Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Анна Заборская

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-х ч. Ч.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx171.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Выполнила студентка группы ИФ5Р

Заборская Анна

Класс: 7 «Г».

УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-х ч. Ч.1

Тема: Образование действительных причастий настоящего времени.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

– формировать развитие связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– содействовать обогащению словарного запаса обучающихся;

обучающие:

– повторить все сведения о причастии;        

– способствовать развитию умения образовывать действительные причастия настоящего времени.

Задачи:

предметные:

- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени;

- уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, разграничивать их, группировать словосочетания с названными причастиями;

 метапредметные:

  • контролировать и оценивать учебные действия;
  • формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; поиск и выделение необходимой информации;
  • развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Результаты:

Личностные результаты:

– осознание потребности в развитии и саморазвитии;

– понимание ответственности за результаты своей учебы;

– формирование уважительного отношения к чужому мнению;

Предметные результаты:

– обучающиеся знают, как образуются действительные причастия настоящего времени;

– обучающиеся овладевают способами логического мышления;

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

–владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Основные понятия: причастие, вид, действительные причастия, причастный оборот.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями.

Методы и формы обучения: наглядно-словесный; формы обучения: фронтальная, индивидуальная

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.);

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний. (7 мин.);

III. Открытие новых знаний (9 мин.);

IV. Первичное усвоение материала (8 мин.);

V. Закрепление изученного материала (15 мин.);

VI. Рефлексия (3 мин.);

VII. Задавание домашнего задания (2 мин.).


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке

Вступительное слово (составляется учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мотивация Учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний.

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к открытию нового знания, сформулировать тему, определить цель урока

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон (автор многих афоризмов об образовании)

- Как понимаете это выражение?

Ребята, давайте с вами вспомним, что вам известно о причастии

Работа в группах:

1-я гр. Вспомнить, что такое причастие

2-я гр. Что такое причастный оборот? Как выделяется на письме? Каким членом предложения является?

3-я гр. Рассказать о действительных и страдательных причастиях.

4-я гр. Что вы знаете о глаголах 1 и 2 спряжения? Назовите глаголы - исключения.

5- я гр. Назовите постоянные признаки глаголов (вид, спряжение)

Уч-ль организует и сопровождает деятельность уч-ся. На доске записаны слова (суффиксы выделены):

Стро..щий, крас..щий, люб..щий, пиш..щий, стел..щийся, дремл..щий

-Слова какой части речи перед нами?

-Это причастия действительные или страдательные? Докажите.

-В какой части слова пропущена орфограмма?

Попробуйте сформулировать тему урока

 Сравните со слайдом. Запишите тему урока в тетрадь

-Посмотрите на примеры, попробуйте сформулировать правило

Строить – строят (2спр.)-строящий

Красить- красят- красящий

Слышать-слышат-слышащий

Писать-пишут-пишущий

Стелить-стелют-стелющий

Повышать уровень образования необходимо для того, чтобы знать, как действовать, вооружившись определенными знаниями. Поэтому - действуйте!

  1. Прича́стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
  2. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Вопросы причастного оборота – Какой? Что делающий? Что сделавший? В предложении причастный оборот может выполнять синтаксическую роль обособленного либо необособленного определения.
  3. В русском языке причастие обозначает признак предмета по действию. В зависимости от того, кто выполняет действие, выделяют действительные и страдательные причастия по залогу.

Действительные причастия обозначают признак по действию, которое выполняется самим определяемым предметом (звенящий колокольчик – колокольчик звенит);

Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое направлено на определяемый предмет (скошенная мужчиной трава – траву скосил мужчина).

  1. Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях. Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт),  -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).  Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им,   -ите,   -ат (-ят). 
  2.  К постоянным признакам относятся:
  • вид;
  • возвратность;
  • переходность;
  • тип спряжения.

Это действительные причастия настоящего времени.

Признак возник в результате действия самого предмета.

Орфограмма пропущена в суффиксе.

Обдумывают ответы на вопросы, формулируют тему урока.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов:

  • -ущ-/-ющ- – от глаголов 1-го спряжения (играют – играющий, роют – роющий, везут – везущий).
  • -ащ-/-ящ- – от глаголов 2-го спряжения (кричат – кричащий, лежат – лежащий, верят – верящий).

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: самоконтроль; формулирование темы и цели урока.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

III.  Открытие новых знаний

Цель этапа: создавать условия, способствующие ознакомлению обучающихся с новым материалом

Давайте прочитаем правило на странице 47 учебника.

Обратите внимание: на ваших партах лежат схемы, которыми вы можете пользоваться при образовании действительных причастий настоящего времени.

Читают правило.

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Obrazovanie-i-pravopisanie-prichastij/0004-004-Dejstvitelnye-prichastija-nastojaschego-vremeni.jpg

Личностные: интерес к русскому языку.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения.

IV. Первичное усвоение материала.

Цель этапа: организация применения нового знания на языковом материале.

Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним упражнение 87.

Какой мы можем сделать вывод?

Выполняют упражнение у доски и записывают в тетрадь.

Действительные причастия наст.вр. образуются только от глаголов несовершенного вида.

Познавательные: анализировать, изучать, делать выводы.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

владеть монологической речью;

активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Закрепление изученного материала.

Цель этапа:  закрепление полученных знаний на языковом материале

 Запомним: 
гласная в суффиксе причастия такая же, как в окончании глагола

плескать (1 спр.) – плещут – плещущий

рисовать (1 спр.) – рисуют - рисующий

дышать (2 спр.) – дышат – дышащий

пилить (2 спр.) – пилят – пилящий

Самостоятельная работа по карточкам

А сейчас давайте выполним самостоятельно задание на карточках: вам необходимо найти в тексте ошибки и исправить их.

Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки

Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка коньчаеться мостиком. Светиться под лучами неяркого солнца поверхность пруда отражающая деревья тенистого сада. Под сенью разкидистых деревьев сидящая на скамейки, женщина читает книгу. От пестреящих на берегу цвитов, в пруду веит покоем.

В. Д. Поленов талантливый художник глубоко любющий родную землю и умеящий покозать красоту её.

Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов действительное причастие настоящего времени в нужном падеже, выделяя суффиксы причастий.

1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

3. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

Выполняют самостоятельно, затем обмениваются для взаимопроверки.

Выполняют упражнение, списывая предложения со слайда, записывают его в тетрадях.

1. Рабочие, строящие новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

2. Воздух был душист от расцветающих яблонь и груш.

3. Мне жаль было плачущего ребёнка.

4. Внезапно раздался топот скачущей лошади.

Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

Высказывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других;

Быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Рефлексия.

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

А сейчас давайте подведем итог нашего урока с помощью небольшой анкеты.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Регулятивные:

Самоконтроль, самооценивание.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

Развитие умения выделить главное;

Соблюдение правил речевого поведения.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и сверстниками;

Самоконтроль;

Соблюдение правил речевого поведения;

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII. Домашнее задание.

Цель этапа: продолжить работу по закреплению изученного материала дома, формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

Домашнее задание:

выучить правило на стр. 47, выполнить упражнение 88. Дополнительное задание: выписать из литературных произведений по 4 предложения с действительными причастиями настоящего времени.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

Самоконтроль.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и сверстниками.


http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Obrazovanie-i-pravopisanie-prichastij/0004-004-Dejstvitelnye-prichastija-nastojaschego-vremeni.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентацияурока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Презентация к уроку русского языка "Действительные причастия настоящего времени" в  7 классе дают возможность обучать учащихся на основе наглядного материала , образовать действительные пр...

Конспект урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Формирование у учащихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени...

технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Действительные причастия настоящего времени"...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....