Развитие познавательных УУД на уроках русского языка через работу со словарями
статья по русскому языку (6 класс)

На уроках русского языка нужно уделять большое внимание работе со словарями.

 В процессе работы можно использовать данные задания, позволяющие на практике освоить работу со словарями разного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  познавательных  УУД на  уроках  русского языка через работу со словарями

Авторы: Лебедева О.А., учитель русского языка и литературы

                Олистратенко О.В., учитель начальных классов.

Важным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий. Среди них значительное место занимают познавательные учебные действия: 

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

На уроках русского языка нужно уделять большое внимание работе со словарями.

 В процессе работы можно использовать данные задания, позволяющие на практике освоить работу со словарями разного вида.

Д.Н.Ушаков.Большой толковый словарь современного русого языка.Москва, Альта-Принт,  2014.

Используя этот словарь, учащиеся могут найти разнообразные сведения о слове: определить его значение, орфографический и орфоэпические особенности, морфемное строение, стилистическую характеристику, формообразовательные и словообразовательные свойства.

Задания.

1.Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие из них являются многозначными. Рысь, броня, звезда, ноготок, класс, манера, дело.

2.Назовите многозначные и однозначные слова, проверьте по словарю. Ясный, силуэт, редакция, союз, альтруист, корректор.

3.Пользуясь толковым словарём, выясните, какие значения будут приобретать данные глаголы, если их поочерёдно употреблять со словами, заключёнными в скобках.

Опустить (абзац), воротник, голову); терять (время, друга, зрение, ручку); тянуть (время, канат, от окна, ко сну).

4.Определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Прыгать, навзничь, аттестат, жгучий, думать, проступок.

5.Составьте для толкового словаря словарные статьи слов: диалог, земля, аккуратность.

Орфографический словарь – справочник русского языка под редакцией В.В.Бурцева. Москва Медиа, 2015.

С помощью этого справочника учащиеся могут определить правописание, акцентологические орфоэпические нормы; некоторые грамматические формы; правописание имён.

Задания.

1.Раскройте скобки. Проверьте правописание слов по словарю.

На) скаку,  по)двое, на) глазок, по) одиночке.

2.Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4-5 предложений.

Компания-кампания, замешенный - замешанный, масляный – масленый.

3. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.

Пр.т.нзия, ак.мп.н.мент,  пр.з.нтация, к.стрюля, арт.л.ерия. г.л.рея, дост.пр.м.чательность.

4.Поставьте ударение, обратите внимание на слова, в которых допускается вариантные ударения.

Кухонный, пломбировать, камбала, обеспечение, щавель, столяр, красивее.

5. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже единственного числе. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Вкусн.. кольраби, широк.. авеню, яблочно повидло, сер.. шимпанзе.

Школьный словарь антонимов русского языка М.Р. Львов, Москва 2010.

К этому словарю можно обращаться, когда необходимо подобрать синонимические и однокоренные антонимы и определить стилистическую принадлежность антонимов.

1.Подберите к словам антонимы и синонимические пары .Беспорядок, враг, плакать, прошедший, обвинять.

2.Подберите к словам антонимы и составьте гнёзда антонимов.

Дружба, конец, нравственный, польза,  уважать.

3.Выясните при помощи словаря к какому лексическому пласту принадлежат антонимы : смертный – бессмертный, творить – разрушать, труд – праздность, хвалить – порицать.

4.Для словаря антонимов составьте словарную статью для слов:  храбрый, доброжелательный, холод.

Проверьте по словарю.

5.Подберите к словам антонимы. По словарю выясните их значение. Составьте с ними предложения.

Таким образом, работа со словарями на уроках русского языка помогают сформировать познавательные универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»

  По большому счёту урок русского языка  – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...

Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.

Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом  по  различным толковым словарям....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры

Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге....

« Наш язык – наше достояние. Понятие о языке. Работа со словарями.»

Д анный урок является повторительно-обобщающим, представлен в форме урока-практикума. На занятии  продолжилась подготовка к ОГЭ: анализ текста, его сокращение. Дома ребята будут выполнять частьС ...

"Виды заданий, меры и примеры работы со словарями в учебниках по русскому языку".

Собранный материал поможет в при подготовке к уроку, при подговке учащихся к атетации....