Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»
статья по русскому языку (6 класс)

Супрон Наталья Михайловна

    Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_rechevedenie.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

    Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»

Выступление на тематическом педсовете

        Разговор о том, что нашим детям стало сложно выражать свои мысли,   грамотно, полно  формулировать     ответы на уроке, действительно, назрел.  Мы видим  неспособность учеников воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации.  Мы читаем  безграмотные, неубедительные сочинения, бессвязные устные ответы, младенческий лепет (Это вот... это когда... ну... как уж там, а то и блин...) вместо четкого определения того или иного понятия – все эти явления выводят проблему развития речевой культуры в нынешней школе на первый план.

Причины  неумения  грамотно говорить  есть  объективные и субъективные

Объективные причины:

-  внешняя, общественная  жизнь с её стремлением к экономии времени, всем укладом современной жизни

- повсеместное введение тестирования

- влияние языковой среды

- компьютеризация мышления, речи

Субъективные причины:

- непонимание отдельным учеником значения  умения  грамотно владеть  речью

- интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации

- трудность восприятия  книжного материала

- низкий  интерес современных школьников  к чтению

         Объективные причины мы устранить не можем, а вот субъективные причины, если не устранить, то смягчить, мы можем и должны.

 Казалось бы, внедрение ФГОС  должно было перевернуть всю нашу систему образования.  

К коммуникативным действиям относятся:

*планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

*постановка вопросов;

*инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

*разрешение конфликтов;

*принятие решения и его реализация;

*умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

*владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

         Сегодня,  следуя современной педагогике, особое внимание надо уделять работе с текстом в изучении любой науки.    Текст – художественный, биологический, исторический... – строится по одним и тем же законам, моделям. Для примера  приведём  фрагмент из школьного учебника географии.

Из учебника географии (7-й класс)

Экваториальный лес необычен. Поражает его многоярусность. Деревья верхнего яруса достигают высоты 80 метров, часто имеют дисковидные корни-подпорки высотой в 6–9 метров. Эти выросты, необычайно большие и прочные, придают деревьям-великанам особую устойчивость. Верхние ярусы в этих лесах образуют гигантские фикусы, масличные и винные пальмы, сейба (хлопковое дерево), дерево кола и другие. Деревья верхнего яруса наиболее светолюбивые, растут не слишком густо, оставляют еще достаточно солнечного света для деревьев следующего яруса, менее высокого.

     Важно знать, чем отличаются, скажем, предложения, начинающие текст, от предложений, которыми текст начинать нельзя. А различие между ними состоит в том, что предложения, начинающие текст, содержат в себе, как правило, слово, словосочетание или часть, которые требуют распространения, детализации.

  работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности – слушание, чтение, письмо и говорение,  что является конечной целью речевого развития школьников. Такое речеведение не ограничивается только содержанием предмета «русский язык», а проецируется на все предметы школьного цикла.

 Большая часть текстов предполагает отработку основных умений :

 понимать смысл письменного и устного текста;

 создавать собственный текст как реакцию на услышанное

и прочитанное;

 анализировать (опознавать, характеризовать) языковые

единицы и явления;

 синтезировать информацию (обобщать, делать выводы,

строить гипотезы);

 организовывать самостоятельную творческую работу.

Итак,  очередная проблема в современной школе – это необходимость развития грамотной речи ученика.

   развитая речь – это прекрасный инструмент познания,

   удобное и необходимое средство общения,

  показатель уровня культуры и интеллекта человека.  

 Развитие речи  существует в трех направлениях:

  • овладение нормами литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение различным видам речевой деятельности.

Цель курса русского языка  - развитие речи и обучение речевой деятельности

  слайды

В заключении я хочу привести пример из х\ф «Дневник директора школы». У директора интересуются, взял ли он на работу молодую учительницу.

- Нет. Она говорит транвай.

- А другую?

- Да, у неё с речью всё нормально. Я  обычно спрашиваю, как  они добирались до школы. Она ответила: на троллейбусе.  – А каким ещё транспортом можно добраться?  - Трамваем. И я её принял.

Другой пример. Если слышишь, находясь в  воздухе: спасательные средства  находятся…, невольно задумываешься, кому мы доверили свою жизнь.

Вот это должны понимать дети:  грамотная, чистая речь – это залог успешного будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Развитие коммуникативно-речевых умений у учащихся на уроках английского языка.

Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки иностранного языка, делает их значимыми для учащихся и поддерживает интерес к изучению данного предмета....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Обучение письменной речи на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся

Статья будет полезна учителям английского языка, работающим в 10-11 классах, особенно молодым специалистам, при обучении письменной речи на уроках по УМК Spotlight....