Обобщающий урок "Путешествие в страну Глаголию"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Филипченкова Анна Леонидовна

Цели: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

– повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол», а именно: знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов; умение использовать глаголы в речи;

– воспитывать любовь к родному языку, родной природе;

– развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: карта путешествия, таблицы, магнитофон, музыка Э. Грига «Утро», нарисованный дворец Глагола, вырезанные из цветной бумаги красные, зеленые, синие цветы.

Ход урока

I. Вступительное слово. Организационный момент. 

– О какой части речи говорит автор?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

В. Кондрашов

– Почему так происходит?

II. Объяснение темы урока, постановка целей.

– Тема сегодняшнего урока – «Глагол. Закрепление знаний».

Мы повторим и закрепим знания о глаголе как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, их роль в предложении; закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи и находить их в тексте.

III. Слово учителя.

– Обратите внимание на доску. На ней записан эпиграф нашего урока. Прочитайте: «Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи...» (А. Югов.)

– Ребята, как вы понимаете это высказывание?

(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

– Ребята, а всегда ли такое значение имел глагол? Обратимся к словарю Владимира Даля.

Ученик (читает). Да, слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.

Учитель. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Приведите примеры глаголов. (Дети отвечают.)

Учитель. По мнению ученых, самыми употребительными глаголами являются следующие: сказать, мочь, хотеть, пойти, дать, видеть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать. Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает – расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам глагол.

Учитель. Давайте попробуем представить портрет Глагола.

Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить все, что угодно. Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

Показ картинки.

– А как вы думаете, на кого похож глагол?

Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож глагол: на ветер, на Золушку, на листики с древа познания.

Учитель. Итак, дайте определение глагола. Расскажите о роли глаголов в предложении. (Ответы детей.)

IV. Путешествие по лингвистической карте.

– Я приглашаю вас в путешествие по сказочной Стране Глаголии. Этой страны вы не найдете на географической карте. Вокруг нее Морфологический океан. Рядом соседи: страны Существительных, Местоимений, Прилагательных, Числительных и много других. Путешествуют по этой стране на поезде знаний. Я думаю, что ваши знания о глаголе помогут преодолеть препятствия, проливы, которые встретятся во время нашего пути. На безжизненных и пустынных участках при помощи ваших знаний появятся зеленые ростки.

Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении глагола в 8 классе.

Путь свой мы начинаем из города Неопределенной формы глагола. Как вы думаете, почему? (Это начальная форма глагола).

Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется неопределенной формой. Это неизменяемая форма глагола.

– На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? (Что делать? Что сделать?)

– На что оканчивается неопределенная форма глагола? ( -чь, -ти, -ть). Приведите примеры.

– Чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справитесь с заданием.

Работа в группах.

1-я группа.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Беседа, сожаление, помощь, дело.

2-я группа.

Поставьте глаголы в неопределенную форму, запишите их, обозначьте окончание.

Привез, вырос, спросил, смотрел.

3-я группа.

Замените словосочетания по образцу, употребив неопределенную форму глагола. Обозначьте окончание.

Благодарность отцу – благодарить отца; вращение турбины, готовка еды.

– Хорошо справились с заданием. Вспомнили, что такое неопределенная форма глагола. Теперь в путь.

Учитель. И на пути у нас – город Трех времен.

– Давайте вспомним, какие три времени есть у глагола?

Работа в группах.

1-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

– Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нем стали говорить (до момента речи).

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал – читали. В форме ед. числа глаголы изменяются по родам.

2-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

– Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нем говорят в момент речи. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

3-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

– Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после того, как о нем скажут (после момента речи). Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Задание повышенной сложности.

Учитель. Я прочитаю отрывок из стихотворения И. Бунина «После половодья». (На доске.) Выпишите в столбик все глаголы, определите их грамматические признаки.

Прошли дожди, апрель теплеет. 

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

Прошли – прошедшее время, мн. число (в форме пр. времени по лицам не изменяется, во мн. числе род не определяется).

Теплеет – наст. время, 3 лицо, ед. число.

Млеет – наст. время, 3 лицо, ед. число.

Синеет – наст. время, 3 лицо, ед. число.

Млеет – замирает, находится в каком-то томном состоянии от какого-нибудь переживания, волнения, оцепенения (томный – устало-нежный).

– Итак, какие три времени есть у глагола?

– Как изменяются глаголы по временам?

Город, который мы встречаем на своем пути, очень интересный – Занимательный город.

Жители этого города очень любят различные кроссворды, шарады и ребусы, ведь наука о русском языке хоть и сложная, но очень интересная. Я предлагаю вам магический квадрат, в котором спрятались 6 глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их.

Л

Е

Т

Е

Т

Ь

С

С

Й

К

Ц

Ф

Ъ

М

Й

П

У

Н

Ч

Д

Е

О

Е

Р

П

Р

А

Я

С

Щ

Х

О

Л

О

В

И

Т

Ь

Э

С

Ы

Ж

Э

Ю

Ь

И

Ф

И

Т

И

З

Х

К

Ш

Р

Т

Ь

В

Е

Р

Т

Е

Т

Ь

(По горизонтали: лететь, ловить, вертеть; по вертикали: плыть, есть, спросить).

– Это правильный ответ!

Молодцы, ребята! Выполняя это задание, вы не только находили глаголы, но и развивали свое внимание, наблюдательность и зрительную зоркость.

Физ.минутка.

– Поезд отправляется дальше, за окном весна. Просыпается от яркого солнышка природа, журчат весенние ручьи, появляются первые цветочки, прилетают птицы.

Пробуждение весны похоже на раннее утро. Вы сегодня уже слышали, как Иван Алексеевич Бунин описывает весенний день. А какую картину весны представляете вы?

Прислушайтесь к музыке Эдварда Грига. Напишите 4–5 предложений на тему «Приход весны», используя глаголы.

А вам, ребята, в помощь предлагаются опорные слова. (Звучит музыка Э. Грига «Утро».)

Затем учащиеся читают свои сочинения-миниатюры (2–3), нужно выделить одно – лучшее.

– Посмотрите! Перед нами раскинулся Большой Орфографический лес. В нем спрятались орфограммы.

Чтобы нам через него пройти, нужно выполнить задания по этим орфограммам. Ребята, какие орфограммы о правописании глаголов вы знаете?

– Расскажите о правописании Ь в глаголах на -ТЬСЯ. Приведите примеры. (Если это неопределенная форма, то мягкий знак пишем, если глагол 3 лица – нет.)

– Расскажите о правописании НЕ с глаголами. (Ответы детей.)

– Расскажите о правописании Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-м лице ед.числа. (Ответы детей.)

VI. Итог урока.

Учитель. Молодцы! Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы добрались до дворца Глаголов. Чтобы войти в него, давайте вспомним, что нам удалось повторить по теме «Глагол» на сегодняшнем уроке? (Дети обобщают материал.)

– Мы повторили значение глагола, признаки, его роль в предложении.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

1. Упражнение № 460.

 

Урока время истекло...

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Рефлексия.

– У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну Глаголию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите зеленый цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Похвальное слово глаголу"

Данную методическую разработку можно испльзовать в 5 классе после изучения темы "Глагол"  в качестве обобщающего урока. Разнообразные задания помогут учащимся закрепить и обобщить полученные знан...

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Урок с использованием национально-регионального компонента...

Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)

Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность....

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Обобщающий урок по теме Глагол 6 класс в разрезе требований ФГОС

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по «Глагол» Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС Цели: Обобщить изученное по теме «Глагол» Развивать УУД Развивать речь ...

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе как части речи....

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....