Создание ситуации успеха на уроках русского языка
статья по русскому языку

Яворская Елена Ивановна

Методическая статья для семинара городского МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья41 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроках русского языка.

 Докладчик Яворская Е.И

        Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же  он теряет интерес к учебе?

            К.Д.Ушинский  пришел  к  выводу,  что  только   успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении  знаниями.

«Ребенок, никогда не познавший радости труда  в  учении,  не  переживший

гордости от того,  что  трудности  преодолены,  теряет  желание  интерес

учиться».

            Многие современные педагоги высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. В их трудах говорится о создании  условий   для  развития   способностей   ребенка,   формирования   у    него    внутреннего психологического покоя и уверенности в своих  силах.

            Учитель должен создать  источник  внутренних  сил  ребенка,  рождающий энергию  для  преодоления  трудностей ,  желания  учиться, создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность   в  себе и внутреннее удовлетворение ;  он  должен  помнить  что  ребенку  необходимо

помогать добиваться успеха в  учебной  деятельности .  А  для  этого  нужно

создавать ситуации успеха.

             Тема,  связанная  с   созданием   ситуации   успеха,   не   могла   не

заинтересовать и меня. За годы работы в школе я  поняла, что обучение  и  воспитание  будут  способствовать  развитию ребенка в том случае, если  у  него  возникнет  интерес  к  учению. Хочу рассказать, как в своей работе я пытаюсь смоделировать ситуацию успеха.

             Одна из составляющих ситуации успеха – создание у ребёнка мотивации, т.е. желания учиться. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

        Приучаю во время опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”Я уверен в том, что…, Я думаю, что…, По – моему мнению, …, По-моему…, Ответ на этот вопрос содержится в…  Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

        Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

        Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Практикую самоконтроль и взаимоконтроль. Дети очень любят побывать в роли учителя, очень принципиально оценивают друг друга, и это, конечно, придаёт им уверенности в собственных силах.

        Использую так называемый «Кредит доверия». В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. При нехватке времени на уроке и особой сложности задания спрашиваю класс: «Кто сделал или прочитал то-то?» Справились единицы, по глазам вижу, что ответили честно. Объявляю, что эти ученики получают «пятёрку» без проверки. Иногда отличную оценку ученик может получить за одно только долгожданное слово, сказанное как ответ на вопрос, который вызывает затруднение у класса. Конечно, такие приёмы можно использовать очень редко, как разовые.

            Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?  Считаю, что этому способствуют различные творческие задания. Их очень любят дети. Постоянно пишем сочинения-миниатюры. Они развивают образное мышление, творческое воображение. Например, напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (по выбору): «Ветерок проснулся», «Улыбка солнечного луча», «После дождя». Постарайтесь, где это целесообразно, использовать слова в переносном значении. Дети очень любят сочинения на нестандартные темы: «Девушка (юноша) моей мечты», «Если бы я был директором школы…», «Что обозначачает моё имя и фамилия», «Прекрасный цветок…»  Мы с удовольствием придумываем загадки, сказки, былины, легенды, стихотворения. Все произведения начинающих мастеров слова представляются на выставке творческих работ, поэтому ребята оформляют их в виде книжек с иллюстрациями. Как правило,такие работы оценивается на «отлично».

Не всегда работы детей совершенны, но в них я вижу стремление к созданию нового, что помогает моим ученикам самоутвердиться в глазах ровесников, даёт возможность проявить свои творческие способности в новых, незнакомых видах деятельности, увлекает их, меняет отношение к моим урокам.

Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Вот некоторые примеры таких игр.

Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

      Например, часовые  предлагают входящим такие задания:

·        назови все падежи;

·        назови падежные вопросы;

·        приведи пример существительных  I, II, III склонений.

             При разработке игр я стараюсь, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

     К примеру,  в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором.

     Итак, образуйте:

а) множественное число - от единственного:

дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

б) единственное число - от множественного:

певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

в) женский род – от мужского:

повар -  повариха, портной – портниха,  храбрец - … .

    Такие игры помогают быть внимательным, наблюдательным, тренируют грамотно писать и замечать орфограммы.

    Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик,  которому выпал этот номер,  выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму.  Ребята учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение. Таких игр очень много в арсенале каждого учителя, и если вы используете их, значит работаете над созданием ситуации успеха.

При работе над сочинением – описанием комнаты – на доске записываю глаголы: стоять, лежать, находиться, располагаться,  – а затем зачеркиваю их и говорю, что эти глаголы запрещено употреблять. Недоумение детей перерастает в поиск. Результат: “Нога утопает в ковре” (вместо ковер лежит), “С полки шкафа улыбаются книжки” и т.д.».

Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, поэтому я всегда стараюсь подобрать интересный языковой материал. Так при изучении темы «О и е после шипящих предлагаю детям записать следующий диктант – шутку.

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника…

      А при изучении слов в прямом и переносном значении анализируем такие строки.

КИСЛЫЕ СТИХИ

Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...

И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
было настроение.

      Один из приёмов создания ситуации успеха особый приём, который методисты называют «Мозговая атака»

      Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект  атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит ребят чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к  активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также ребята учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки прошу ребят  прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается  умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.)

     Разновидность «мозговой атаки» орфографическая дуэль, когда «дуэлянты» соревнуются между собой у доски, орфографический марафон на выявление самого грамотного, аукцион ( кто последним назовёт языковое явление, н-р, пословицу - обобщенно-личное предложение), работа с лингвистическим тренажёром-кругом. Последний вид работы очень интересен. Класс задаёт ученику слова с изучаемой орфограммой. Отвечающий поворачивает стрелку тренажёра в тот или иной сектор круга, объясняя написание слова.

     Словарные эстафеты проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду. Таким образом реализуется групповая работа, которая сейчас очень модна.

     Групповая работа не только развивает коллективизм, но и стимулирует активность даже слабых учащихся. Ещё с 5 класса традиционным для нас стал устный зачёт после изучения каждого раздела. Пытаемся как-то разнообразить этот вид проверки знаний, придумываем разные формы. Ребята разбиваются на группы по три человека. Каждый имеет свою карточку с заданием. Выполнив задание, ученики обмениваются карточками. В результате каждый выполняет три карточки и повторяет несколько тем. Группа сильных учеников работает по индивидуальным карточкам.

    Устный зачёт может проводиться и в другой форме. Перед восьмиклассниками ставятся цели, которые будут решаться в совместной работе. Знакомлю учеников с системой оценки знаний на уроке-зачете: 5 человек, которые освобождены от зачета за отличную работу на текущих уроках по этой теме, самостоятельно оценивают выполненные задания своих одноклассников и заполняют лист учета знаний. Практикую также зачёт по билетам. На пятёрку ученик должен ответить на пять вопросов, на четвёрку – на четыре вопроса и т. д. Такая работа исключает неожиданности, стимулирует ученика.

    В старших классах действуют другие механизмы создания ситуации успеха. Многие ребята нацелены на получение основательных знаний, хороших оценок. Они знают, что только упорный труд будет по достоинству оценён. Я стараюсь использовать эту возрастную особенность, придумывая разноуровневые  и групповые задания.

    Практикую самостоятельное изучение темы. Учащиеся получают раздаточный материал. На нем один из пунктов правила, затем предложения с подробным анализом этого языкового явления и, наконец, упражнения «Проверь себя» с ключами. Аналогичная работа проводится по следующему пункту правила. Задача учителя координировать действия учащихся и помогать отстающим. В конце урока многие получают хорошие отметки.

    Проблема современного филолога – нежелание учащихся читать. На каникулы одиннадцатиклассники получили листы с заданиями по тексту «Мастера и Маргариты». У каждого свой вариант. Чтобы справиться с заданиями, нужно обязательно прочитать текст романа. Работа такого типа не только дисциплинирует, но и создаёт ситуацию успеха.

    Большое подспорье для современного учителя – интернет. Желание старшеклассников работать с компьютером можно использовать во благо. Например, привлекая интернет-ресурсы, ребята легко выполняют задания подобного типа:

 Выберите верное объяснение лексического значения слова пацифизм.

1) Мировоззрение, характеризующееся любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

2) Реакционная политика наращивания вооружений и активизации военных приготовлений.

3) Излишний формализм, чрезмерная строгость в соблюдении чего-либо.

    А создавая собственную презентацию, ученик не только систематизирует знания по лингвистической теме или по творчеству писателя, но и поднимает свой авторитет среди товарищей, ведь он  создал наглядный иллюстративный материал. Излишне говорить о том, что такая работа всегда гарантированно оценивается отличной оценкой, а значит налицо ситуация успеха.

    И в заключении хочется сказать о том, что при создании ситуации успеха должна поддерживаться постоянная обратная связь. Пусть ребята сами анализируют свою работу, расскажут, понравилась ли им та или иная форма проведения урока, творческое задание. Обязательно выясните, с каким настроением они уходят с урока, что чувствуют, о чем думают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"

Данный материал может  быть использован на выступлениях ШМО...

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Создание ситуации успеха на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроках письма и чтения многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...

Создание ситуации успеха на уроках русского языка

Одна из важнейших педагогических технологий – это технология обучения успехом....