Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС». Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС».

Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.

Цель урока:

Обобщение у учащихся знаний и умений по разделу «Синтаксис».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Систематизировать, закрепить и упрочить знания и умения, полученные учащимися при изучении синтаксиса.
  • Практическим путем углубить представление о предложении и его членах.
  • Закрепить сведения о знаках препинания.
  1. Развивающие:
  • Развивать речь у учащихся через восприятие художественного слова.
  • Формировать умения поисковой работы.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать уважительное отношение к художественному слову.
  • Воспитывать чувство любви к прекрасному.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Вы все, наверное, помните мультфильм о Викторе Перестукине, который не учил уроки и попал в Страну невыученных уроков (видеослайд из м/ф)

Слайд 1. (В стране Грамматика) Посмотрите на предложение:  

Казнить нельзя помиловать. Как видите, ребята, от одной запятой зависит жизнь нашего героя. Нужно правильно поставить запятую.

А кто мне скажет, в каком разделе науке о языке мы изучаем знаки препинания? (Пунктуация?)

А какой раздел русского языка всегда соседствует с пунктуацией ? (Синтаксис)

Сформулируем  тему нашего урока … (Ответы учеников- синтаксис и пунктуация) Слайд 2- тема урока)

А кто определит задачу урока, ведь мы изучили все темы данного раздела.

(Да, мы будем обобщать изученное приводить в систему полученные на уроках знания. (слайд3 – цели). Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.

И , конечно же, мы должны помочь Виктору избежать казни. А для этого мы вместе с ним отправимся в Страну невыученных уроков.

В пути нас ждет много интересных приключений, много опасных моментов, избежать которые мы сможем посредством выполнения заданий. Путешествие всегда начинается с определения маршрута . (Слайд 4 –карта) Что такое маршрут? Слайд 5–значение слова на экране в виде кластера (дети должны сами подготовить- индивидуальное задание). Составим маршрут по разделу «Синтаксис».

Соединить стрелочками пункты продвижения и пояснить порядок (словосочетание- самая маленькая единица синтаксиса, простое предложение –самая маленькая коммуникативная единица, сложное предложение) По такому маршруту мы и будем двигаться.

Слайд 5. Первая станция «Словосочетание».

-  Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»

-  Что такое словосочетание?

 Девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.

Идти быстро, около леса, снег засиял, выросли на полянке, вершины берез, ребята и знакомые. чудесный день.

(Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (5 слайд).

- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.

-  Проверим, что записали мальчики (6 слайд).

-  А что можно составить из словосочетания? (предложения)

-  Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

-  Куда мы отправляемся дальше? «Простое предложение» (7слайд ).

3. Станция «Простое предложение».

- Что такое простое предложение?

Игра «Кто быстрее?» На доске записаны предложения, учитель просит найти предложение по характеристике.

  1. Птицы улетают.
  2. Зима.
  3. Засияло яркое солнце.
  4. В саду росли астры, георгины, розы.
  5. Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
  6. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
  7. Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
  8. Если ветка качнется, с неё упадет снег.
  9. Дежурный сказал: «Класс готов к уроку».
  10. Возможно, завтра будет дождь.

- Ребята, назовите из данных предложений:

  1. Нераспространенное.
  2. Распространенное.
  3. С обращением.
  4. С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
  5. С прямой речью
  6. ССП.
  7. СПП.
  8. С вводным словом.

Какое предложение осталось и почему?

Понравившееся предложение записать и выполнить его синтаксический анализ.

-  Мы проехали с вами полпути, пришло время немного отдохнуть.

4. Физкультминутка  (Члены предложения)

Учитель называет один из членов предложения, дети показывают, как подчеркиваем.Например, подлежащее- руки  согнуты в локтях на одном уровне  перед собой, определение- показываем рукой волну и т.д.

5. Следующая станция «Сложное предложение».

-  Какие  предложения называются «сложными»? (ответы учащихся).

Задания на доске .

-  А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложение.

- Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только нужную часть.

Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы - взять определение.

Из предложения Пушкин очень любил осень - взять дополнение.

Из предложения Осень щедро одаривает леса краской -взять обстоятельство.

Из предложения Она застелила луг разноцветным ковром- взять сказуемое.

Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? -взять обращение.

-   Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся). Желтая осень щедро застелила дорогу.

-   Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.

-   Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).

-   А сейчас запишем сложное предложение. Желтая осень щедро застелила дорогу, и зашуршали под ногами листья.

Подчеркнем главные члены предложения, составим схему.

Следующая станция «Текст»

  На партах лежат карточки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания , объясняя графически.

Книга наш с..ветчик и друг. Из книги мы узнаём много инт..ресного. Над созданием их трудя..ся писатели художники печатники. Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги!

Докажи, что это текст, определи тему, идею.

-Молодцы, ребята! Как вы думаете, помогли мы Виктору Перестукину выбраться из Страны невыученных уроков?

Рефлексия  урока.

- Ребята, вспомним, о чем шла речь сегодня на уроке? Сегодняшний урок был уроком систематизации и повторения

материала по разделу «Синтаксис».

Мы повторили известные вам сведения о словосочетании и предложении, тексте.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать письмо Виктору Перестукину, используя обращения, однородные члены, водные слова, простые и сложные предложения.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Урок - путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации 5 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация". 5 класс...

Презентация урока "Путешествие по стране "Синтаксис и Пунктуация"

Уроу-игра. Повторение раздела "Синтаксис" 5 класс....

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....

Контрольно-обобщающий урок: "Путешествие по странам Древнего Востока"

Предлагаемую работу можно использовать в качестве обобщения по теме " Древний Восток", а также как проверочную работу по заданной теме.Возможности применения этой работы достаточно широкие. К каж...

Конспект урока «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»

Данный урок «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»проводится в 5 классе как обобщающий после изучения раздела  “Синтаксис и пунктуация».        Програм...

Обобщающий урок "Путешествие в страну Глаголию"

Цели: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Глагол"....