КТП 8 класс Русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Лапшина Мария Сергеевна

КТП 8 класс Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klassgotov.docx56.72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004 г.,№1098), в соответствии с Примерной программой по русскому языку общего образования, авторской программой В.В. Бабайцевой (2000),  учебным планом и локальными актами

В основу изучения курса положены  принципы: дидактические (научности,  сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность,  проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития  (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);   педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения;  принцип отсроченного результата.

Цели: обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации; изучение синтаксиса словосочетания и простого предложения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи  обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.

Характеристика предмета: Программа реализуется в 3 книгах для учащихся, которые образуют учебный комплекс, предусматривает изучение раздела «Синтаксис», сопровождающееся формированием орфографических и пунктуационных навыков. Построение данного курса таково: вначале отводятся часы для изучения словосочетания, его основных видов, затем - простого предложения как основной единицы синтаксиса, способы выражения главных членов предложения, второстепенные члены; изучаются виды односоставных предложений, полные и неполные предложения; затем предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами и предложениями, отводятся специальные часы по культуре речи.

Возрастные и психологические особенности учащихся, характеристика класса:

Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную  ступень со взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов);

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (диктант, изложение, контрольное списывание, сочинение и др.), самостоятельной работы, работы под руководством преподавателя; дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;  долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет). 

Формы контроля.

Диктанты (объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный), диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, сочинение на свободную тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки),  комплексный анализ текста.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании 8 класса обучающиеся научатся: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей 17 языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; 3 находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.

По окончании 8 класса обучающиеся получат возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и 18 выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Метапредметные результаты :

владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 4 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной или письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы); коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

3. Содержание учебного предмета

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

Лексика и фразеология.  Словарный состав языка с          точки          зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика. Система   частей   речи   в русском языке. Принципы        выделения частей  речи. Слитное  и раздельное написание НЕ с различными частями речи.  Буквы Н  и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Синтаксис и пунктуация. Введение. (3 ч.)

Знаки  препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

 Словосочетание и предложение (8 ч.)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.    Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и  обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Главные члены предложения (6 ч.)

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы  его выражения. Особенности            связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим   и   сказуемым.

Второстепенные члены предложения (12 ч.)

Второстепенные  члены предложения. Трудные случаи согласования    определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его   выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды        обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.

Односоставные предложения (5 ч.)

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения       и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Полные и неполные предложения (1 ч.)

 Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Предложения с однородными членами (12 ч.)

 Предложения с однородными членами. Средства связи однородных               членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Обособленные члены предложения (23 ч.) 

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными         с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены  предложения, их смысловая и              

интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (7 ч.) Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Обращение, его функции и    способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Слова-предложения (1 ч.) 

Особенности слов-предложений.

Повторение изученного в 8 классе (9 ч.)

п/п

Плановые сроки прохож

Скоррек. сроки прохож.

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности

Примечания

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

1

1 нед

1

Вводный урок.

Лексика                и фразеология

Уметь               подбирать синонимы и  антонимы к слову, использовать синонимы   как   средство связи    предложений    в тексте,  осуществлять         анализ значения,   строения,   написания    разных    видов омонимов,    толковать            значения фразеологизмов, использовать     толковые словари для определения и                        уточнения лексического      значения слов

2

1 нед

1

Морфемика  и

орфография

Уметь  производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор   при   проведении орфографического анализа   и   определении грамматических   свойств слова, определять основные             способы словообразования, безошибочно    писать с опорой    на  морфемно-словообразовательный анализ,         использовать лингвистические словари

3

2  нед

1

Морфемика         и орфография

Уметь      опираться      на основной             принцип написания            морфем: использовать      орфографический   словарь   с целью  самостоятельного решения     возникающих затруднений  при написании слов

4

2 нед

1

Морфология

Уметь   различать   части речи,     производить    их морфологический разбор, аргументировать группировку частей речи в     связи     со     слитным (раздельным) написанием их с НЕ

5

2 нед

1

Морфология

Уметь  опознавать  части речи       с       изученными орфограммами, безошибочно         писать, группировать слова разной  части      речи.

6

2 нед

1

Синтаксис

Уметь              определять смысловые      отношения между   словами,   видеть связь             слов             в предложении, выделять грамматическую основу предложения      и выполнять

синтаксический     разбор простого     предложения, расставлять  знаки препинания в осложненном простом предложении

7

3 нед

1

Контрольный диктант  «Рассвет»

Уметь      воспроизводить текст,   воспринимая   его на  слух,   записывая  под диктовку,   соблюдать  на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении.

8-9

3 нед

2

Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.

Изложение, близкое к тексту

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

Синтаксис и пунктуация. Введение. (3 ч.)

10

4 нед

1

Виды связи

Уметь определять границы     предложений, выделять  словосочетания,    используя смысловые и грамматические       связи словосочетаний  и

предложений в тексте, уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них  средства синтаксической связи, определять                   тип предложения

11

4 нед

1

Способы подчинительной связи

Знать способы подчинительной      связи: управление, примыкание, согласование;     средства связи слов, используемых в   каждом   типе,   нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания          всех видов,   выделять   их   из предложения, определять вид   связи,   производить синтаксический      разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные    по    значению словосочетания

12

4 нед

1

Способы подчинительной         связи.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению

словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов

Словосочетание и предложение (8 ч.)

13

5 нед

1

Основные      виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Уметь              определять основные           признаки словосочетания смысловую и грамматическую       связь слов;различать словосочетания               и фразеологизмы,  цельные словосочетания;

14

5 нед

1

Основные      виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Уметь моделировать         словосочетания    всех    видов, правильно употреблять в речи,   соблюдая   нормы при                  построении словосочетании    разных видов

15

5 нед

1

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске.    

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, строению); определять границы предложения и способы передачи конца предложения.

16

6 нед

1

Основные      виды предложения.

Логическое ударение              и порядок слов в      предложении

Знать понятия «односоставные»            и «двусоставные» предложения,          уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический    разбор, определять

грамматические основы в простом      и      сложном предложениях, уметь         интонационно правильно     произносить предложения, выделять с помощью      логического ударения и порядка слов наиболее  важные  слова, выразительно         читать предложения, использовать в   текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

17

6 нед

1

Основные      виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Знать понятия «односоставные»            и «двусоставные» предложения,          уметь анализировать и характеризовать предложения производить синтаксический    разбор, определять

грамматические основы в простом      и      сложном предложениях, уметь         интонационно правильно     произносить предложения, выделять с помощью      логического ударения и порядка слов наиболее  важные  слова, выразительно         читать предложения, использовать в   текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

18

6 нед

1

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

Уметь моделировать         словосочетания    всех    видов, правильно употреблять в речи,   соблюдая   нормы, определять грамматические основы в простом      и      сложном предложениях.

19-20

6-7 нед

2

Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении

Уметь определять средства связи – морфологические и лексические; сочинять связные тексты заданным способом; знать такие лексические средства связи как риторический вопрос, инверсия;  

Главные члены предложения (6 ч.)

21

7 нед

1

Подлежащее        и способы            его выражения.

Знать         и        пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать     подлежащее      и      сказуемое, определять          способы выражения подлежащего, уметь          согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным              словосочетанием              или сложносокращенными словами

22

8 нед

1

Сказуемое   и   основные его    типы.

Знать   типы   сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и              характеризовать сказуемые                        в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие    в    речи варианты    согласования, определять морфологические способы выражения простого        глагольного сказуемого.

23

8 нед

1

Сказуемое   и   основные его    типы.

Знать                 структуру составных      глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу           выражения лексического                   и грамматического значений           различать простые и составные глагольные сказуемые

24

8 нед

1

Сказуемое   и   основные его    типы.

Знать                 структуру составного         именного сказуемого,       различать составное   глагольное   и составное             именное сказуемые,      определять способы          выражения именной                    части составного         именного сказуемого, сопоставлять предложения                    с омонимичными          сказуемыми разных видов

25

9 нед

1

Тире             между подлежащим        и сказуемым

Знать   основные   случаи постановки   тире   между подлежащим и сказуемым, уметь определять          способы выражения подлежащего и  сказуемого, безошибочно        ставить тире   между   ними,   составлять предложения со сказуемым     с     нулевой связкой,      интонационно правильно их произносить.

26

9 нед

1

Обобщение изученного по теме «Главные      члены предложения».

Уметь              определять грамматические основы в простом      и      сложном предложениях, морфологические способы          выражения главных членов, различать       разные       виды сказуемых,

ставить тире между подлежащим и                     сказуемым, производить

синонимичную      замену разных видов сказуемых

27

9 нед

1

Контрольный диктант «Слово о полку Игореве»  

Уметь          безошибочно воспроизводить      текст, воспринятый    на    слух, соблюдая            орфографические  и пунктуационные нормы

Второстепенные члены предложения (12 ч.)

28

10 нед

1

Второстепенные члены предложения.

Определение.

Уметь      определять      и различать согласованные и             несогласованные определения, способы их выражения,               устанавливать   связь   между определениями и определяемыми   словами при     помощи    вопроса, использовать           определение                       для характеристики предмета,             явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

29

10 нед

1

Согласованные      и

несогласованные определения.

Уметь определять      и различать согласованные и             несогласованные определения, производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение

30-31

10-11 нед

2

Приложение.    

Знать, что приложение -это             разновидность определения, использовать     его     как средство

выразительности,    уметь правильно пунктуационно оформлять       одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения,

обозначающие    названия газет,                журналов, художественных произведений,   включать приложения   в предложения     и     текст, отличать    сказуемые    и приложения, выраженные    одними    и теми же словами

32

11 нед

1

Дополнение.

Знать             особенности второстепенного     члена предложения дополнения,        способы выражения    дополнений (инфинитив,         цельное словосочетание);     уметь различать       дополнения (прямое    и    косвенное), определять   способы   их выражения, опознавать в предложении    и    тексте, определяя        смысловые отношения              между словами,     роль              в предложении,                не смешивать    подлежащее и' прямое дополнение

33-34

11-12 нед

2

РР  Сжатое  

изложение                с элементами сочинения

Уметь

дифференцировать главную                            и второстепенную информацию прочитанного         текста, сжато     передавать     его содержание,     вычленять ключевые            опорные предложения (микротемы)                    и раскрывать их, создавать собственное

высказывание на основе исходного текста

35-36

12 нед

2

Обстоятельство. Виды          обстоятельств.  

Знать  виды обстоятельств,         уметь различать      виды      обстоятельств по значению, определять   способы   их выражения, использовать обстоятельство  для придания речи точности, ясности, выразительности,             как средство  связи предложений   в   повествовательных текстах

37

13 нед

1

Обобщение знаний  по теме   «Второстепенные члены        предложения»

Уметь  определять грамматические основы в простом      и      сложном предложениях, морфологические способы          выражения главных  и  второстепенных членов, различать       разные       виды сказуемых,

второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между  подлежащим    и сказуемым,               знаки препинания при приложении,       производить синонимичную замену     разных     видов сказуемых,                    нераспространенных          и распространенных предложений, редактировать предложения                   с нарушением синтаксической                        нормы, использовать   прямой   и обратный порядок слов в текстах разных стилей

38

13 нед

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием «В лесу»

Уметь  определять грамматические основы в простом      и      сложном предложениях, морфологические способы          выражения главных        и   второстепенных членов, различать  разные   виды сказуемых,                 второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого  дополнения, ставить      тире      между подлежащим                    и сказуемым, знаки препинания   при   приложении,         производить синонимичную      замену разных видов сказуемых.

39

13 нед

1

Повторим орфографию. Орфограммы        в приставках

Уметь           безошибочно писать       приставки       с опорой    на    морфемно-словообразовательный анализ   слова,   различать приставки   ПРЕ-ПРИ   на семантической      основе, приставку НЕ и частицу НЕ    объяснять   выбор орфограммы-буквы,    делать        обобщения        о написании       приставок, устно                 объяснять правописание   приставок в виде рассуждения,  на письме - графически

Односоставные предложения (5 ч.)

40

14 нед

1

Понятие             об

односоставных

предложениях. Определенно-личные предложения.

Знать,  что         такое односоставное предложение, его структурные         особенности, группы

односоставных предложений по способу выражения главного члена, знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь  различать односоставные                и двусоставные       предложения,             опознавать односоставные предложения в тексте   и структуре          сложного предложения

41

14 нед

1

Неопределенно-личные предложения

Знать        значение        и строение неопределенно-личных       предложений, сферу         употребления, способы          выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения      по       их значению и структурным особенностям, использовать   в   разных стилях    речи.

42

14 нед

1

Безличные предложения

Знать          общие          и отличительные  признаки двусоставных                   и безличных предложений, синонимичных              по значению;            способы выражения  сказуемых  в безличных        предложениях;     уметь     находить безличные   предложения по           значению          и структурным               особенностям,    употреблять безличные   предложения в    речи    для    передачи состояния           природы, окружающей          среды, душевного        состояния человека         и         т.д., правильно              писать глаголы с -ТСЯ, -ТЬСЯ.

43

14 нед

1

Назывные предложения

44

15 нед

1

Обобщение изученного        по теме        «Односоставные предложения»

Знать      смысловые      и структурные особенности назывных   предложений; уметь    находить    их    в тексте,       отличать      от двусоставных, определять                 роль назывных предложений в художественной литературе,   в газетных очерках,                статьях, пользоваться в описании для   обозначения   места, времени,          обстановки действия.    Использовать как    средство     сжатого описания        экспозиции рассказа,     выразительно читать               назывные предложения на письме, правильно       оформлять, целесообразно использовать в речи

Полные и неполные предложения (1 ч.)

45

15 нед

1

Особенности строения полных и неполных предложений

Знать     общее     понятие неполных   предложений, сферу их  употребления; уметь   опознавать   их   в тексте,                 заменять неполные           полными, различать    назывные    и неполные    двусоставные предложения, определять роль  неполных предложений    в    тексте художественного произведения, пользоваться  в разговорной             речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных   предложениях, в       составе        которых неполные предложения

Предложения с однородными членами (12 ч.)

46

16 нед

1

Однородные члены            предложения.     Союзы при     однородных членах

Знать            особенности однородных           членов предложения;          уметь опознавать    однородные члены     ,     выраженные различными         частями речи,  ряды  однородных членов,             правильно ставить                      знаки препинания,  при  чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях                  с однородными     членами, составлять схемы предложений,   различать простые   предложения   с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять                  стилистическую         окраску союзов в предложениях с однородными членами              

47

16 нед

1

Однородные члены            предложения.     Союзы при     однородных членах

Уметь правильно ставить знаки    препинания    при однородных          членах, связанных сочинительными союзами,          составлять схемы          предложения, определять   оттенки:    1) противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые       противительными    союзами,    2) чередования                или неопределенности оценки   явлений,    выражаемые

разделительными союзами

48

16 нед

1

Однородные члены            предложения.     Союзы при     однородных членах

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или   отсутствии   запятой между         однородными членами

49

17 нед

1

Обобщающие слова                при однородных    членах   предложения.

Знать,         что         такое обобщающие           слова; уметь                   находить обобщающие   слова  при однородных          членах, определять их место по отношению                     к однородным членам, правильно    ставить    знаки препинания                  при обобщающих         словах, составлять   схемы   предложений                           с обобщающими    словами при однородных членах, употреблять              обобщающие слова в текстах разных стилей

50

17 нед

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Уметь применять правила пунктуации о наличии или   отсутствии   запятой между         однородными членами

51

17 нед

1

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь              опознавать предложения                   с однородными     членами, правильно ставить знаки препинания                      в предложениях                  с однородными      членами при обобщающих словах и   без   них,   составлять схемы    предложений    с однородными     членами, определять             стилистическую            окраску союзов в предложениях с однородными     членами,

52

18 нед

1

Р/Р     Однородные члены        предложения               как средство    выразительности речи

Уметь      на      примерах художественного   текста выявлять             функции однородных           членов предложения               как синтаксического средства        выразительности   речи,   определять параллелизм

предложений; находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их

53

18 нед

1

Однородные        и неоднородные определения

Знать      однородные      и неоднородные определения;           уметь различать однородные и неоднородные определения   на   основе смыслового,         интонационного,

грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания

54

18 нед

1

Однородные         и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносном    и    прямом значении      в      качестве однородных        и        неоднородных определений,   правильно пунктуационно оформлять на письме

55

19 нед

1

Однородные         и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносном    и    прямом значении      в      качестве однородных        и        неоднородных определений,   правильно пунктуационно оформлять на письме

56

19 нед

1

Обобщающий урок  по теме      «Однородные               члены предложения»

Уметь               опознавать предложения                    с однородными     членами, правильно ставить знаки препинания                     в предложениях                 с однородными      членами при обобщающих словах и   без   них,    составлять схемы                          этих предложений, определять стилистическую   окраску союзов,          употреблять предложения                   с однородными членами в текстах   разных   стилей, читать     их,     соблюдая интонационные особенности

57

20 нед

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь              опознавать предложения    с однородными     членами, правильно ставить знаки препинания   в предложениях                  с однородными      членами при обобщающих словах и   без   них,   составлять схемы    предложений    с однородными     членами.

Обособленные члены предложения (23 ч.)

58

20 нед

1

Повторим орфографию. Орфограммы        в суффиксах

Уметь                     делать обобщающие  сообщения о                  правописании суффиксов      в     разных частях   речи,   приводить собственные      примеры, применять    правила   на письме,       работать       в группе

59

20 нед

1

Понятие             об обособлении.  Обособление определений.

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам         предложения относительную смысловую               самостоятельность,      особую значимость                       в высказывании;         уметь выделять    интонационно обособленные        члены, проводить                      их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания                  при обособленных членах

60

21 нед

1

Обособление

согласованных

определений

Знать     общие     условия обособления

согласованных             определений;               уметь находить грамматические условия         обособления определений, выраженных

причастными   оборотами и     прилагательными     с зависимыми        словами, относящимися                 к существительному, интонационно правильно произносить        их        и оформлять на письме

61

21 нед

1

Обособление

согласованных

определений

Уметь               опознавать условия         обособления определений, интонационно правильно произносить

предложения                   с обособленными определениями,          при пунктуационном оформлении

письменного           текста правильно ставить знаки препинания,      использовать            обособленные определения    в   текстах разных стилей и типов

62

21 нед

1

Обособление

несогласованных

определений

Знать                     условия обособления несогласованных определений;           уметь выявлять      их      .      интонационно      правильно читать    предложения    с обособлениями                и правильно пунктуационно оформлять на письме

63-64

22 нед

2

Р.Р.   Заглавие           как средство        связи предложений        в тексте. Изложение   с грамматическим заданием.

Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль      композиционного стыка;                        уметь художественно,          эмоционально, выразительно передавать     содержание услышанного         текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые   слова   как средства                    связи микротекстов,           предложений       в       тексте, использовать    в    тексте обособленные определения,   соблюдать при     пересказе     нормы русского языка

65

22 нед

1

Обособление приложений

Знать                     условия обособления

приложений;            уметь обособлять   приложения, графически       объяснять условия         обособления приложений,            выразительно                  читать предложения                    с обособлением, правильно ставить     знаки     препинания    при     выделении обособленных приложений

66

23 нед

1

Обособление приложений

Уметь               опознавать приложения        в. тексте, правильно ставить знаки препинания,             интонационно          правильно произносить

предложения      с      обособленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи

67

23 нед

1

Обособление дополнений

Знать                     условия обособления

дополнений;            уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные  предлоги), производить

синонимичную      замену производных    предлогов при    обособленных    дополнениях, выразительно читать    предложения    с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

68

23 нед

1

Обособление дополнений

Знать условия обособления

дополнений;            уметь узнавать

опознавательные признаки

уточняющих дополнений (производные  предлоги), производить синонимичную      замену производных    предлогов при    обособленных    дополнениях, выразительно читать    предложения    с обособленными дополнениями,

69

24 нед

1

Обособление деепричастных оборотов  

Знать  условия

обособления обстоятельств,

выраженных одиночными

деепричастиями              и

деепричастными оборотами;               уметь находить  деепр. оборот,   определять   его границы, правильно ставить   знаки   препинания при  обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами,  использовать в  речи,   уметь   заменять синонимичными     конструкциями

70

24 нед

1

Обособление деепричастных оборотов  

Уметь              определять границы  деепричастного оборота,   ставить   знаки препинания                 при обособлении,    конструировать    предложения    с причастным      оборотом, исправлять     ошибки     в предложениях,             интонационно      правильно произносить                 их, опознавать                 обособленные

обстоятельства            как изобразительно-выразительные   средства в художественной речи

71-72

24-25 нед

2

Р.Р.    Рассуждение. Сравнение – разновидность рассуждения.  

Уметь   создавать   текст-рассуждение,      сохраняя его         композиционные элементы,   ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью    обогащения   речи, умело  включать  цитаты из          художественного текста,        обосновывать свое мнение

73

25 нед

1

Обособление обстоятельств.

Знать  условия обособления обстоятельств, выраженных

существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения                   с обособленными обстоятельствами        уступки        и        причины, выраженными существительными         с предлогами,     правильно расставлять              знаки препинания при них

74

25 нед

1

Обособление обстоятельств

Знать                     условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить

предложения                   с обособленными обстоятельствами        уступки        и        причины, выраженными существительными         с предлогами,     правильно расставлять              знаки препинания при них

75

26 нед

1

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

Уметь      определять      и выделять      на     письме обособленные второстепенные     члены, определять    сходство    и различия                 между обособленными согласованными определениями,   отличия в                    обособлении согласованных     определений     и     приложений, различия в  обособлении определений, выраженных причастным оборотом,   и  обособленных обстоятельств, выраженных    деепричастным оборотом,          

76

26 нед

1

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

Уметь      определять      и выделять      на     письме обособленные второстепенные     члены, создавать тексты    с    включением различных             случаев обособления,        обосновывать     синтаксические нормы             построения предложений                   с обособленными членами и выразительно их читать

77

26 нед

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

78-79

27 нед

2

Р.Р.                Киносценарий как одна из        композиционных            форм сочинения

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики

80

28 нед

1

Обособление уточняющих членов   предложения

Знать,         что         такое уточняющие, уточняемые            члены предложения, условия их обособления;           уметь отличать       уточняющие члены   предложения   от обособленных   оборотов, опознавать   уточняющие члены        на        основе семантико-

интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

81

28 нед

1

Обособление уточняющих членов   предложения

Уметь            производить смысловой              анализ предложений                   с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами      предложения, соблюдать       интонацию уточнения,                пунктуационно оформлять на письме

82

28 нед

1

Обособление уточняющих членов   предложения

Уметь            производить смысловой              анализ предложений                   с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами      предложения, соблюдать       интонацию уточнения,                пунктуационно оформлять на письме

83

28 нед

1

Повторим орфографию. Слитное,

раздельное                 и дефисное написание слов

Уметь                правильно определять           условия выбора         орфограммы, опознавать части речи с орфограммой,   объяснять написание разных частей речи                    (слитное, раздельное,     дефисное), группировать   слова   по видам орфограмм

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (7 ч.)

84

29 нед

1

Предложения       с вводными словами,                словосочетаниями и предложениями

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

85

29 нед

1

Предложения       с вводными словами,                словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных, словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов

86

29 нед

1

Предложения       с вводными словами,                словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения        добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения       описания предметов, опознавать вставные     конструкции, выразительно         читать предложения с вводными и                       вставными конструкциями, расставлять              знаки препинания на письме

87

30 нед

1

Предложения с обращениями

Знать       синтаксическую сущность        обращения, возможные          позиции обращения       в       предложениях;                уметь расставлять              знаки препинания    при    обращениях,        пользоваться различными           видами обращений                      в собственных    устных    и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные   и   пунктуационные особенности предложений                  с обращениями

88

30 нед

1

Предложения с обращениями

Уметь         интонационно правильно     произносить предложения                   с обращением,            употреблять                  формы обращения     в     разных речевых            ситуациях, различать   обращения   и подлежащие двусоставного предложения

89-90

30-31 нед

2

Р.Р.       Обращение как средство связи предложений       в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений.

Знать       требования      к устному     выступлению, понимать            значение понятий      «публичный», «публицистический», уметь           использовать характерные                для публицистического стиля средства                 языка, обращения,

риторические обращения и                           вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать                  и структурировать информацию, исследовать   и   анализировать                   важные современные    проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения

Слова-предложения (1 ч.)

89

31 нед

1

Особенности слов-предложений

Уметь правильно оформлять слова-предложения на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения

Повторение изученного в 8 классе (9 ч.)

90-91

31-32 нед

2

Обобщение изученного материала по темам: «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями»

Уметь            производить смысловой              анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами      предложения, употреблять в речи вводные предложения с целью внесения        добавочных сведений, тех или иных обстоятельств,

употреблять формы обращения     в     разных речевых            ситуациях, различать   обращения   и подлежащие двусоставного предложения

92

32 нед

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

93-94

32-33 нед

2

Словосочетание. Односоставные и неполные предложения

Уметь определять вид связи в словосочетании,  выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные                и двусоставные предложения,  односоставные и неполные предложения;          целесообразно    использовать различные                 виды предложений  в соответствии                    с содержанием  и условиями

высказываний.

95

33 нед

1

Предложения с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки    препинания    при однородных          членах, связанных сочинительными союзами,          составлять схемы          предложения.

96-97

33-34 нед

2

Р.Р.              Психологический портрет. Сочинение-описание

Уметь находить характерные

особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание -описание внешности человека с учетом его психологического состояния

98

34 нед

1

Предложения с обособленными членами предложения

Уметь применять полученные знания на практике.

99

34 нед

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

100

35 нед

1

Анализ диктанта

Уметь применять полученные знания на практике.

101

35 нед

1

Предложения с обращениями, вводными словами, слова- предложения.

Уметь применять полученные знания на практике.

102

35 нед

1

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...