Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку

Сергеева Светлана Николаевна

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_gruppa.docx201.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Будницкая основная школа»

Велижского района Смоленской области

Сообщение на заседании творческой группы учителей

гуманитарного цикла

«Приемы и методы развития мотивации

 на уроках русского языка и литературы»

https://mypresentation.ru/documents/43ffae5402c27482f4ffcbe7b1440ae4/img1.jpg

Подготовила: Сергеева Светлана Николаевна,

руководитель творческой группы

учителей гуманитарного цикла

Будница,

2020

Приемы и методы развития мотивации

 на уроках русского языка и литературы

 Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли. Обратимся к понятию – понятию «мотивация». Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе снижается. Что делать учителю, чтобы заинтересовать, формировать положительную мотивацию к предмету? Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

 А для этого необходимо решать следующие задачи:

 1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

 Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

 Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;
  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
  •  Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

  Привить интерес к изучаемому предмету, повысить учебную мотивацию  – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;
  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
  • использование слайд – презентаций.

    Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

   При этом учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Упражнения и педагогические приёмы,

позволяющие формировать и развивать мотивацию учения.


Интересное начало урока:

  1. Прием метафоры – притчи. Например.

Отдай мне самое дорогое, и я вылечу тебя, - сказала добрая волшебница маленькой птичке, которая лежала на пустынном морском берегу и умирала. Кровь быстро капала из раны на ее грудке и окрашивала белый песок, унося жизнь из маленького тела.

«Самое дорогое – это, конечно, жизнь, - подумала птичка. – Но стоит ли доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая волшебница, верно, шутит…»

И, взглянув на нее потухающими глазами, птичка прошептала:

-Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.

Волшебница дотронулась своим жезлом до ее ранки – ранка зажила, и птичка радостно встрепенулась, ожившая и здоровая.

-А теперь отдай мне свои крылья! – сказала волшебниц.

-Нет! – отвечала птичка, вздрогнув. – Нет! Ни за что!

-Разве они не самое дорогое для тебя?

-Потому-то я не могу отдать тебе их! – тихо прошептала птичка.- Сделай лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.

-Лети, - улыбнулась волшебница, - я не хочу твоей смерти. Но помни, что_________________________ (самое дорогое всегда дороже жизни).

Перед прочтением притчи провожу работу с ассоциациями к слову жизнь (здоровье, родители, дети, мир, природа и др.). После прочтения прошу закончить фразу волшебницы и записать диалог, составив его схему.

2. Эпиграф. Иногда урок начинается с небольших тетрализованных представлений. Например, «Если душа родилась крылатой» о биографии М.Цветаевой, композиция «По чеховским местам», спектакль «Свидание» по пьесе А.Вампилова, инсценировка басен И.А. Крылова....Всё это по-актёрски эмоционально звучит в начале урока, а затем следует и беседа, и анализ, и яркие ощущения, и чувства. Главное — первоначальное восприятие литературного материала. Ведь литература — это искусство слова, сопереживание.  

3. Девизы: «Никогда не унывать! Все пройти и все узнать!»

4. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делать это через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Подберите слова на эту тему.

- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!

5.Домысливание

         Предлагается тема урока и слова "помощники":                                      

          Повторим
          Изучим
          Узнаем
          Проверим                                                                                                 

       С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.        

  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»

         Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки.

На этапе освоения знаний:

1. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщить о критериях оценивания результатов изучения темы и проговорить, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.

2. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

3. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?

4. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

  1. Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия . ФИО: Причастие=глагол+прилагательное, место работы: предложение, должность: определение, место жительства: морфология.

  1. «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, по теме: «В чем горе Чацкого?» или «Орфограммы».

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d9b/00026b12-35b77cab/img10.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/050e/00043745-39ce4029/hello_html_m1c36dfe4.jpg

На этапе применения знаний на практике:

Технология шестиугольного обучения (автор Рассел Тарр).

Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

      Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать их по категориям, причем шестиугольники располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для  изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Примеры работы с данным приемом из личного опыта:

  1. Характеристика помещиков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

     Первый вариант работы. Класс разделен на микрогруппы. На доске шестиугольник с изображением помещика, а у учащихся чистый шестиугольник. Каждая группа описывает помещика по определенному направлению: описание дома и интерьера комнат, внешность, обед, разговор о покупке душ.  После этого каждая группа представляет свою работу и приклеивает свой шестиугольник к портрету.         Так получается общая характеристика помещика.    

      Второй вариант работы. Каждой группе дан свой помещик, на чистых шестиугольниках записывают характеристику. В итоге получается общая характеристика всех помещиков, делается вывод.

     Данные шестиугольники можно использовать на дальнейших уроках по поэме, проверяя знание текста. Например, соотнести характеристику с помещиком.

  1. Знаки препинания в БСП.

Урок обобщения знаний и умений. На шестиугольниках записаны примеры БСП без знаков препинания. Учащимся необходимо выбрать предложения с определенным знаком препинания и соединить их вместе.

  1. Однородные и неоднородные определения.

При изучении нового материала учащиеся, читая теоретический материал, выстраивали связи, соединяли шестиугольники и сделали вывод. В итоге получились «ромашки»

  1. Виды подчинительной связи.

Использовались шестиугольники трех разных цветов. Учащиеся изучали теоретический материал и выстраивали свои логические цепочки. После всей работы разрешалось сходить к соседям, задать вопросы, что-то посоветовать или изменить свои «соты». Затем учащиеся обосновали свои представления по поставленной задаче. Далее раздала шестиугольники четвертого цвета, на которых были записаны примеры словосочетаний типа конфеты из шоколада -  шоколадные конфеты. Ребята без  труда сделали вывод, что словосочетания могут переходить из одного вида связи в другой. Происходит знакомство с заданием 4 ОГЭ по русскому языку.

  1. Работа с выразительными средствами

На шестиугольниках записаны примеры предложений с использованием выразительных средств. Учащимся необходимо объединить примеры и соединить с названием выразительного средства. Данная работа помогает в подготовке к ОГЭ, отработка задания 7 по русскому языку.

  1. Синквейн.  Например, при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», у учащихся получился такой синквейн:              

Герасим

Сильный, страдающий

Работает, исполняет, мучается

Немой протест против крепостного права.

богатырь

3. Взимопроверка

4. Включение в урок элемента соревновательности.

5.Использование игровых технологий (дидактические игры «Помоги Пете Ошибкину», «Четвертое лишнее», «Знаете (верите) ли вы, что..», «Не разорви цепочку», «Лови мяч», «Да-нет», загадки, ребусы, кроссорды, квест)

6. Метод проектов

 На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история одного слова, составление словаря одного слова, сообщения по истории фразеологизмов, имен, топонимов, сочинения на лингвистические темы: «Что случилось с буквой Е?», «Биография причастия».

7.Лингвистические физкультминутки способствуют не только снятию напряжения, переключению внимания, отдыху во время урока, но и повторению изученного материала.

Рефлексия способствует не только развитию самооценки, но и формированию учебной  мотивации. Ее можно осуществлять на любом этапе урока.

В начале урока (способствует развитию самооценки):

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

Рефлексия в течение урока:

Лестница успеха

 Прием «Рефлексивные вопросы».

  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  6. Были ли моменты недовольства собой?
  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
  8. Заметили ли вы свои успехи?

5. Прием «Закончи предложения». Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Выставление отметок: Немаловажным моментом процесса обучения является оценка. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому оценка должна быть  не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей. Когда дети выступают перед классом, оценка выступающему обсуждается коллегиально. Часто прошу прокомментировать выступление, отметить положительные и отрицательные моменты.

Кредит доверия.

В некоторых случаях ставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для учителя важно дать понять, что он верит в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

«Защитный лист». Предпочтительнее проводить в старших классах.

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно  держать  ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

Таким образом, учение только тогда станет для детей успешным, когда будет сформирована положительная учебная мотивация. Учитель должен сделать все, чтобы сформировать положительную мотивацию учения.

Интернет-ресурсы

https://multiurok.ru/files/raznye-priiomy-nachala-uroka.html

https://infourok.ru/pedagogicheskie-razmishleniya-ispolzovanie-pritchey-na-urokah-russogo-yazika-literaturi-i-vneklassnih-merporiyatiyah-2949981.html

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d9b/00026b12-35b77cab/img10.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/050e/00043745-39ce4029/hello_html_m1c36dfe4.jpg

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/08/07/shestiugolnoe-obuchenie-kak-odin-iz-priemov-trkm

https://mypresentation.ru/documents/43ffae5402c27482f4ffcbe7b1440ae4/img1.jpg