2019 год Организация этапа мотивации
статья по русскому языку

Понамарева Галина Николаевна

В работе представлен опыт организации этапа мотивации, который может быть использован на уроках различной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_etapa_motivatsii.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2» Томской области

Формы и методы этапа мотивации на учебную деятельность

Из опыта работы

Эффективность урока в целом зависит отчасти от умелого его начала. Как считают психологи, важно завладеть вниманием обучающихся первые три минуты урока, увлечь их своим предметом за это короткое время.

Если учесть, что школьникам приходится работать больше, чем взрослому человеку, что уроки гуманитарных дисциплин чередуются с уроками точных наук, то нужно позаботиться о том, как переключить их внимание на свой предмет. Среди интерактивных методов начала урока хочется остановиться на следующих.

1) Используя элементы НЛП - технологии (нейролингвистическое программирование), провожу релаксацию - расслабление мышечного тонуса. Включаю музыку, прошу всех сесть удобнее, руки положить на колени, закрыть глаза и мысленно повторять за мной:

Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…

Медленно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…

В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка…

Лингвистика – от лат. «лингва» - язык, в целом наука о языке.

Фонетика изучает звуки речи, гласные и согласные…

Лексика, т.е. состав языка, очень богата…

Орфография, содержащая правила правописания, представляется

мне интересной…

Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…

Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…

Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…

Я готов в путь…

И вот в моей тетради появляется запись…(дата)

2) Уважаемые ребята, сегодня я хочу пригласить вас в кафе «Встреча». А встреча эта необычная – с удвоенными согласными.

Одну или две согласных нужно писать в слове – вот вопрос, который иногда ставит нас в тупик! Но выбраться из него – дело вполне реальное: немного понимания, немного запоминания, немного привыкания - и вы победили! Что это за слова пишутся с удвоенной ЛЛ? Отгадайте, как называется

  • род войск, совокупность оружия, характерного для этого рода войск? (Артиллерия)
  • вид городского транспорта? (Троллейбус)
  • прямые линии, не пересекающиеся при продолжении? (Параллельные)
  • болезненная реакция организма на какие – либо запахи или продукты питания? (Аллергия)

3) Штурмуем проблемой. Презентация.

                            Попробуем прочесть:

Обе.., заво.., медве..ь, крова..ь,

Отря.., наро.., эта.., тетра..ь,

Но.., стри.., сне.., гра.., гара..,

Лоша..ь, пру.., тру.., шала..,

Ры..ка, гря..ка, кру..ка, ша..ка,

Тра..ка, ко..ка и тетра..ка,

Кры..ка, ла..ка, ло..ка, ла..ка, ла..ка,

Кни..ка, ма..ка, у..ка, ска..ка

Дру..ки, сне..ки, пры..ки,

Двойня..ки, ро..ки, пиро..ки,

Лу..ки, фла..ки и но..ки,

Варе..ки, сапо..ки

 Подумаем вместе! Прочтите слова.

Террарий[тэ]
Терраса
Территория

Террикон
Терракота [тэ]

- Что общего у них? (Элемент «терра»).

- А теперь давайте решим лингвистическую задачу - что такое «терра»?

Каким путем пойдём? Попробуем оттолкнуться от лексического значения.

Выясняем значения слов, но задача сложна, самим не справиться – обращаемся к толковым словарям. Начинает действовать дух соревнования.

  • Террарий – специальный ящик с землей для содержания мелких животных, ящериц, змей.
  • Территория – земельное пространство с определёнными границами. Терраса – площадка на наклонной поверхности земли или летнее открытое помещение в виде пристройки к дому.
  • Терракота – художественные изделия из глины, не покрытые глазурью.
  • Террикон – отвал пустой породы (земли, камней) вблизи шахты.

Анализируем, синтезируем материал, приходим к выводу, что все значения  связаны с землей. Открываем этимологический словарь и убеждаемся в правильности своего открытия: терра – (от лат.) - земля. Таким образом, переходим к теме «Лексика и этимология».

4) Урок бывает успешным, когда начинаю его сразу с инсценировки учебной сказки. С артистами идет подготовка на занятиях кружка или литературной гостиной. Завладев вниманием класса, переходим к теме урока.

5) Иногда ребята приходят на уроки, особенно последние, уставшие, возбуждённые, и тогда на помощь приходит игра «Тёплый душ». Под спокойную лирическую музыку они обмениваются комплиментами, продолжая фразу: «(Имя), ты мне нравишься тем, что …».

Когда в Карте настроений появляются зелёный или синий цвета, «Тёплый душ» провожу сама, стараясь улучшить настроение ребят.

6) Успокоить, настроить ребят на нужную волну помогает мне и такой приём:

Включаю грамзапись – звучит стихотворение по теме урока. А когда вижу, что все увлеклись, перехожу к работе по теме урока.

7) Удачным бывает начало урока, когда приглашаю их в путешествие.

Включаю фрагмент видеозаписи (ШКМ). Этот 5-минутный фрагмент – экскурсия по Волге (при изучении творчества А.Н. Островского в 10 классе) помог ребятам справиться с усталостью и по-деловому работать над темой урока.

8) Следующий приём успешного начала урока – игра.

- Давайте поиграем в слова. Я говорю «литература». Каждое следующее слово должно начинаться с буквы, оканчивающей предыдущее слово, это должно быть неодушевлённое имя существительное ед. числа и т.п. Когда уже все включились в процесс, плавно, незаметно приступаю к решению задач урока.

9) Лингвистическая карусель. Здесь школьники стремительно двигаются по кругу разделов лингвистики и без особых усилий затем переключаются на тему урока.

10) «Хотите сразиться в Лингвистическом бою?» - спрашиваю я у своих школьников, и они радушно отвечают : «Да!». Так провожу в начале урока защиту домашнего задания.

11) Не менее увлекают моих ребят и ежеурочные лингвистические разминки.

Вот отдельные их фрагменты:

  •  Какое из этих названий животных по составу отличается от остальных?

А. Коровушка                Б. Заинька                В. Лисонька                

Г. Корюшка                Д. Курочка

  • В какой паре слова имеют ровно три общих звука?

А. Кровать – кров                Б. Олень – ноль                В. Мороз – узор

Г. Сговор – суров                 Д. Брёвна – новый

12) Для выпускников готовлю  рубрики «Готовимся к экзамену», «Скоро ЕГЭ», «Салют, олимпиада!». Они как-то сразу дисциплинируют, организуют учащихся.

Описанные выше методы и приемы мотивации на учебную деятельность стимулируют интерес и любознательность учащихся, повышают их познавательную активность, что способствует активному включению в учебный процесс, интеллектуальному развитию и саморазвитию личности.

Они формируют у обучающихся определённые коммуникативные компетентности, а также креативные компетентности, которые представляют особую ценность в вопросах развития творческих способностей. Такие, как:

  • «уметь решать проблемы»;
  • «уметь извлекать пользу из опыта»;
  •  «уметь находить новые решения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания"

В данной статье дается описание педагогического опыта проведения этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания.   Этап мотивации организуется с целью  планомерного перехода к...

Приемы на этапе мотивация на уроках история

в статье рассмотрены приемы на эапе мотиции, применяемые на практике на уроках истории...

Организация этапов исследовательской работы учащихся как залог её успешности

Данный материал будет полезен ученикам и учителям и поможет правильно организовать, провести и оформить исследовательскую работу. Даются конкретные советы для организации исследования на всех этапах р...

Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка

Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...

Доклад на педагогический совет. Тема: « Организация повышения мотивации у обучающихся на внеклассных занятиях».

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы...

Доклад на педагогический совет. Тема: « Организация повышения мотивации у обучающихся на внеклассных занятиях».

В начальной школе дети очень любят играть, разгадывать  загадки и кроссворды. Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание работать дальше....

Результаты всероссийской школьной олимпиады 2019-2020 Муниципальный этап

Муниципальнй этап ВСОШ 7класс история  и обществознание 2019-2020...