Урок русского языка "Однородные и неоднородные определения", 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Тарбеева Наталья Борисовна

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения" по учебнику Т. А. Ладыженской. Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx24.08 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.69 МБ
Файл materialy_k_uroku.docx48.13 КБ
Файл vernye_nevernye.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Однородные и неоднородные определения»

Тип урока: открытие нового знания (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Формы организации урока: коллективная, индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, учебники, тетради, конверт с заданиями, таблица «Бортовой журнал».

Образовательные ресурсы:

1. Баранов М. Т., русский язык 8 класс

 2. Презентация «Однородные неоднородные определения»

Структура урока:

  1. Вводно-мотивационная часть.
  1. Организационный момент
  2. Мозговой штурм
  1. Основная часть.
  1. Актуализация знаний
  2. Открытие новых знаний
  3. Закрепление знаний
  1. Рефлексивно-оценочная часть.
  1. Рисование ладошки.

Цели урока:

Образовательная: повторить знания об однородных членах предложения и постановку знаков препинания при них; формировать умение отличать однородные определения от неоднородных и пунктуационно правильно оформлять их.

Развивающая: активизировать процесс познания мыслительной деятельности, творческого воображения; развивать познавательную активность, создать условия для формирования интереса к учению; развивать умение работать в паре, давать оценку ответам одноклассников.

Воспитательная: создать условия для формирования эстетического вкуса, привитие любви к литературе и культурному наследию.

Он болел за Родину, за свою Сибирь, за Ангару, за человека.

Г. Г. Минеева

Он отвеку обречен на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу…

В. Астафьев

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

2.Мотивация к учебной деятельности

3.Актуализация знаний

4.Изучение новых знаний

5.Первичное осмысление и закрепление изученного

6.Итог урока

Рефлексия

7.Домашнее задание

Приветствие

Мозговой штурм

Учитель просит учащихся посмотреть на первый слайд презентации, на котором изображен В. Г. Распутин, и подумать, почему на уроке русского языка мы обращаемся к личности этого писателя.

-Знаком ли вам этот человек?

(конечно, это В. Г. Распутин).

-Скажите, как вы думаете, почему на уроке русского языка мы обратились к личности этого писателя?

(в этом году наш земляк отмечал бы восемьдесят вторую годовщину, но в 2015 году его жизнь оборвалась из-за болезни в одной из московских клиник)

- Скажите, какие произведения этого писателя вы читали, знаете, может быть, слышали или смотрели постановки, фильмы?

(наследие это писателя велико: «Пожар», Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Век живи – век люби», «Деньги для Марии». «Дочь Ивана, мать Ивана» и мн. др. Многие произведения экранизированы и поставлены на сцене разных театров)

Учитель предлагает учащимся прочитать эпиграфы к уроку (слова о В. Г. Распутине) и подумать, что это был за человек, а за тем посмотреть на эти предложения с точки зрения пунктуации.

(предложения с однородными членами)

Кластер

Ребята, запишите эти предложения и подчеркните однородные члены, а один учащийся составит на доске кластер «Однородные члены».

Работа с эпиграфом. Проверка озвучивания кластера на доске.

  1. Являются одинаковыми ч.п.
  2. Отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Относятся к одному члену предложения. Зависят от одного и того же слова.
  4. Все ч.п. могут быть однородными.
  5. Не зависят друг от друга по смыслу и грамматически. Равноправны.
  6. Связь выражается при помощи союзов и перечислительной интонации.

Верные / неверные утверждения

А сейчас немного поиграем. Игра называется верные /неверные утверждения.  Перед вами небольшие распечатки, в которых содержится информация по биографии В. Г. Распутина.  Ваша задача отметить утверждения по теме: «Однородные члены предложения» верные знаком «+», неверные – «-«.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на два высказывания о В. Г. Распутине на слайде. Подумать, почему в первом предложении не поставлена запятая между определениями, а во втором – поставлена.

В. Г. Распутин – выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель.

В. Г. Распутин – советский, российский писатель.

Сформулируйте тему нашего урока и подумайте, какие цели мы должны поставить пред собой.

«Бортовой журнал»

А сейчас посмотрите, у каждого на столе лежит распечатка бортового журнала.  Ваша задача в парах – заполнить первую колонку, т. е. записать предположения, что такое неоднородные определения. Совещаться разрешается.

Учитель предлагает учащимся открыть учебники на стр. 134, прочитать теоретический материал по теме: «Однородные и неоднородные определения», сравнить со своими записями в бортовом журнале и заполнить колонку «Новое знание».

Так как наш урок связан с творчеством В. Г. Распутина, то и материал для сегодняшнего урока я подобрала в соответствии с темой урока. У вас на партах лежат распечатки с предложениями, взятыми из произведений этого писателя. Наша задача: выйти к доске, записать предложение, сказать из какого оно произведения, найти определения, указать однородные они или нет.

Подводя итог, учитель просит выполнить учащихся задание, цель которого выписать номера предложений, с неоднородные определения.

Подготовка к ОГЭ

1. Обочинка была маленькой, идти было не совсем удобно, да еще зонтик и мелкий дождишко, но больше не он мешал,  резкий порывистый ветер.  2) Это была большая бетонная площадка, где стояла скамейка, спинкой к автотрассе.  3) Мы присели.  4) Впереди, перед глазами, был какой-то бетонный откос, который, был испещрен страстными, восторженными и безнадежными признаниями. (1,2).

Учитель предлагает учащимся вернуться ко 2 утверждению верных/неверных утверждений и проанализировать правильно ли они ответили на данный вопрос.

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные определения?

«Ладошки»

Каждому учащемуся предлагается на листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец – какая-то позиция, по поводу которой нужно высказать и записать свое мнение (можно выборочно).

  • большой – для меня это важно…/ неважно…
  • указательный – я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
  • средний – мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно, не понравилось…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец – хочу для себя выяснить…

Упражнение 243, вставить на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Записать предложения. Определить однородные и неоднородные определения.

Приветствуют учителя, настраиваются на сотрудничество

Рассматривают фотографии, формулируют ответы.

Ученики читают высказывания, сопоставляют с жизнью Распутина. Формулируют ответы.

Сравнивают предложения, делают вывод, что эти предложения с однородными членами, записывают, выделяют, подчеркивают, в это время один учащийся составляет кластер по теме: «Однородные члены»

Отмечают утверждения

Выдвигают гипотезы, размышляют, сопоставляют предложения. Записывают их.

Отвечают на вопросы, делают выводы, определяют тему и цели урока.

Обсуждают в парах признаки неоднородных определений, записывают их в таблицу.

Читают, сравнивают, записывают, заполняют в таблице «Бортовой журнал» колонку «новое знание».

Записываю предложения, находят однородные определения, подчеркивают их. Делают выводы о постановке знаков препинания.

Выписывают предложения с неоднородными определениями.

Сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Рисуют ладошки записывают и высказывают свое мнение.

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Пожар», «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Век живи – век люби», «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана» и мн. др. Это всего лишь небольшая часть произведений

Слайд 3

Он болел за Родину, за свою Сибирь, за Ангару, за человека. Г. Г. Минеева Он от веку обречен на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую добра, на вечное стремление к идеалу… В. Астафьев

Слайд 4

В. Г. Распутин – выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель. В. Г. Распутин – советский, российский писатель.

Слайд 5

Однородные и неоднородные определения

Слайд 6

1. Обочинка была маленькой, идти было не совсем удобно, да еще зонтик и мелкий дождишко, но больше не он мешал, резкий, порывистый ветер. 2) Это была большая бетонная площадка, где стояла скамейка, спинкой к автотрассе. 3) Мы присели. 4) Впереди, перед глазами, был какой-то бетонный откос, который, был испещрен страстными, восторженными и безнадежными признаниями.

Слайд 7

мизинец – хочу для себя выяснить… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… средний – мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно, не понравилось… указательный – я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… большой – для меня это важно … / неважно …

Слайд 8

Домашнее задание: Знать отличия однородных и неоднородных определений, Упр. 243



Предварительный просмотр:

       

 Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

Верные/неверные утверждения                                        

1. Верно ли, что в определение отвечает на вопрос какой и подчеркивается волнистой линией?

+

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные определения?

_

3. Верно ли, что в предложении «В. Г. Распутин жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве» два ряда однородных членов?

+

4. Верно ли, что в предложении «в образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека доброта, совестливость, любовь к Родине, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость» правильно расставлены знаки препинания?

_

5. Верно ли, что в предложении «В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества» осложнено только однородными членами?

_

6. Верно ли, что  предложение «13 марта 2015 года В. Г. Распутин был госпитализирован, находился в коме» осложнено однородными сказуемыми?

+

Кластер

        

        

Предложения из произведений В. Г. Распутина для работы по теме: «Однородные и неоднородные определения»

  1. Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для нее и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да незаемным, на свой хлебушко хватало.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Сима была вся чистенькая, аккуратненькая, знала немного грамоте и имела песенник, из которого порой под настроение  тянула тоскливые и протяжные песни о горькой судьбе.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Снова опустили разговор, разморенные чаем и бьющим из окна, что выходило на закат, ярким клонящимся солнцем.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Ночь была теплая и тихая, и, наверное, в другом месте – темная, но здесь , под огромным надречным небом, проглядная и сквозная.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Откуда-то прорвался слабый и тяжелый дых ветра, охнул и сел – как волна, втянутая в песок.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Вконец потерявшись, она опустилась без сил на землю на сухом травянистом угоре…

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Но видела, видела Дарья и то, что было за лесом, - поля с высокими осиновыми переборами, покатый сырой правый берег в тальнике и смородине и ближе к  Подмоге болотце…

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Видела Дарья на память и дальше – снова поля  по обе стороны от дороги, на них та и сям одинокие старые деревья…

(«Прощание с Матёрой»)

  1. О чем она думала? Чего добивалась? Но и этого она не знает. Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла.

(«Прощание с Матёрой»)

  1. Осень стояла теплая и сухая.

(«Уроки французского»)

  1. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом…

(«Уроки французского»)

  1. Так начались для меня мучительные и неловкие дни.

(«Уроки французского»)

  1. В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем – редкое по те временам, а для меня и вовсе невиданное чудо.

(«Уроки французского»)

  1. Вечер был мякотный, тихий…

(«Пожар»)

  1. В этот товарный острог вело с улицы два пути: широкие въездные ворота для машин и рядом проходная для полномочных рабочих.

(«Пожар»)

  1. Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят.

(«Последний срок»)

Рефлексия «Ладошки»

мизинец – хочу для себя выяснить…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

средний – мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно, не понравилось…

указательный – я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

                                                                       большой – для меня это важно…/ неважно



Предварительный просмотр:

Верные/неверные утверждения                                        Верные/неверные утверждения

1. Верно ли, что в определение отвечает на вопрос какой и подчеркивается волнистой линией?

1. Верно ли, что в определение отвечает на вопрос какой и подчеркивается волнистой линией?

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные члены предложения?

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные члены предложения?

3. Верно ли, что в предложении «В. Г. Распутин жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве» два ряда однородных членов?

3. Верно ли, что в предложении «В. Г. Распутин жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве» два ряда однородных членов?

4. Верно ли, что в предложении «в образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека доброта, совестливость, любовь к Родине, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость» правильно расставлены знаки препинания?

4. Верно ли, что в предложении «в образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека доброта, совестливость, любовь к Родине, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость» правильно расставлены знаки препинания?

5. Верно ли, что в предложении «В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества» осложнено только однородными членами?

5. Верно ли, что в предложении «В последние годы

писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества» осложнено только однородными членами?

6. Верно ли, что  предложение «13 марта 2015 года В. Г. Распутин был госпитализирован, находился в коме» осложнено однородными сказуемыми?

6. Верно ли, что  предложение «13 марта 2015 года В. Г. Распутин был госпитализирован, находился в коме» осложнено однородными сказуемыми?

Верные/неверные утверждения                                        Верные/неверные утверждения

1. Верно ли, что в определение отвечает на вопрос какой и подчеркивается волнистой линией?

1. Верно ли, что в определение отвечает на вопрос какой и подчеркивается волнистой линией?

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные члены предложения?

2. Верно ли, что в предложении «окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа» есть однородные члены предложения?

3. Верно ли, что в предложении «В. Г. Распутин жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве» два ряда однородных членов?

3. Верно ли, что в предложении «В. Г. Распутин жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве» два ряда однородных членов?

4. Верно ли, что в предложении «в образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека доброта, совестливость, любовь к Родине, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость» правильно расставлены знаки препинания?

4. Верно ли, что в предложении «в образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека доброта, совестливость, любовь к Родине, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость» правильно расставлены знаки препинания?

5. Верно ли, что в предложении «В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества» осложнено только однородными членами?

5. Верно ли, что в предложении «В последние годы

писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества» осложнено только однородными членами?

6. Верно ли, что  предложение «13 марта 2015 года В. Г. Распутин был госпитализирован, находился в коме» осложнено однородными сказуемыми?

6. Верно ли, что  предложение «13 марта 2015 года В. Г. Распутин был госпитализирован, находился в коме» осложнено однородными сказуемыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений"

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" Цели урока:Развивать речь учащихся.Учить делать выводы.Формировать умение осознанно ставить знаки пре...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....