"Что такое текст?" урок родного языка
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

урок родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.chto_takoe_tekst.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое текст.

Цели:

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста.
  • Формировать у школьников навыки связного устного высказывания.
  • Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

I. Актуализация знаний

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

III. Практическая работа

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)

- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осень

2 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст (письменно).

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)

3 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста? ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

- Текст создается для выражения мысли.

IV.Рефлексия.

-Что такое текст?

-Какими признаками обладает текст?

-Что такое идея текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Классный час – мастерская «Поговорим о маме… Мама – ты одна такая, любимая, родная»

Данный классный час посвящен Дню Матери.На подготовительном этапе ребятами были написаны сочинения «Мама – ты одна такая, любимая, родная», подготовлены сувениры,  фотограф...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...