Заключительный урок по теме : «Научно-исследовательский институт имени Числительного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе. Класс обучается по традиционной системе обучения, характеризуется средними возможностями, в классе наблюдается высокая , средняя и низкая познавательная активность.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Имя урока: Научно-исследовательский институт    имени Числительного.

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме». Данная тема входит в общий раздел «Морфология. Имя числительное».

Выбранная тема достаточно сложная. Учащиеся данного класса в некоторых случаях допускают ошибки в  склонении числительных. На уроке проводилась эта работа.

Триединство целей:

Обучающая: повторение изученных сведений по теме : «Имя числительное»;

Развивающая: развитие умения определять разряды количественных числительных ,правильно склонять, творческих способностей.

Воспитывающая: воспитание интереса к изучению русского языка.

Поставленная триединая цель была достигнута. Дети обобщали знания по теме «Имя числительное», развивали внимание; совершенствовали  мыслительные операции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchitelnyy_urok_po_teme.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Заключительный урок по теме : «Научно-исследовательский институт имени Числительного»

     

Орг.момент

Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости!

Русский язык –это всегда открытие новых знаний. И этот  момент  не будет исключением.

А чтобы нам поднять настроение, начнем нашу работу   с веселой разминки. Улыбнитесь друг другу !Приступим.

1 мин.

Стадия вызова

                                «Веселая разминка»

  • К какому склонению относится слово мама? (первому)
  • Какой по счету  в году месяц ноябрь? (одиннадцатый)
  • Сколько лет в одном веке? (сто)
  • Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (тринадцатого)
  • Назовите волшебное числительное многих сказок. (три)
  • Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина?(тридцать три)  посмотрите на  слайд

3 мин.

Стадия осмысления

К какой части речи вы бы отнесли названные вами слова? Как вы думаете, о чем пойдет речь? Распределите числительные по группам. Какие группы вы выделили?  Мы  с вами  много работали с этой частью речи. И сегодня это будет заключительная работа. А проведем мы ее в научно-исследовательском  институте имени Числительного. Каждый из вас будет являться сотрудником  этого института. Сейчас я познакомлю вас с планом работы.                        

                    План

  1. Работа в лаборатории
  2. Опыты
  3. Анализ
  4. Минута отдыха
  5. Защита научной работы
  6. Эксперимент   слайд

 Работать вы будете в технологических картах. За каждый правильный ответ ставьте 1 балл.

Возьмите карты и запишите фамилию и тему научной работы :«Повторение по теме имя числительное». Слайд.Какую вы поставите перед собой цель? Что бы вы хотели повторить по данной теме?

Ответы детей

Рада, что вы хотите повторить все  это. Следовательно, нам есть над чем поработать.

3 мин.

Актуализация знаний

ИАД

В любом институте должен быть порядок. Предлагаю навести порядок. Ваша задача убрать лишнее, нужное оставить. Слайд (для этого воспользуйтесь карандашами и зачеркните неверные варианты ответов) предлагаю по очереди поработать на интерактивной доске.

1.Имя числительное –это  част речи, которая обозначает

а) добавочное  действие при основном;

б)число, порядок предметов при счете, количество предметов;

в)признак предмета по действию.

2. Имя числительное является

а) самостоятельной частью речи;

б) служебной частью речи.

3. Имя числительное отвечает на вопросы

а) что делая? что сделав?

б)как? почему?

в)сколько? какой? который?

4.В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль

а)подлежащего и определения;

б)дополнения и определения;

в)любого члена предложения.

5.Разряды числительных по значению

а)целые и дробные;

б) количественные и порядковые;

в) простые и составные

6.Разряды числительных по структуре

а)целые и дробные;

б) количественные и порядковые;

в) простые и составные.

7.Ь в середине пишется в числительных

а) от 15 до 19;

б) от 50 до 80 и от 500 до 900. От пятисот  до  девятисот  

Мы сейчас наводили порядок, а еще …   Что представляет собой имя числительное? (зачитывают оставшиеся пункты)

Вывод: мы характеризовали имя числительное.

5мин.

Работа в парах

ИАД

Работать в институте  индивидуально хорошо, но в паре лучше. Поработаем в паре. Распределив  слова, найдите числительные. слайд

Любой сотрудник может выполнить на доске

числительное

существительное

прилагательное

Четвероклассник, четырехлетнее , четверо, четвероногий, четыре, четвертый, четверня.

Какая пара готова?

Как же отличить числительное от других частей речи?

Проверка выходят и распределяют по два слова

числительные

    существительные      

прилагательные

Четверо

Четыре

четвертый

Четвероклассник

четверня

Четырехлетнее

Четвероногий

Как же отличить числительное от других частей речи?

 Вывод: числительные можно записать  словами и цифрами ,а другие части речи – только словами.

5 мин.

Работа в группах

Так как вы опытные сотрудники института, мы сейчас проведем опыт.

Простая доска

Первая лаборатория  проводит опыт с числительным  одиннадцать.

Вторая лаборатория проводит опыт с числительным   пятьдесят.

Третья лаборатория  проводит опыт с числительным двести.

А у доски выполнят опыты лаборанты.

Подойти к кому-то и проверить работу. Отправить для проверки.

Старший опытный сотрудник проверит выполненные  опыты.

Проверка

И.п.

одиннадцать

пятьдесят

двести

Р.п.

одиннадцати

пятидесяти

двухсот

Д.п.

одиннадцати

пятидесяти

двумстам

В.п.

одиннадцать

пятьдесят

двести

Т.п.

одиннадцатью

пятьюдесятью

двумястами

П.п.

об  одиннадцати

о  пятидесяти

о  двухстах  

Вы провели опыт  с числительным одиннадцать. К какому  разряду относится и какое имеет окончание в  родительном, дательном  и предложном падежах?

11-это числительное, обозначающее целое число. Оно простое. Числительные от 11 до 19   в  Р.Д.и П .п. имеют окончание И.

 Вы провели опыт с числительным пятьдесят. К какому разряду относится и как изменяется?

50-это количественное числительное, обозначающее целое число. По    структуре  оно  составное сложное. У составного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова , из которых оно состоит.

 Вы провели опыт с числительным двести. К какому разряду относится и как изменяется?

200-это составное количественное числительное, обозначающее целое число. у него склоняются оде части.

5 мин.

Работа в группах

Вы удачно провели опыты. Сейчас предлагаю вам проанализировать следующие числительные:  записать выражения словами. слайд шторка

З\5+1\2=     ;8  3\4+1\4=   ; 2\5+3\2=     .

Когда группа завершит работу, то старший научный сотрудник  сообщит об этом с помощью сигнальной карты. Озвучьте результат первого выражения и т.д.

Проверка на экране

К трем пятым прибавить одну вторую.

К восьми целым трем четвертым прибавить одну четвертую.

К двум пятым прибавить три вторых.

С какими числительными вы сейчас работали и как они изменяются?

3\5 и другие-это дробные числительные . Они состоят и двух частей. При склонении дробных числительных изменяются обе части. Первая часть склоняется как числительное, обозначающая целое число, вторая- как прилагательное во множественном числе.

5 мин.

Индивидуальная работа

рефлексия

Вы поработали в лаборатории, провели опыты, проанализировали числительные. Сейчас предлагаю защитить свою научную работу.

Выбирайте уровень ,обозначьте его с помощью карточки. Раздать карточки жюри.

1 уровень-«3»

Задание: в  скобках записаны две формы числительных. Выберите правильную.

Самыми высокими растениями  являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти ) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) мотров, сосна до(сорок восемь, сорока восьми) метров, а дуб-до 25 (двадцать пять,двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы , и человек должен беречь его.

2 уровень-«4»

Задание: замените словами цифры и расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора буквы Ь в середине числительных.

Птиц… верные наши  друзья  защитники наших лесов полей садов и огородов.  8500____________________________разных видов птиц на Земле. Из них   770______________________________________  живут   у нас.

Ворон живет 70________________________ лет. Мелкие птич(?)ки   живут 4-10_____________________ лет вороны ястребы соколы -20-30 ____________________лет. Орлы филины -50-60 ______________________

лет.Птиц… очень прож…рливы . За мес…ц  стая скворц…в   может съесть 100 __________тонн саранчи. Грач(?)   за раз пр…носит пт…нцам до 70_________

 гусениц. Маленький  вороб…иный  сычик однажды запас в дупле 86

_____________________________ мышей полевок и землероек.

3 уровень-«5»

Задание:  записать рецепт фирменного блюда семьи с использованием разрядов количественных числительных.

Кто готов публично защитить свою работу?

Уважаемые  сотрудники института, вы справились с поставленной целью?

Я приехала с проверкой и хочу посмотреть как хорошо работает ваш институт. Хочу вместе с вами провести эксперимент .

Первая  и третья лаборатории работают с  верными и неверными утверждениями.

Вторая и пятая  составляют синквейн.( Правила на слайде)

Первая строка- существительное( что мы изучали сегодня?)

Вторая строка- два прилагательных(какое оно?)

Третья строка- три глагола(какие действия характерны для него?)

Четвертая строка- фраза, выражающая  отношение к теме.

Пятая строка-ассоциация или синоним к теме.

Четвертая и шестая лаборатории заполняют бортовой журнал.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал в научно-исследовательском институте?

Предлагаю посчитать балл   и поставить   оценку.

 Чтобы наш институт продолжал работу, я предлагаю заниматься наукой дома и провести разноуровневые опыты.

 1 уровень-упр. 362.

2 уровень- упр. 363

3 уровень- упр. 366

 Прошу вас покинуть лабораторию и немного отдохнуть.

7 мин.

Конспект открытого урока : «Научно-исследовательский институт имени Числительного»

                                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                                          учитель русского языка

                                                                                                                                           и    литературы,

                                                                                                                                           Дегтева А.Е.

                                                                               2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский институт имени Числительного

Презентация совершенствует навыки употребления имен числительных в речи в соответствии с  нормой, вычислительные навыки;повторяет и закрепляет изученное об имени числительном,способствовует...

Заключительный урок по теме "моя семья"

материал содержит кокспект  заключительного урока по теме "Моя семья" с приложением. Приложение содержит аудио- видеоматериалы, а также задания к уроку....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного об имени числительном»

Форма проведения: урок – игра «Путешествие трёх кораблей в бухту Имя числительное»  Целеполагание:закрепить и обобщить изученное о числительном; развивать навыки монологической речи; со...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Повторительно-обобщающий урок русского языка «В гостях у имени числительного»

Урок обобщения знаний позволит учителю повторить сведения о б имени числительном: разряды числительных,  правописание количественных и порядковых числительных, а также нормы употребления  чи...

6 класс. Разработка урока русского языка по теме "Повторение изученного об имени числительном"

Данный урок разработан на основе ГОС 2004г 6 кл повторение изученного о числительном...