Подготовка к ЕГЭ. Задание 3. Определение лексического значения слова
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

Задание 3. Определение лексического значения слова

Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.

 

Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

 

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

 

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_zadanie_3.pptx71.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ задание 3 Лексическое значение слова

Слайд 2

Чтобы правильно сделать задание 3 ЕГЭ, необходимо: прочитать задание; найти слово из задания в тексте; понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае; сопоставить свое предположение с вариантами ответов; написать правильный вариант.

Слайд 3

Теория Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент , а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:

Слайд 4

-внимательно прочитать контекст; -отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными; -подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл; -если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ; -при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.

Слайд 5

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПУНКТ . Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. ПУНКТ, -а, муж.

Слайд 6

Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

Слайд 7

(1)В воз­ду­хе мно­гих населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью по­яви­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство при­ме­сей. (2)<...> га­зо­об­раз­ных за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, в ат­мо­сфе­ру от пред­при­я­тий раз­лич­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти по­сту­па­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство твёрдых ча­стиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти за­гряз­ни­те­ли воз­ду­ха на­но­сят тяжёлый урон не толь­ко здо­ро­вью че­ло­ве­ка, но и окру­жа­ю­щей при­ро­де.

Слайд 8

1. Место, пред­на­зна­чен­ное для чего-н., от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-н. Сбор­ный п. Самый вы­со­кий п. мест­но­сти. На­блю­да­тель­ный п. (место для на­блю­де­ния за во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и за мест­но­стью). Ко­манд­ный п. (место, от­ку­да осу­ществ­ля­ет­ся управ­ле­ние вой­ска­ми в ходе во­ен­ных дей­ствий). Населённый п. (место, где по­сто­ян­но живут люди; офиц.). 2. Учре­жде­ние или отдел учре­жде­ния с узко опре­делённым кру­гом функ­ций. Ме­ди­цин­ский п. Пе­ре­го­вор­ный п. Приёмный п. За­го­то­ви­тель­ный п. Кор­ре­спон­дент­ский п. (от­де­ле­ние ор­га­на мас­со­вой ин­фор­ма­ции в каком-н. го­ро­де, стра­не, кор­пункт). 3. От­дель­ное по­ло­же­ние, раз­дел в со­ста­ве из­ло­же­ния, до­ку­мен­та. До­го­вор из пяти пунк­тов. Из­ло­жить по пунк­там (также перен.: по­сле­до­ва­тель­но).

Слайд 9

4. От­дель­ный мо­мент в раз­ви­тии чего-н. Куль­ми­на­ци­он­ный п. со­бы­тий. 5. То, на чём кто-н. ис­клю­чи­тель­но со­сре­до­то­чил все свои мысли, по­мыс­лы. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние его п.

Слайд 10

В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1 . В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.

Слайд 11

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МИР . Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. МИР, -а, мн. -ы, - ов , муж.

Слайд 12

Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено. (1)Все ве­ще­ства, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире , бы­ва­ют или жид­ки­ми, или твёрдыми, или га­зо­об­раз­ны­ми. (2)<...>со­сто­я­ния ве­ществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми. (3)Мно­гие ве­ще­ства при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, и при этом они не­ожи­дан­но при­об­ре­та­ют со­всем дру­гие свой­ства.

Слайд 13

1. Со­во­куп­ность всех форм ма­те­рии в зем­ном и кос­ми­че­ском про­стран­стве, Все­лен­ная. Про­ис­хож­де­ние мира. 2. От­дель­ная об­ласть Все­лен­ной, пла­не­та. Звёздные миры. 3. ед. Зем­ной шар, Земля, а также люди, на­се­ле­ние зем­но­го шара. Объ­е­хать весь м. Пер­вые в мире. Чем­пи­он мира. М. тесен (о не­ожи­дан­но об­на­ру­жив­ших­ся общих зна­ко­мых, свя­зях; книжн.).

Слайд 14

4. Объ­единённое по каким-н. при­зна­кам че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, об­ще­ствен­ная среда, строй. Ан­тич­ный м. На­уч­ный м. 5. От­дель­ная об­ласть жизни, яв­ле­ний, пред­ме­тов. М. жи­вот­ных, рас­те­ний. М. зву­ков. Внут­рен­ний м. че­ло­ве­ка. М. увле­че­ний. 6. ед. (пред. в миру). Свет­ская жизнь, в про­ти­воп. мо­на­стыр­ской жизни, церк­ви. 7. (пред. на миру). Сель­ская об­щи­на с её чле­на­ми (устар.). С миру по нитке го­ло­му ру­баш­ка (посл.).

Слайд 15

Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.

Слайд 16

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПЕ­ЧАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. ПЕ­ЧАТЬ, -и, ж.

Слайд 17

(1)Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, дву­гла­вый орёл — герб Ве­ли­ко­го кня­же­ства Мос­ков­ско­го, а в даль­ней­шем Рус­ско­го цар­ства, Рос­сий­ской им­пе­рии и Рос­сии — яв­лял­ся ранее им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии. (2)<…> на дан­ный мо­мент у ис­то­ри­ков нет до­ка­за­тельств су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии : пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга, и да­ле­ко не все из них со­дер­жат изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла. (3)Таким об­ра­зом, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба не обос­но­ва­на, и, как верно от­ме­тил ве­ли­кий ис­то­рик Н. П. Лихачёв, «мос­ков­ское пра­ви­тель­ство не могло за­им­ство­вать у Ви­зан­тии то, чего та не имела».

Слайд 18

1) Внеш­ний вид на­пе­ча­тан­но­го. Чёткая п. 2) На­пе­ча­тан­ные про­из­ве­де­ния, из­да­ния (га­зе­ты, жур­на­лы). От­зы­вы пе­ча­ти. 3) При­бор с на­рез­ны­ми зна­ка­ми для от­тис­ки­ва­ния их на чём-н., а также самый от­тиск этих зна­ков, при­ме­ня­е­мый обыч­но для за­сви­де­тель­ство­ва­ния, удо­сто­ве­ре­ния чего-н. Сур­гуч­ная п. П. на до­ку­мен­те. 4) перен. Знак, от­пе­ча­ток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

Слайд 19

"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...

Проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова

Тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова....

Лексическое значение слова. Задание №3 ЕГЭ по русскому языку (подготовка)

А презентации представлен материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2015г. Тема: " Лексическое значение слова, многозначные слова"....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...