конспект урока "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Погорелова Валентина Ивановна

Урок проводился после изучения темы "Сложноподчиненное предложение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»

ЦЕЛИ урока:

Обучающие:

  • систематизация сведений о придаточных предложениях;
  • закрепление умений определять виды придаточных предложений, определять средства их связи с главными;
  • правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • определять структуру СПП с разными видами придаточных предложений.

Развивающие:

  • развитие связной монологической речи;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения схематически представлять предложение.

Воспитательные:

  • способствовать формированию чувства безграничной любви к матери.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, оборудование для динамической паузы, «Песенка мамонтенка», презентация, ноутбуки у каждого ученика, раздаточный материал.

Ход урока

Фонограмма «Песенки мамоненка», слайды с фотографиями девятиклассников в раннем детстве вместе с мамами (слайд 1).

1. Оргмомент.

Запишите число, тему урока. Сформулируйте цели урока (Слайд 2).

2. Беседа по вопросам.

- Давайте повторим общие сведения о сложном предложении. Какие предложения называются сложными? Какие виды сложных предложений вы знаете?

3. Чтобы закрепить теоретический материал,  поработаем с таблицей «Установи соответствия" (Слайд 3).

Установите соответствия. Вы будете работать в парах, соединяя стрелками части  текста (работа с раздаточным материалом).

Сложноподчинённые предложения -

… главного и придаточного предложений.

Сложноподчинённые предложения состоят из…

…это такие сложные предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному:

…интонации, союзов, союзных слов, указательных слов.

Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью…

…стоять перед главным, после него или в середине главного.

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:

…смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,

средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

Группы сложноподчинённых предложений выделяются то следующим признакам:

…определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

Придаточные определительные…

…относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения. Отвечают на падежные вопросы и присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли.

Придаточные изъяснительные…

…содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.

Придаточные обстоятельственные…

…отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами

2. А теперь заполним матрицу «Виды придаточных»  (работа с ноутбуками). Слайд 4, 5 (учащиеся  указывают виды придаточных, самостоятельно определяя их).

3.Самопроверка. Слайд 6,7.

4. Работа с текстом (на столах распечатанные тексты). Прочитайте текст. Что вы чувствовали, когда читали его? Укажите СПП, расставьте знаки препинания, укажите вид придаточного, постройте схемы ( по очереди).

Чуткое сердце матери

                                                                                       Мама, ты исцеляешь меня

                                                                              Если вдруг занедужу я.

                                                                                        Ты - и сад мой, и поле,

                                                                                        И дом, и  очаг у которого

                                                                       В зимнюю стужу я

                                                                                      Согреваю ладони теплом.

   Среди тысяч других голосов я безошибочно узнаю голос моей мамы. А ее теплые и нежные руки определю даже с закрытыми глазами потому что с самой первой минуты моей жизни она окружила меня своей заботой и лаской..

   Это она, моя мамочка, подарила мне и шум дождя, и ласковый ветер, и нежный луч весеннего солнца, и трепетное благоухание цветов, и тепло родного крова, и свое чуткое сердце о котором я, правда, в спешке и суете иногда забываю. Но мама всегда помнит обо мне, внимательно следит за всем что окружает ее кровинку. Если у меня радость то сердце мамочки поет. Если у меня неприятности то оно страдает.

   Незримыми нитями связаны мы со своими мамами. Когда прошлым летом, отдыхая в «Артеке», я внезапно тяжело заболел то мама в эти дни волновалась и не находила себе места. За тысячи километров она чувствовала что ее сын нуждается в помощи и поддержке и незримо простирала ко мне крылья любви и заботы. И мне казалось что мама со мною рядом. Это она, моя мамочка, спасла меня.

   У каждого народа по-своему звучит слово «мама». Но всякий кто его произносит вкладывает в него всю свою любовь и ласку потому что материнское сердце самое доброе и чуткое, любящее и нежное. Так давайте же не будем ранить его, а постараемся каждый день дарить любовь и ласку мамочке чьи дни и ночи постоянно заполнены заботой о нас. Не гасите своей черствостью этот волшебный костер любви который согревает наши души в трудные минуты жизни.

Динамическая пауза: упражнение для глаз по методике Базарного.

5. Выборочный цифровой диктант: 1) сложноподчиненное предложение с придаточным определительным;

2) с придаточным изъяснительным;

3) с придаточным цели (учащиеся указывают  только цифры).

1) Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым материнским теплом и светом материнского взгляда.

2) Святость материнской любви в том, что ее свет проникает даже в давно очерствевшее сердце, оживляя его.

3) У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все.

4) Я помню руки матери моей, 

Что утирали слезы мне когда-то.

5) Баюкая детей грудных, 

От века матери мечтали, 

Чтоб не споткнулись дети их, 

Чтоб на дороге не упали. 

6. Проверьте! (Слайд 8).

7. Всем известно, что иногда от одного только знака препинания может зависеть даже человеческая жизнь, а иногда можно попасть в смешную ситуацию. На доске даны предложения. Прочитайте их и с помощью магнитиков исправьте ошибки.

1. Едва скрипнула калитка с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

2. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

3. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

8. Тест по теме «Сложноподчиненное предложение» (тесты на столах). Слайд 9.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.У каждого из нас (1) возникает чувство защищенности и покоя (2) когда (3)рядом с нами мать.

  1. 1,2
  2. 2
  3. 1
  4. 1,3

2. Мы в вечном долгу (1) перед матерью (2) чья любовь сопровождает (3) нас всю жизнь.

1) 1,3

2) 1,2,3

3) 2

4)1,2

3. Если для матери (1) сделаешь яичницу (2) даже на своей ладони (3) и тогда перед ней (4) будешь в долгу.

1) 1,2,3,4

2) 1,3,4

3) 3

4) 4

9. Проверяем! (Слайд 10).

10. Рефлексия (слайд 12)

10. Домашнее задание: 1) напишите сочинение о своей маме, используя СПП с разными видами придаточных.

- Завершить наш урок хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс

Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...