Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Мамонтова Е. М.

Элективный курс "Учимся писать сочинение" рассчитан на детей 16-17 лет (11 класс). Занстия предполагают интенсивную подготовку к написанию итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_uchimsya_pisat_sochinenie.doc628.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Данная программа разрешена к реализации

на базе МБОУ "Стрелецкая СОШ"

с 01.09. 2018 года

пдо Мамонтова Елизавета Михайловна

директор Вязовова С. В. ______________________

Утверждена на методическом совете

«05» сентября 2018 г. протокол №  1  

Программа дополнительного образования

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

срок обучения:  2 года

возраст учащихся 15 – 17  лет (10 - 11 класс)

Программу разработала

учитель русского языка и литературы

 Мамонтова Елизавета Михайловна

Стрельцы  2018

ПРОГРАММА

«Учимся писать сочинение» (курс дополнительного образования )

10 класс

Учитель: Мамонтова Елизавета Михайловна.

Пояснительная записка

Курс дополнительного образования обучения написанию сочинения тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

Учебно-тематический план

Тема

План

1

Что такое сочинение и каким оно должно быть.

1 час

2

Основные требования к сочинению.

1 час

3

Схемы — анализы:

а)        прозаического произведения;

б)        лирического произведения.

1 час

4

Тема и основная мысль сочинения:

а)        заглавие, тема и основная мысль сочинения;

б)        способы раскрытия основной мысли;

в)        эпиграф;

г)        тема и жанр сочинения.

2 часа

5

Собирание и систематизация материала для сочинения:

а)        простой и сложный план;

б)        тезисы и конспекты;

в)        цитаты, ссылки, их оформление;

г)        собирание материала по литературным источникам;

д)        аннотация.

1 час

6

Виды сочинений:

а)        отзыв;

б)        рецензия.

4 час

7

Технология написания сочинения:

а)        вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б)        заключение, виды;

в)        типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

1.        индивидуальная характеристика героев;

2.        сравнительная характеристика героев;

3.        групповая характеристика героев;

4.        общий анализ литературного произведения;

5.        анализ нескольких литературных произведений;

6.        анализ эпизода литературного произведения;

7.        образ автора;

8.        проблемно-обобщающий анализ литературного произведения.

19 часов

8

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1 час

9

Совершенствование написанного (работа над ошибками).

1 час

РЕЗЕРВ

4 ЧАСА

11 класс

Учебно-тематический план

I четверть

Вид урока

Тема

План

1

Теория

Характеристика тем сочинений по материалу и объекту анализа, по количеству предметов и способу рассуждений

1 час

2

Теория

Жанр идеологического романа Сочинение - анализ образа

1 час

3

Практика

Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1 час

4

Теория

Жанр романа – эпопеи

1 час

5

Практика

Сочинение - сравнительная характеристика образов. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1 час

6

Практика

Подготовка к сочинению - анализ эпизода по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1 час

7

Теория

Жанр лирической комедии

1 час

8

Практика

Подготовка к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

1 час

9

Практика

Подготовка к сочинению анализ эпизода драматического произведения (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»)

1 час

II четверть

Вид урока

Тема

План

1

Теория

Сочинение, связанное с творчеством писателя XIX-XX веков

1 час

2

Практика

Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького (обзор раннего творчества)

1 час

3

Теория

Виды и формы анализа поэтического текста

1 час

4

Практика

Подготовка к сочинению по поэме А.Блока «Двенадцать»

1 час

5

Практика

Подготовка к сочинению по ранней лирике В.Маяковского

1 час

6

Практика

Сравнительный анализ стихотворений О.Мандельштама и А.Ахматовой

1 час

7

Практика

Анализ стихотворения М.Цветаевой (по выбору учащегося)

1 час

III четверть

Вид урока

Тема

План

1

Теория

Своеобразие композиции романа XX века

1 час

2

Практика

Подготовка к сочинению – анализ эпизода по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1 час

3

Практика

Подготовка к сочинению по рассказам И.Бунина

1 час

4

Практика

«Обвинительная речь и речь в защиту героя» (подготовка к сочинению - размышлению по роману А.Фадеева «Разгром»)

1 час

5

Теория

Жанр лирического романа

1 час

6

Практика

Подготовка к сочинению по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»

1 час

7

Практика

Сочинение – рецензия на книгу (по произведениям В.Набокова)

1 час

8

Практика

Подготовка к сочинению  по  повести  А.Платонова «Котлован»

1 час

9

Практика

Подготовка к сочинению – анализ эпизода по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

1 час

10

Практика

Подготовка к итоговому сочинению по роману М.Шолохова «Тихий Дон

1 час

IV четверть

Вид урока

Тема

План

1

Теория

Анализ экзаменационных тем сочинений за 2004-2005 учебный год

1 час

2

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса

1 час

3

Практика

Сочинение по военной прозе

2 часа

4

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты (5 тема блока)

1 час

5

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы

2 часа

6

Практика

Подготовка к  сочинению - рецензии по рассказу В.Шукшина (по выбору учащегося)

1 час

РЕЗЕРВ

3 часа

Список литературы

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
  1. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
  1. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
  1. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
  1. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
  1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  1. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
  1. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  1. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
  1. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
  1. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  1. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные требования к сочинению

Школьное сочинение имеет вполне конкретные цели:

  1. проверить знание литературы.
  1. умение анализировать художественное произведение.
  1. грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.

Сочинение должно соответствовать:

  1. Раскрытие темы.
  1. Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем).
  1. Использование минимальной терминологии литературоведения.
  1. Правильное логическое построение (V частей, их связь).
  1. Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы.
  1. Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции.
  1. Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.
  1. Стилистическая и языковая грамотность.

Схема анализа прозаического произведения

  1.  «Выходные данные»

1.        Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.

2.        Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.

  1. Идейно - тематическая основа произведения
  1. Структура содержания.
  1. Тема, главная проблема и мысль.
  1. Идея как авторское отношение к изображаемому.
  1. Основные герои, их портреты и характеры.
  1. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).
  1. Особенности моделирования реального мира
  1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).
  1. Характер изображения истории и современности.
  1. Авторская позиция в произведении.
  1. Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль.
  1. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).
  1. Мое восприятие произведения.

Схема анализа лирического произведения

  1. «Выходные данные»:

1.        Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.

2.        Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.

  1. Структура образов и развитие конфликтов:
  1. Тема и идея произведения.
  1. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на части, их связь).
  1. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
  1. Основные особенности поэтического языка:
  1. Тропы и фигуры:

сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.

  1. Языковой поуровневый анализ:

а)        поэтическая фонетика –         ассонанс,

аллитерация, звукопись.

б)        поэтическая лексика –        синонимы, антонимы

архаизмы, неологизмы

фразеологизмы

высокие слова

старославянские, церковнославянские диалектизмы.

в)        использование явлений морфологии и синтаксиса:

период, повтор,

преобладание одних час гей речи

обращение, восклицание, вопрос.

  1. Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная, перекрестная, кольцевая.
  1. Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание).
  1. Черты лирического героя (настроение, состояние души).
  1. Мое восприятие произведения.

Лингвистический анализ текста.

  1. Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.
  1. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.
  1. Определить жанр и его основные черты.
  1. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:
  1. наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая особенность;
  1. количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика
  1. поэтического произведения;
  1. соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении;

5.        Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:

  1. фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);
  1. морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния);
  1. синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
  1. образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др.);
  1. особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова).

6.        Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором  и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).

План – схема рецензии

  1. Представление книги, библиографические данные:

1.        Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.

2.        История создания произведения.

3.        Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.

  1. Название произведения, его смысл.
  1. Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.
  1. Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).
  1. Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?
  1. Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.
  1. Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.
  1. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?
  1. Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).
  1. Ваша субъективная оценка произведения:
  1. Что написано хорошо.
  1. Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.

Рецензия

библиография, презентация книги

пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев

анализ текста; проблемы, идея,

эпизоды

анализ формы, средства художественной выразительности

традиции, новаторство

Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ

Цитирование

  1. Цитата – дословная передача чужой речи.
  1. При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.
  1. Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.
  1. Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.
  1. Знаки препинания при цитировании:

а)        цитата = прямая речь

* А : «С»

б)        если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска

*        А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <...>, редко писали о нем».

в)        если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная

*        А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это - Печорин был бы не правдив».

г)        если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит ... или !, то после них ставятся кавычки и точка

*        А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев ...».

д)        цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:

1.        если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания

*        Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».

2.        если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы

*        Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой…

Как правильно выбрать тему сочинения

Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:

  • знаю ли я материал;
  • интересна ли мне эта тема;
  • понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).

!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.

Состав сочинения:

введение (В)

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

1 – 1,5 стр.

4 – 5 стр.

1 – 1,5 стр.

В + З = 1/3 Vсочинения

6 – 8 стр.

(3 – 4 листа)

Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:

1.        Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.

Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

2.        Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.

Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).

3.        Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).

4.        Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

Например:        «Тема Родины в лирике ...»

«Тема назначения поэта в поэзии...»

«Нравственные искания героев романа...»

«Тема «маленького человека»…»

«Тема «лишнего человека»...»

5.        Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.

Например:

«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,

«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».

6.        «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.

«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»

Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.

7.        Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»

Например:

темы

о нравственности

об экологии

о патриотизме

о гуманизме

современная литература

Основные правила написания заключения

  1. Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
  1. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
  1. Выводы связываются с развитием современной литературы.
  1. Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.

Типы сочинений по темам

№ пп

Тип

сочинения

Пример темы

Что требуется

О чем писать

1.

Анализ целого литературного произведения.

1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь.

Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе.

Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения.

2

Анализ литературного героя.

1. В чем трагедия Печорина?

2. Трагизм образа Базарова.

Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно

логи и споры с другими героями и т.д.)

Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика.

3.

Анализ художественной формы.

1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре».

2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума».

Провести литературный анализ художественных средств.

Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык.

4.

Анализ образа автора.

1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин.

2. Образ автора в поэме «Мертвые души».

3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети».

Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.

Использовать понятие: образ автора.

5.

Анализ лирического героя (в поэзии).

1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова.

3. «Я лиру посвятил народу своему».

На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта.

Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта).

По количеству предметов и способу рассуждения

6.

Простая.

1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов».

Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен).

Посмотреть на предмет с разных точек зрения.

7.

Проблемная.

1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин).

Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой).

Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке.

8.

Сопоставитель-ная

1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин».

2. Чацкий и Молчалин.

3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

4. Обломов и Штольц.

5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.

Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия.

Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы.

9.

Обобщающая

1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в.

2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души».

Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое).

Вести сопоставление, сделать вывод.

10.

Проблемно – обобщающая

1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя.

2. Природа и человек в современной литературе.

3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина.

4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе).

Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения».

Классификации ошибок

I.        Ошибки в содержании:

1.        Ф        –        фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).

[ ]        –        лишняя часть слово, выражение.

V        –        пропуск мысли, слова, выражения.

Z        –        не выделен абзац (новая часть, мысль).

Л И        –        нарушена логическая последовательность.

2.        Речевые ошибки

Р        –        нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:

а)        употребление слова в несвойственном ему значении

* П.Корчагин – зачинщик соревнования.        /инициатор/

б)        нарушение лексической сочетаемости

* Образ Печорина противоречив.        /характер/

в)        употребление лишнего слова (плеоназм)

* Бесчисленное множество.

г)        употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

* В рассказе «Бежин луг» рассказывается        /повествуется/

д)        повторы

*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...

е)        употребление слова иной стилистической окраски (рагов)

* Попечитель богоугодных заведений подлизывается

/ведет себя заискивающе/

ж)        смешение лексики разных исторических эпох

* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

II.        Ошибки на письме:

  1. Орфографические        – │         – в написании слов
  1. Пунктуационные        – V        – знаки препинания.
  1. Грамматические         – Г        – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

а)        чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;

б)        несогласование в числе сущ. + глагол;

в)        несогласование времени глагола в рамках одною предложения.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание

Грамотность

«5»

1)        допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р)

2)        тема раскрыта полность

3)        богатый язык, единство стиля

Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г)

«4»

1)        допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р)

2)        есть недочеты в раскрытии речи

1)        2 (│) и 2 (V)

2)        1 (│) и 5 (V)

3)        4 (V)

4)        2 (Г) + 2 (│)

5)        2 (Г) + 4 (V)

всего │ + V + Г – 4

«3»

1)        допускается не более 4 (Л) и 5 (Р)

2)        в работе допущены существенные отклонения от темы

3)        отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания

4)        беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

1)        4 (│) и 4 (V)

2)        3 (│) и 5 (V)

3)        7 (V)

4)        4 (Г) + 2 (│)

5)        4 (Г) + 2 (V)

всего │ + V + Г – 6

«2»

1)        работа не сответствует теме

2)        допущено много (Ф)

3)        более 4 (Л) и более 5 (Р)

5 (│) и 5 (V)

всего │ + V + Г – 7

1.        При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:

1). При переносе слов

2). Авторская пунктуация.

3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).

2.        Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

З.        Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

  1. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
  1. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

План - схема анализа эпизода

художественного текста (литературоведческий)

  1. Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.
  1. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием.
  1. Отразить авторскую позицию, образ автора.
  1. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля.
  1. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...

Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской  программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...

Программа элективного курса " Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ"

Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на про...

Программа элективного курса «Написание сочинений публицистического стиля речи»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа...

Программа спецкурса «Как писать сочинение по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ» для 11 классов

Программа данного курса предназначена для обучающихся 11 класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1 полугодии и   20 часов во II по...

Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"

Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...