащиеся должны найти, услышать и записать те слова, которые соответствуют закрепляемой орфограмме и выделить графически условия выбора.) Одна  работа проверяется вслух, другую смотрит  и оценивает учитель.

4) Творческий диктант. При работе с орфографическим словарем учащимся необходимо выписать от 3 до 5 слов на изучаемую орфограмму и составить с ними предложения. На этом этапе урока осуществляется совместная проверка. Учащиеся читают получившиеся варианты, а учитель акцентирует внимание учащихся на то, что необходимо не только выписать, но и мотивировать свой выбор.

5) Комплексная работа с текстом. Текст раздается каждому на парту. На доске он вывечивается с помощью мультимедийного проектора или на магнитной доске помещается распечатка этого текста в формате А3.

Из жизни слов. Прометеев огонь (пламя).

Прометей- титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца…

Мы говорим: «муки Прометея»,  - желая описать бесконечные страдания, говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.

(Э.Вартаньян)

Задания к тексту.

  1. Докажите, что перед вами текст.
  2. Определите тему и идею текста.
  3. Определите стиль и тип речи.

Этот вид задания может быть проведен и как самостоятельная работа и как выборочная проверка.

6) Стилистическая работа. Сравните два предложения:

Брошенный всеми ребенок плакал на улице. Он был брошен всеми.

Таким образом, рассматриваем стилистическую функцию причастий( в полной и краткой форме)в языке. Образная характеристика в полной форме намного выше. В краткой форме причастие выполняет в предложении предикативную функцию.

7) Самостоятельная работа в виде теста по вариантам.

Вариант №1 

  1. Определите слова, которые пишутся -Н-
  1. трава скоше(н,нн)а;
  2. нехоже(н,нн)ые тропы;
  3. корчева(н,нн)ый лес;
  4. срубле(н,нн)ые деревья;
  5. хоже(н,нн)ые- перехоже(н,нн)ые тропы;
  1. Укажите слова, в которых следует писать -НН-
  1. плете(н,нн)ая корзина;
  2. студе(н,нн)ая вода;
  3. освеще(н,нн )ая солнцем;
  4. безветре(н,нн)ая погода;ране(н,нн)ый в ногу;
  1. Найдите строку, в которой все слова пишутся -Н-
  1. торжестве(н,нн)о звучит, замки закодирова(н,нн)ы, тума(н,нн)ый день
  2. масле(н,нн)ый блин, пече(н,нн)ые в духовке пирожки, на уроках дети рассея(н,нн)ы
  3. туше(н,нн)ые овощи, лата(н,нн)ое – перелата(н,нн)ое одеяло, пута(н,нн)ые следы;
  4. кова(н,нн)ый в ногу конь, штукатуре(н,нн)ые стены, корчева(н,нн)ые деревья

Вариант №2 

  1. Укажите слово, в котором нужно писать -Н-
  1. усыпа(н,нн)ая листьями;
  2. следы запута(н,нн)ы;
  3. нарисова(н,нн)ый пейзаж;
  4. испуга(н,нн)ый крик;
  1. Определите слова, в которых пишутся -НН-
  1. писа(н,нн)ая маслом картина;
  2. суше(н,нн)ые грибы;
  3. хоже(н,нн)ые тропы;
  4. корчева(н,нн)ый лес;
  1. Укажите слова-исключения
  1. поджаренный;
  2. нежданный;
  3. кованый;
  4. штукатуренный;
  1. Отметьте слова с ошибками
  1. стираный-перестиранный;
  2. масленый блин;
  3. погода ветренна;
  4. кованый золотом сундук.

Работы учащихся собираются, каждому персонально выставляются отметки в журнал.

4.Итоги урока.

Итак, ребята, чем отличаются страдательные причастия от отглагольных прилагательных? При каких условиях мы пишем одну или две буквы н? Какую роль в тексте играют слова  с данной орфораммой? (Эпитеты, предикативная функция).

  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных способностей учащихся: составить 10-12 словосочетаний на изученную орфограмму или 7-9 предложений, для сильных учеников можно предложить написать мини-сочинение на тему: «Осень», используя в нем как можно больше причастий и отглагольных прилагательных.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Методическая разработка содержит материалы для проведения урока русского языка в 7 классе по теме "НН-Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прил...