Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Терёхина Елена Владимировна

Цели:

 

     Образовательные:

  1. систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;
  2. проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряжения;
  3. способствовать формированию умения учащихся действовать в ситуации выбора.

 

      Развивающие:

  1. способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала;
  2. создавать условия для развития:

а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;

б) общелогических умений: сравнивать, систематизировать, обобщать;

в) общеучебных навыков: самоконтроля и взаимоконтроля.

 

      Воспитательная:

-воспитание мотивационной сферы личности через развитие познавательного интереса к предмету, через активную мыслительную деятельность учащихся, через содержание учебного материала.

 

      Здоровьесберегающая:

  -предупреждать переутомление учащихся путём смены видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

класс - 5

Обобщающий урок по теме “Глагол“ 

«Что мы знаем о глаголе?»

        Цели:

     Образовательные:

  1. систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;
  2. проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряжения;
  3. способствовать формированию умения учащихся действовать в ситуации выбора.

      Развивающие:

  1. способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала;
  2. создавать условия для развития:

а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;

б) общелогических умений: сравнивать, систематизировать, обобщать;

в) общеучебных навыков: самоконтроля и взаимоконтроля.

      Воспитательная:

-воспитание мотивационной сферы личности через развитие познавательного интереса к предмету, через активную мыслительную деятельность учащихся, через содержание учебного материала.

      Здоровьесберегающая:

  -предупреждать переутомление учащихся путём смены видов деятельности.

     Задачи:

  1. знать морфологические признаки глагола.
  2. уметь:

а) определить спряжение глагола.

б) выполнять морфологический разбор данной части речи

в) применять полученные знания в ситуации выбора

г) находить в тексте ошибки на изученные орфограммы

(№23 – тся, ться; №25 – е/и в окончаниях глагола I и II спряжений)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: На сегодняшнем заключительном уроке по теме «Глагол» мы закрепим и приведем в систему знания, полученные по данной теме. Начнём с проверки теоретического материала по теме урока. Работа будет проводиться в форме тестирования.

 

  1. Проверка теоретического материала (Актуализация знаний)

Задание выполняется устно (в тестовой форме)

 (Из трех вариантов выберите верный ответ и запишите его буквенное обозначение).

  1. Глагол – это …

а) часть речи, обозначающая признак предмета;

б) часть речи, обозначающая действие предмета;

в) часть речи, обозначающая количество предметов и порядок предметов при счете.

  1. Какое утверждение является верным?

а) род определяется у глаголов настоящего времени в форме единственного числа;

б) род определяется у глаголов прошедшего в форме единственного и множественного числа;

в) род определяется у глаголов прошедшего времени в форме единственного числа

  1. Какое утверждение является верным?

а) в русском спрягаются только глаголы;

б) в русском языке спрягаются глаголы и прилагательные;

в) в русском языке ни одна часть речи не спрягается.

  1. В каком сочетании слов на тся - ться мягкий знак не пишется?

а) способны учиться;

б) не надо скупиться;

в) листья шепчутся

  1. В каком сочетании слов на тся - ться мягкий знак пишется?

а) волков бояться;

б) ученик учится;

в) трус боится

  1. Какой глагол относится к I спряжению?

а) скупиться/строиться;

б) закаляться;

в) готовится

  1. Какой глагол относится ко II спряжению?

а) торопиться;

б) соглашаться;

в) прыгать

  1. Какой глагол употребляется в форме совершенного вида?

а) поливаю огород;

б) напишу письмо;

в) рисую пейзаж

  1. Какой глагол употребляется в форме несовершенного вида?

а) выучил правило;

б) учу правило;

в) заучил правило

  1.  Какой глагол употребляется в форме несовершенного вида?

а) бежит по дороге;

б) буду строить дом;

в) ненавидел неправду

Код-ключ и критерии оценки выведены на интерактивную доску.

Код-ключ:

1 – б                  6 - б                                                        Критерии оценки:

2 – в                  7- а                                                                       10 – 9 «5»

3 - а        8 - б        8 – 7 «4»

4 – в                  9 - б                                           6 – 5 «3»        

5 – а         10 - в        4 – 3 «2»

           

             

                                  (слайд № 1)

Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте своими листами с ответами теста, проверьте друг у друга работу согласно коду-ключу, и оцените её.

                                                             

(листочки собираются)

  1. Закрепление.

Учитель: Теоретический материал, который мы повторили, закрепим, выполнив несколько практических заданий.

  1.  Обратите внимание на доску. Дан текст. Ваша задача провести «поисковую работу», отыскав 13 орфографических ошибок в написании глаголов (ученики выходят к доске и исправляют ошибки, объясняя орфограммы)

                            (работа с интерактивной доской)

(слайд № 2)

                            Поисковая работа

Некоторые воабражают, что чем выше поднимаца  в воздух, тем становица теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? А потому, что солнце слабо нагреваит воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагривает землю своими лучами, воздух нагреваеться от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднемается вверх. Чем выше он подниметься, тем больше остынит. Поэтому на большой высоте всегда холодно.

Вот это как раз и почувствавали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднелись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучяли ногами и хлопали руками, чтобы хоть немного согрется.  

(В тексте 13 ошибок)

  1. Продолжая работу с данным текстом, выполните следующие задания:

- Выпишите из текста глаголы, которые соответствуют следующим схемам (по 1-2 примерам)

Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? А потому, что солнце слабо нагревает воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагревает землю своими лучами, воздух нагревается от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх. Чем выше он поднимется, тем больше остынет. Поэтому на большой высоте всегда холодно.

Вот это как раз и почувствовали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднялись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучали ногами и хлопали руками, чтобы хоть немного согреться.

 

(слайд № 3)

        

1)

воображают, нагревает  - наст.вр, I спряжение, несов. вид

2)

подниматься, нагревается – неопред. форма/ наст. время

3)

почувствовали, покраснели – пр. время, соверш.вид, мн. число

     

Учитель:  Что можно сказать о данных глаголах?

( Можно определить время, вид, спряжение)

Учитель: Итак, выполняя морфемный разбор слова, мы можем определить некоторые морфологические признаки глагола.

Например, на что указывают  окончания [ет, ют]?

 (Это глаголы  I спряжения.)

А на что указывает суффикс – л?

(Это глагол прошедшего времени.)

Учитель: Итак, с помощью следующего задания проверим, как вы знаете морфологические признаки глагола.

  1. Найдите соответствия между записями.      (слайд № 4)

1. I спр., наст. время, 3-е лицо, мн. число           хлопали(6)                

2. II спр., наст. время, 3-е лицо, един. число      построят(5)           I ряд

3. прош. время, мн. число, сов. вид                       поднимаются(1) III ряд

4. I спр., неопр. форма, несоверш. вид                становится(2)

5. II спр., буд. время, 3-е лицо, мн. число            нагреваться(4)     II ряд

6. прош. время, мн. число, несов. вид                  покраснели(3)    III ряд

  1. Учитель: Укажите морфологические признаки данных глаголов 

                 (работа по рядам)

I ряд

Хлопали – глагол, н/ф хлопать, несовершенный вид, I спряжение, прошедшее время, множественное число.

Построят – глагол, н/ф построить, совершенный вид, II спряжение, будущее время, 3 лицо, множественное число.

II ряд

Становится – глагол, н/ф становиться, несовершенный вид, II спряжение, настоящее время, единственное число, 3 лицо.

Нагреваться – глагол, н/ф, нагреваться, несовершенный вид, I спряжение.

III ряд

Поднимаются – глагол, н/ф подниматься, несовершенный вид, I спряжение, настоящее время, 3 лицо, множественное число.

Покраснели – глагол, н/ф покраснеть, несовершенный вид, I спряжение, прошедшее время, множественное число.

  1. Учитель: И последнее задание на закрепление изученного материала (слайд № 5)

Выборочная работа.

Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее.

Почему это? А потому, что солнце слабо нагревает воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагревает землю своими лучами, воздух нагревается от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх. Чем выше он поднимется, тем больше остынет. Поэтому на большой высоте всегда холодно. Вот это как раз и почувствовали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднялись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучали ногами и хлопали руками, чтобы  хоть немного согреться.

Задание: Выпишите из текста глаголы, распределив по колонкам в зависимости от спряжения. 

     I спряжение                                                    II спряжение

Воображают               Почуяли                                        Становится

Подниматься        Хлопали

Нагревает        Согреться

Нагревается

Поднимается

Остынет

Почувствовали

Поднялись

Покраснели

Учитель: Данные слова вы будете использовать, выполняя домашнее задание.

  1. Домашнее задание. (слайд № 6)

Напишете письменную работу (связанный текст или

отдельные предложения) на тему:

«В солнечный (дождливый) день на улице»,

                используя выписанные глаголы.

        V. Подведение итогов урока.

Учитель: В течение всего урока, закрепляя пройденный материал, мы старались ответить на вопрос:

«Что мы знаем о глаголе?»

Учитель: Так что же вы знаете о глаголе?

(У глагола два спряжения – I и  II, два вида – совершенный и не совершенный, три времени – прошедшее, настоящее и будущее. Глагол может изменяться по числам, по лицам в настоящем и будущем времени, по родам в форме единственного числа прошедшего времени.)

Учитель: Я думаю, что эти знания вам пригодятся в дальнейшем. Зная морфологические признаки глагола, вы сможете находить глаголы в любом тексте и использовать их в речи.

        

хлопали

прошедшее время, множественное

число, несовершенный вид

нагреваться

становится

поднимаются  

II спр. будущее время, 3 – е лицо,

 множественное число

I спр. неопределенная форма,

несовершенный вид

прошедшее время, множественное

 число, совершенный вид

построят

II спр. наст. время, 3 – е лицо,

единственное число

покраснели

I спр. наст. время, 3 –е лицо,

множественное число


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Код – ключ: 1 – б 2 – а 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – а 8 – б 9 – б 10 - в Критерии оценки: 10 – 9 «5» 8 – 7 «4» 6 – 5 «3» 4 – 3 «2»

Слайд 2

Некоторые воабражают, что чем выше поднимаца в воздух, тем становица теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? А потому, что солнце слабо нагреваит воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагривает землю своими лучами, воздух нагреваеться от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднемается вверх. Чем выше он подниметься, тем больше остынит. Поэтому на большой высоте всегда холодно. Вот это как раз и почувствавали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднелись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучяли ногами и хлопали руками, чтобы хоть немного согрется. Поисковая работа (В тексте 13 ошибок)

Слайд 3

Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? А потому, что солнце слабо нагревает воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагревает землю своими лучами, воздух нагревается от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх. Чем выше он поднимется, тем больше остынет. Поэтому на большой высоте всегда холодно. Вот это как раз и почувствовали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднялись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучали ногами и хлопали руками, чтобы хоть немного согреться.

Слайд 4

I спр. наст. время, 3 –е лицо, множественное число покраснели II спр. наст. время, 3 – е лицо, единственное число построят прошедшее время, множественное число, совершенный вид I спр. начальная форма, несовершенный вид II спр. будущее время, 3 – е лицо, единственное число поднимаются становится нагреваться прошедшее время, множественное число, несовершенный вид хлопали 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 5

Домашнее задание. Упражнение № 693 Задание: Основываясь на иллюстрациях к упражнению, составьте связанный текст или 8 – 10 предложений. Использованные глаголы подчеркните и определите морфологические признаки.

Слайд 6

Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это? А потому, что солнце слабо нагревает воздух своими лучами, так как воздух очень прозрачный. Снизу воздух всегда теплее. Солнце нагревает землю своими лучами, воздух нагревается от земли точно так же, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх. Чем выше он поднимется, тем больше остынет. Поэтому на большой высоте всегда холодно. Вот это как раз и почувствовали коротышки, когда на своем воздушном шаре поднялись на большую высоту. Им стало так холодно, что покраснели и носы и щёки. Все стучали ногами и хлопали руками, чтобы хоть немного согреться.

Слайд 7

Домашнее задание. Напишете письменную работу (связанный текст или отдельные предложения) на тему: «В солнечный (дождливый) день на улице», используя выписанные глаголы.

Слайд 8

Урок закончен!



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык        класс 5 - а

Учитель: Терёхина Е. В.

Тема: «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:

Образовательные:

  1. Систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»
  2. Проверить умение и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряжения
  3. Способствовать формированию умения учащихся действовать в ситуации выбора.  

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала
  2. Создать условия для развития:

  а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти,                наблюдательности;

        б) общелогических умений: сравнивать, систематизировать, обобщать;

        в) общеучебных навыков: самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательная:

Воспитание мотивационной сферы личности через развитие познавательного интереса к предмету, через активную мыслительную деятельность учащихся, через содержание учебного материала.

Здоровьесберегающая:

Предупреждать переутомление учащихся путем смены видов деятельности.

Задачи:

  1. Знать морфологические признаки глагола.
  2. Уметь:

а) определять спряжение глагола,

б) выполнять морфологический разбор данной части речи,

в) применять полученные знания в ситуации выбора,

г) находить в тексте ошибки на изученные орфограммы

        (№ 23 – тся, ться

         № 25 – е-и в окончаниях глагола I и II спряжений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Урок с использованием национально-регионального компонента...

Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)

Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность....

Обобщающий урок по теме Глагол 6 класс в разрезе требований ФГОС

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по «Глагол» Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС Цели: Обобщить изученное по теме «Глагол» Развивать УУД Развивать речь ...

Обобщающий урок по теме "Глагол"

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе как части речи....

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)

Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....