Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Говор Христина Александровна

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы, фигуры речи, звуковые средства выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году

Средства художественной выразительности речи (задание № 26- 4 балла)

  1. Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа.

Аллегория- ( иносказание: осёл - глупый человек, лиса- хитрый), выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещённого в определённый сюжет, ситуацию. Своё классическое выражение аллегория находит в басне, где действуют животные или предметы, но бичуются человеческие пороки, недостатки. Может быть аллегоричным афоризм: ( Если на клетке слона прочтёшь ты подпись « Буйвол», не верь глазам своим.) Использование антонимов  в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силён духом.

Антонимы- разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению ( добрый – злой).

Антономаси́я, антономазия— троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуреСодержание

Пример замены на существенную особенность предмета: «наше всё» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл». Особенно часто употреблялась в скандинавской скальдической поэзии (см. кеннинги): «мать грозы великанов» — Фригг (мать Тора).

Кроме того, антономасией называется также замена нарицательного имени собственным (употребление собственного имени в значении нарицательного). Антономасия и в том, и в другом случае является особым видом метонимии. Примеры: «Эскулап» вместо «врач»:

Анадиплосис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:

…откуда придет помощь моя.

Помощь моя от Господа…

Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский)

Диалектизмы — выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности.

Примеры : Хутор, поребрик

Шаурма (Москва) - Шаверма (Санкт-Петербург)

 Подъезд (Москва) - Парадная (Санкт-Петербург)

 Бордюр (Москва) - Поребрик    (Санкт-Петербург)

Индивидуальные авторские неологизмы ( слова, «придуманные» автором)- с их помощью автор создаёт определённые художественные эффекты, выражают свой взгляд на тему или проблему : Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других. (А Солженицын.) 

Ирония – прием, когда слово или выражение обретет в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (И. Крылов) (при обращении к ослу).

Использование литературных образов- помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ

 ( Григорий, был, видимо, родной брат Илюше Обломову».)

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта:

 Чуть пробуждается народ,/сейчас дают ему уставы,/кричат: »Закройте-ка уста вы!»/ и вмиг кладут печать на рот. (К. Фофанов)

Контекстные ( контекстуальные) антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце- лёд и пламень- вот основное, что отличало этого героя.

Контекстные синонимы - это слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.

 Например:

Я долго смотрел сквозь окно, сквозь это стеклянное око.

Слова "окно" и "стеклянное око" являются контекстными синонимами.

Литота – прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления:

 Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

 (А. Грибоедов)  Многие фразеологизмы также основаны на литоте: капля в море,  кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней… (М. Горький); Барка жизни встала/ На большой мели (А. Блок); Пожаром зари/сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть:

  1. между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов)
  2. между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов)
  3. между действием или его результатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин)
  4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь  в устах его дымился (А. Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин)
  5. между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А. Пушкин);  Ликует буйный Рим 

(М. Лермонтов)

6.   часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)

Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).

Классификация

Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) — наряд (распоряжение), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).

Омонимы частичные — омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок — ласк).

Омонимы грамматические, или омоформы — слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём — мы трём).

Оксюморон – прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин);

Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегли в опочивальне ее сиделка – тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух/Мыли листьями раму фрамуг (Б.Пастернак)

Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Примеры в русском языке: порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать — имитировать.

Перифраза – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, с тем чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные), город на Неве ( Санкт- Петербург).

Повтор-прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. Звуковые повторы.

Развёрнутое  сравнение – В развёрнутом сравнении устанавливается сходство двух явлений при отсутствии в них тождества:

       То не ветер ветку клонит,

        Не дубравушка шумит,

        То моё сердечко стонет,

        Как осенний лист дрожит.

 В развёрнутом сравнении надо различать два его члена, два сопоставленных образа: один – основной по своему значению, создаваемый развитием повествования; другой – вспомогательный, привлекаемый для сравнения (моё сердечко – основной член сравнения, а ветер, дубравушка, лист – вспомогательные образы).

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».

Специальная лексика – это слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными. В специальную лексику входят термины (орфограмма) и профессионализмы (скальпель).

Старославянизмы - это слова и части слов, пришедшие из старославянского языка ( древнейшего языка славян )

В современном тексте их можно различить по следующим признакам:

1) неполногласные сочетания с фонетической стороны: ра, ла, ре, на месте русских оро, оло, ере, (град, здравый, глава, брег);

2) сочетанием жд, соответствующим русскому ж: хождение (хожу), чуждый (чужой);

3)  приставки: воз-, пре-, низ-, пред-, чрез- (воздать, презирать, низвергнуть, предпочитать, чрезмерный);

4)  суффиксы: ейш, им, ом, ущ, енн (добрейший, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный ).

Сино́нимы (в лингвистике) — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: некрасивый-страшный

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением/Дорогой и любимой семьи/Ждущей смерти твоей с нетерпением (Н. Некрасов)

Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:

  1. единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов)
  2. множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)
  3. родовое название вместо видового и наоборот: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский); Пуще всего береги копейку (т.е. деньги)(Н. Гоголь)

Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова)

Фразеологи́зм (фразеологический оборот, фразе́ма) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки.

Авгиевы конюшни- Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь. Значение. Захламленное, загрязненное место, где все в полном беспорядке.

Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы.

Типы архаизмов.

По степени устарелости:

1. понятные большинству носителей: царь, боярин, оный, воевода, поведать, очи и тп.

2. малопонятные без обращения к словарям (тук – жир, скора – шкура, одрина  - спальня). Многие сохранились в устойчивых сочетаниях – бить челом, беречь как зеницу ока, а также в составе некоторых непроизводных слов – говядо – скот (говядина), худок – искусный (художник) и др.

Архаизмы – устаревшие название современных предметов, вытесненные синонимами из состава активной лексики – сей – этот, гонитель – преследователь, уста – губы, вежды – веки, зерцало – зеркало:

1. фонетические – воксал – вокзал, роп – укроп, пиит – поэт, нумер – номер

2. акцентологические – эпигрАф – эпИграф, музЫка – мУзыка, призрАк – прИзрак.

3. морфологические – рояль (ж.р. вм. совр. м.р.), лебедь (жр вм совр мр).

4. словообразовательные – нервический-нервный, блезкость – близость, рыбарь – рыбак.

5. собственно лексические – зане – потому что, всуе – напрасно, ретирада – отступление, тать – разбойник, вор.

6. семантические – наблюдать в значении «соблюдать», позор в значении «зрелища», присутствие – «учреждение» и др.

Устаревшими становятся не только исконно рус слова, но и заимствованные (вояж – путешествие, виват – да здравствует). Архаизмы используются в ЯХЛ для стилизации старинной речи, создания исторического речевого колорита. Придают торжественный характер.

Историзмы – вышли из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления – латы, кафтан, лапти, помещик, князь, опричник, редут. Синонимов в современном языке нет, особенно интенсивно переход в историзмы проходит в период переустройства или ломки общественных отношений: в русском языке – историзмы сов периода, продналог, нэп, рабфак, ликбез, кулак, буденовец. Используются в ЯХЛ для создания колорита исторической эпохи.

Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным/был я когда-то красивым и юным./Неудержимо, неповторимо/все пролетело … далече…мимо …(С. Есенин)

Эмоционально-оценочная лексика — лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно приподнятый и др

Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной). Однако следует заметить, что понятия эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; в то же время слова, в которых оценка составляет само их лексическое значение (причем оценка не эмоциональная, а интеллектуальная), не относятся к эмоциональной лексике (плохой, хороший, гнев, радость, любить, одобрять).

           

  1.  Фигуры речи

Фигуры – особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

Авторская пунктуация- это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчёркивает или противопоставление ( Рождённый ползать- летать не может), либо особо выделяет вторую после знака часть ( Любовь- главнее всех).

Аллю́зия  — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Например, библейские аллюзии или библеизмы - это отсылки к сюжетам и персонажам Священного Писания. Так, фраза «Я умываю руки» отсылает к реплике Понтия Пилата, отказавшегося спасти Иисуса от смерти.

Аллюзии могут быть серьезными, а могут быть ироническими или сатирическими. Автор может использовать политические, исторические, общекультурные отсылки.

Иногда в аллюзии используется игра слов. Например, статья о Давосском экономическом форуме в газете называется «Давос и ныне там». Это намек на бессмысленность мероприятия, отсылка к строчке «Да только воз и ныне там» из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».

Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь/только очень жди… Жди, когда наводят грусть/желтые дожди/жди, когда снега метут …(К. Симонов)

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Ты и убогая,/ Ты и могучая, /Матушка Русь!

(Н. Некрасов)

Асиндетон (бессоюзие)–построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет./ Бой барабанный, клики, скрежет..(А. Пушкин)

Градация – последовательное расположение слов и частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л. Толстой);  Присягаю ленинским ранам,/первым разоренным очагам:/Не сломлюсь, не дрогну, не устану,/ни крупицы не прощу врагам

(О. Бергольц)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный,/жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)

Композиционный стык (подхват) – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий: Придет оно, большое, как глоток, - Глоток воды во время зноя летнего

(Р. Рождественский)

Полисиндетон ( многосоюзие) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин)

Параллелизм–параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы не цветы да не морозы,/и зимой бы цветы расцвели;/Ох, кабы на меня да не кручина,/ни о чем-то бы я не тужила (народная песня). Художественный эффект часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.

 (М. Лермонтов)

Парцелляция – прием, состоящий в расчленении  предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги  на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение,  в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).

Повтор- сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции- построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от неё длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слёзы. И горечь утрат.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного  предложения: Доколе, счастье, ты венцами/ злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь;/но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков).

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет - /О счастье! О слезы!/ О лес! О жизнь! О солнца свет!/ О свежий дух березы! (А. Толстой) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть!/ Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин).

Риторическое обращение- эмоционально окрашенное предложение, адресованное неодушевлённому предмету, понятию, отсутствующему лицу: А ты всё та ж, моя страна.

Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать- это начало всех начал. Мать- это чудо земное. Мать- это слово святое.

Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:

Август — астры,

Август — звезды,

Август — грозди

 Винограда и рябины

 Ржавой — август!

Умолчание- пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, неоднозначно. Это намёк и обращение к читателю с предложением догадаться. Часто умолчание на письме обозначается с помощью отточия ( многоточия ) ( Но слушай: если я должна тебе: кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена...)

Эллипсис-(неполные предложения) опущение каких-либо членов предложения, компонентов высказывания, общее значение которых понятно из контекста, с целью выделения оставшихся слов: Мы сёла- в пепел, грады- в прах,  мечи- в серпы и плуги. ( В.  Жуковский).

Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям)

  1. Выразительные средства фонетики

Аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин)

Ассонанс – повторение одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./ Думаю думу свою (Н. Некрасов)

Звукоподражание – передача слуховых впечатления словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шумят камыши

 (К. Бальмонт)

Цели использования изобразительных средств в тексте

Риторические вопросы, восклицания

 Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства

Синтаксический параллелизм

Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем пишет

Лексические повторы

Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях

инверсия

Помогает выделить главное слово, понятие; средство создания эмоциональности речи

антитеза

Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств …

оксюморон

Подчеркивает внутренний конфликт или противоречие

бессоюзие

Придает впечатление быстрой смены событий или картин

Авторская пунктуация

Служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения

олицетворение

Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Обособленные определения

Создают описательный образ предмета, явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому

парцелляция

Усиливает смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий

гипербола

Средство авторского видения образа, явления

Задания для самопроверки

Определите средства художественной выразительности

  1. Шутила зрелость, пела юность. (А. Твардовский)
  2. Литейный залили блузы и кепки. (В. Маяковский)
  3. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. Гоголь)
  4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский)
  5. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но. к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот  величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь)
  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)
  7. Весной, что внуки малые,/С румяным солнцем-дедушкой/Играют облака. (Н. Некрасов)
  8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин)
  9. Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх.         (Н. Гоголь)
  10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
  11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна./На печальные поляны льет печально свет она. (А. Пушкин)
  12. Золотою лягушкой луна/ Распласталась на тихой воде        (С. Есенин )
  13. Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой ранью/Проскакал на розовом коне (С. Есенин)
  14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин)
  15. Природой здесь нам суждено/В Европу прорубить окно.  (А. Пушкин)
  16. Мы открывали Маркса каждый том,/Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский)
  17. Догорит золотистым пламенем/Из телесного воска свеча,/И луны часы деревянные/Прохрипят мой двенадцатый час. (С. Есенин)
  18. Не ветер бушует над бором,/Не с гор побежали ручьи,/Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои.   (Н. Некрасов)
  19. «Это верно, что дорого», - вздыхают рыжие панталоны    (А. Чехов)
  20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов)
  21. … И жаль зимы-старухи,/И, проводив ее блинами и вином,/Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин)
  22. Зеленая прическа,/ Девическая грудь./ О тонкая березка,/ Что загляделась в пруд? (С. Есенин)
  23. У Ивана Никифоровича    …  шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н. Гоголь)
  24. На восток, сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой/ По домам идет Европа,/ Пух перин над ней пургой

(А. Твардовский)

  1. Телеграф охрип от траурного гуда./ Слезы снега с флажьих покрасневших век. (В. Маяковский)
  2. Много за жизнь повымел Вилли - / одних пылинок целый лес. (В. Маяковский)
  3. Меж тем как сельские циклопы/ Перед медлительным огнем/Российским лечат  молотком/ Изделье легкое Европы,/Благословляя колеи и рвы отеческой земли                    (А. Пушкин)        

        

Ответы

   1. Шутила зрелость, пела юность. (олицетворение)

2.Литейный залили блузы и кепки. (метонимия)

    3.Редкая птица (эпитет)долетит до середины Днепра. (гипербола)    

   4.А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия)

   5.Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к   сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; (литота) другой имеет рот  величиною в арку главного штаба, (гипербола)но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля                6.Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (эпитет).Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (олицетворение)

    7.Весной, что внуки малые,(сравнение)/С румяным(эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет)/Играют облака. (олицетворение)

     8.Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е.Шекспир) (перифраза)

     9.Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх(сравнение)

    10.Как выжженная палами степь,(сравнение) черна стала жизнь (метафора)Григория

    11.Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна. (олицетворение)/На печальные (эпитет) поляны льет печально свет она.

    12.Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна

 Распласталась на тихой (эпитет) воде (олицетворение)    

   13.   Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора).

    14.Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, (олицетворение)льдом одета.    

    15.Природой здесь нам суждено/В Европу прорубить окно .   (метафора).

    16.Мы открывали Маркса каждый том,/Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение).

    17.Догорит золотистым (эпитет) пламенем/Из телесного (эпитет) воска свеча,/И луны часы. Деревянные (эпитет)/Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час.(все предложения – развернутая метафора)

   18.Не ветер бушует над бором,/Не с гор побежали ручьи, (отрицательное сравнение)/Мороз-воевода (сравнение) дозором/ Обходит владенья свои.(олицетворение).

     19.«Это верно, что дорого»,- вздыхают рыжие панталоны    (метонимия).

    20.Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола).

   21.… И жаль зимы-старухи, (эпитет)/И, проводив ее блинами и вином,/Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора).

   22.Зеленая прическа,/ Девическая грудь./ О тонкая березка,/ Что загляделась в пруд? (метафора, олицетворение)

   23.У Ивана Никифоровича    …  шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (гипербола)

   24.На восток, сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет)/ По домам идет Европа,(синекдоха)/ Пух перин над ней пургой (сравнение).

     25.Телеграф охрип (олицетворение) от траурного (эпитет) гуда./ Слезы снега с флажьих покрасневших век. ( метафора)

    26.Много за жизнь повымел Вилли - / одних пылинок целый лес. ( гипербола)

    27.Меж тем как сельские циклопы (перифраза = кузнецы)/ Перед медлительным (эпитет) огнем/Российским лечат  (метафора) молотком/ Изделье легкое Европы, (перифраза = коляска) / Благословляя колеи и рвы отеческой земли                    (вся фраза - ирония).                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)

Подготовка к выполнению задания С.  (русский язык, 11 класс)...

Анализ результатов выполнения контрольных работ по русскому языку на 2019-2020 уч.год

Таблица для проведения мониторинга контрольных работ по русскому языку  в 5-9 классах...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Индивидуальный план подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в 2018-2019 учебном году

Индивидуальный план подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в 2018-2019 учебном году...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2

Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями речи...