Конспект урока русского языка в 9классе . Подготовка к ГИА.
консультация по русскому языку (9 класс)

Конспект урока русского языка в 9классе . Подготовка к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_dekada_9_kl.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9классе . Подготовка к ГИА.

Правописание гласных в корнях слов

Подготовила учитель русского языка и литературы Берсенева Ирина Сергеевна.

Цели:

- знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

- знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

- знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них;

- Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

- уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

- воспитывать любовь к родному языку;

- развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
                                                                 Её цени, в ней черпай наслажденье.
                                                                 Как проведёшь её, так и пройдёт.
                                                                 Не забывай: она твоё творенье.   

                                                                                                             Омар Хайям

2.    Возникновение мотивации.

 - Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём.

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
- Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.

 

3. Актуализация знаний.

- Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

- Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Роскошный, заря , возлагаемый, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, запирать, касательная, хризантема

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

- Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Каково правописание непроверяемых гласных?

- Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

- Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корне слова).

5. Решение проблемы

- Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые Чередующиеся

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Роскошный(роскошь), согрешить (грех), очарование (чары)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разг..реться оштр..фовать

прил..гать прик..снуться к..ламбур

Ответ:_________________________

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший

изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ____________________________

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация

забл..стал р..стение скр..пучий

Ответ:_____________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж оф..рмлять

оз..рило водор..сли зап..раются

Ответ: ___________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый комп..тентность

выт..раться р..шение бл..стеть

Ответ:_________________________

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных.

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
 Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: 
Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель


-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны


-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

канонада, аромат, оптимист

8. Корни с чередующимися гласными.

-Какие слова у вас остались не подчеркнутыми. заря, возлагать, равнина, загореть, запирать, касательная

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Вывод:

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. Какой же выход найти? (надо знать правило)

- Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

- Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Лиза

2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать – изложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов рослауложитьзагорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- - -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- - ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- - БИР-, -ДЕР- - -ДИР,

-МЕР- - - МИР-,

-ПРЕ- - -ПИР-,

-ТЕР- - - ТИР-,

-БЛЕСТ- - -БЛИСТ-

-ЖЕГ- - -ЖИГ-,

-СТЕЛ- - -СТИЛ-,

-ЧЕТ- - -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- - «погружать в жидкость.

-МОК- - «пропускать жидкость»

- КЛОН- - -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ - РАЩ- - РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- - -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-РАВН- -«равный, одинаковый, наравне».

-РОВН- - «Ровный, прямой, гладкий».

-ТВОР- - -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

- СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛАВ-

-ПЛОВ- - только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- - -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Карточки1 .Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,   отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение,  р…вноправие, разр...внять землю,  расст...лить, расст...лать,  р...стовщик, р...сток,   соч…тание,   соч...тать,     ур...вень,   жукпл...вунец,   проращивать,   тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься. 

Карточки 2.Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1   Бл...стеть   на   солнце,   бл...стать   красотой,   заг...реть   на   солнце,   выг...реть дотла,   новый   попл...вок,   пр…восходная   пл...вчиха,   прид...раться   по   пустякам,зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное  пр…л…жение.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

  1. замереть от счастья
  2. маленький росточек
  3. поравняться с прохожим
  4. постелить скатерть
  5. непромокаемый плащ
  6. написать изложение
  7. слегка прикасаться
  8. Зарница
  9. Благотворительный

10. заниматься в секции

Проверка учителем. Выставление оценок

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней.

 

12 Домашнее задание. Выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов

13. Подведение итогов.

- О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?

- Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?

- Какую мудрость мы подтвердили?

Подведение итогов по «Карте самоанализа».

Урок окончен.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разг..реться оштр..фовать

прил..гать прик..снуться к..ламбур

Ответ:_________________________

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший

изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ____________________________

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация

забл..стал р..стение скр..пучий

Ответ:_____________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж оф..рмлять

оз..рило водор..сли зап..раются

Ответ: ___________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый комп..тентность

выт..раться р..шение бл..стеть

Ответ:_________________________

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разг..реться оштр..фовать

прил..гать прик..снуться к..ламбур

Ответ:_________________________

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший

изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ____________________________

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация

забл..стал р..стение скр..пучий

Ответ:_____________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж оф..рмлять

оз..рило водор..сли зап..раются

Ответ: ___________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый комп..тентность

выт..раться р..шение бл..стеть

Ответ:_______________________

Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,   отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение,  р…вноправие, разр...внять землю,  расст...лить, расст...лать,  р...стовщик, р...сток,   соч…тание,   соч...тать,     ур...вень,   жукпл...вунец,   проращивать,   тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься.  Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы 2.   Бл...стеть   на   солнце,   бл...стать   красотой,   заг.

..реть   на   солнце,   выг...реть дотла,   новый   попл...вок,   пр…восходная   пл...вчиха,   прид...раться   по   пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное  пр…л…жение.

Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,   отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение,  р…вноправие, разр...внять землю,  расст...лить, расст...лать,  р...стовщик, р...сток,   соч…тание,   соч...тать,     ур...вень,   жукпл...вунец,   проращивать,   тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься. 

 Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы 2.   Бл...стеть   на   солнце,   бл...стать   красотой,   заг...реть   на   солнце,   выг...реть дотла,   новый   попл...вок,   пр…восходная   пл...вчиха,   прид...раться   по   пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное  пр…л…жение.

Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,   отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение,  р…вноправие, разр...внять землю,  расст...лить, расст...лать,  р...стовщик, р...сток,   соч…тание,   соч...тать,     ур...вень,   жукпл...вунец,   проращивать,   тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься. 

 Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы 2.   Бл...стеть   на   солнце,   бл...стать   красотой,   заг...реть   на   солнце,   выг...реть дотла,   новый   попл...вок,   пр…восходная   пл...вчиха,   прид...раться   по   пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное  пр…л…жение.

Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1. Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,   отр...сль, предпол...гать, равняться, р...внение,  р…вноправие, разр...внять землю,  расст...лить, расст...лать,  р...стовщик, р...сток,   соч…тание,   соч...тать,     ур...вень,   жукпл...вунец,   проращивать,   тв...рец, выч...сть, ур...вниловка, предпол...жить, уг...реть, оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься, выч...тание, обм...кнуть, разр...статься. 

 Карточки  задания Правописание чередующихся гласных в корне слова Перепишите, вставляя пропущенные буквы 2.   Бл...стеть   на   солнце,   бл...стать   красотой,   заг...реть   на   солнце,   выг...реть дотла,   новый   попл...вок,   пр…восходная   пл...вчиха,   прид...раться   по   пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, непром...каемый плащ, предпол…гаемая встреча, уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...ниться в покл…не, легкое пр…к…сновение, бесплатное  пр…л…жение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....