Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Сайфутдинова Айсылу Назиповна

 

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_lit10.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Большетиганская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Утверждена                                                        

На заседании районного

методического Совета

протокол

№____ от «____»_____ 2010 г

Рассмотрена                                                        

На заседании школьного

методического объединения учителей гуманитарного

 цикла протокол

№__1_ от «_27августа 2012 г.

Введена в действие                                                

Приказом по школе

37_ от «_29августа 2012 г.

Обсуждена

На заседании педагогического

Совета школы

протокол

 8__ от «_29 »августа2012 г.

Р А Б О Ч А Я          П Р О Г Р А М М А

элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению»

 по предмету «Литература»

в 10-ом классе

Автор-разработчик:

Сайфутдинова Айсылу Назиповна,

учитель русского языка и литературы

                                                      с.Большие Тиганы

2012 год

Программа элективного курса по литературе

 «Учимся писать сочинение-рассуждение»

10 класс

Пояснительная записка

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

 Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс «Обучение сочинению-рассуждению» рассчитан на учащихся 10-ого класса общеобразовательного уровня.

Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 или 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
  2. Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  8. Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать сочинение-рассуждение.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).

Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

  1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.

2. В качестве учебного пособия на занятиях используются КИМы по русскому языку под ред. И.П. Цыбулько, С.И. Львова ЕГЭ–2013:

3.ЕГЭ-2010, Русский язык. Репетитор.  И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С)

1

2

Что такое текст? Связь предложений в тексте

1

3

Составление текста. Задания из части 1 (блок А)

1

4

Стили текста: публицистический стиль

1

5

Стили текста: художественный стиль

1

6

Типы текста

1

7

Зачетная работа №1

1

8

Тема и основная мысль текста

1

9

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы)

1

10

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст

1

11

«Расшифровка» информации текста

1

12

Зачетная работа №2

1

13

14

Роль вступления в сочинении-рассуждении

2

15

16

Роль заключения в сочинении-рассуждении

2

17

18

Формулировка основной проблемы исходного текста

2

19

20

Комментируем основную проблему текста

2

21

Зачетная работа №3

1

22

23

Позиция автора и способы ее выражения

2

24

Общие средства выразительности

1

25

Специальные средства выразительности

1

26

27

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

2

28

Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления)

1

29

30

Типы аргументации в изложении собственной позиции

2

31

Экспертная оценка сочинения

1

32

33

Написание сочинения-рассуждения

2

34

Итоговая зачетная работа

1

Содержание  элективного курса

Текст как результат речевой деятельности человека.

Основные  признаки текста:

  1. Выраженность.
  2. Отграниченность.
  3. Связность
  4. Цельность
  5. Соотношение темы и содержания
  6. Упорядоченность
  7. Членимость

Читая текст,

  1. Обращать внимание на все непонятные слова и выражения.
  2. Вести диалог с автором текста. По ходу чтения ставить вопросы к тексту и выдвигать предположения  о дальнейшем его содержании.
  3. Спорить с автором текста. Выдвигать свои контрдоводы.
  4. Выделять в тексте главное, найти нужную информацию, делать выписки основных идей, положений.
  5. Обращать внимание на слова, употребленные в переносном значении.

Стили речи:

Научный стиль- это стиль научных сообщений. Его жанры- научная статья, учебная литература.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. В рамках этого стиля оформляются различные документы.

Публицистический стиль- это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т.д.

Художественная речь- речь художественной литературы ( прозы и поэзии).

Типы речи:

Повествование-это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Рассуждение-  это словесное доказательство, объяснение.

Композиция сочинения-рассуждения:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Аргументация собственного мнения по проблеме.
  5. Заключение.

Речевое оформление сочинения:

  1. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
  2. Точность и выразительность речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...