Обобщающий урок по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Михайлова Марина Евгеньевна

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе как части речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_glagol_6_klass.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Глагол»

(6 класс)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи.
Задачи:

-обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов;
-правильно использовать глаголы в речи;
- развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся;
-воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.

Материал к уроку: 

  1. Раздаточный материал
  2. Сигнальные карточки

Ход урока

I Организационный момент

1. Учитель читает отрывок из стихотворения:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

- О какой части речи идет речь?

- Докажите.

А. Толстой говорил: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

- Как вы понимаете эти слова? (Отмечается огромная роль глагола в русском языке)

II Основная часть урока

  1. Мы говорим о глаголе, но ещё не представили гостям его портрет.

На доске таблица, в ней допущены ошибки. Нужно убрать лишнее, переставить местами элементы, добавить недостающее.

Грамматическое значение

Вопросы

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Признак действия

Действие предмета

Предмет как действие

Что делать?

Что делая?

Что сделав?

Что сделать?

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Спряжение

Время

Переходность

Наклонение

Лицо

Возвратность

Вид

Число

Род

  1. Игра «Угадай задуманное слово»
    Выполнив последовательно несколько заданий, вы отгадаете задуманное слово:

   I вариант                     II вариант
Вой                                                          Шуршание

Во..т                                           Шуршит

Бес..тся                                        Шумит                                        

Гудит                                        Шумя

Шепч..т                                        Звенит

Воя                                        Шумящий

Рвёт                                        Струится

Шепчущий                                Стека..т

Стон..т                                         Прыжок

Шелестят                                 Прыга..т

Вьёт                                        Пляш..т

Рвущий                                        Звенящий

Воя                                         Блестят

Круж..т                                        Залива..т

-Выписать все глаголы (ученики выполняют).

- Взять в скобки глаголы I(II) спр.

- Исключить возвратные глаголы. Какие глаголы называем возвратными?

- Исключить непереходные глаголы. Какие глаголы относят к переходным, к непереходным?

Искомые слова: кружит, заливает.

  1. Синтаксическая роль глагола

- Составить предложение с задуманным словом.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Каким членом предложения является глагол?

На доске записаны предложения. Определить, каким членом предложения является глагол:

Все просили её спеть. (Дополнение)

Я приехал повидать тебя. (Обстоятельство)

Жить – Родине служить. (Подлежащее, сказуемое)

  1. Спряжение глаголов.

- В каждом человеке должна быть загадка. Глагол тоже таит в себе много загадок. Одна из них – спряжение.

-Именно от умения определять спряжение зависит правильное написание личных окончаний глаголов.

- Каков способ действия при написании безударных личных окончаний глаголов?

- Назовите исключения.

- К какому спряжению отнесем глаголы спеть, повидать, служить?

- К какому спряжению отнесёте глагол жить? Образуйте глагол 3 лица единственного числа. Почему не отнесли к исключениям I спряжения? (Ударное окончание).

Учитель называет слова – ученики показывают сигнальные карточки:

Воет, бесится, шепчет, стонет, стекает, прыгаем, пляшешь, заливает, зависит, строим, любит, мочит, снега тают, они клеят, он рубит, борется, дышит, туман стелется.

  1. Каждый глагол имеет свой характер. Есть глаголы-реалисты, есть мечтатели, а некоторые привыкли повелевать. О какой категории глагола идёт речь? (Наклонение)

-Какие наклонения вы знаете?

- В каких наклонениях время не определяется?

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Условное

 наклонение

Время

----------------------

---------------------------

Настоящее,
будущее

Прошедшее

Лицо

Число

Число, в единственном числе – род.

Лицо, число

Число, в единственном
числе - род

- Что можно определить в настоящем и будущем времени, в прошедшем времени?

  1. Выполняется морфологический разбор глагола кружатся.
  2. Выписать предложение с глаголом повелительного наклонения:

Пошёл (бы) гулять, если (бы) уроки сделал.

Постав..те чайник, нареж..те булку, приготов..те варенье, масло и позовите всех к столу.

В лесу шумят в..ковые сосны.

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

  1. На доске написаны слова: выберете – выберите. Почему по-разному написаны слова?

- Напишите предложения:

Вытрите пыль. Когда вытрете, идите домой. Объясните написание глаголов.

  1. Как проверить, какой суффикс пишется перед суффиксом –л-?

Игра «Четвёртый лишний»

Разве..ял, увид..л, наде..лся, посе..л.

Обид..л, постро..л, скле..л, налад..л.

  1. Как проверить написание суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-?

-Выпишите словосочетания с суффиксами –ыва-, -ива-:

Уча..ств..вал в с..р..внованиях, уклад..вал ч..м..дан, б..сед..вал с мамой, д..клад..вал к..мандиру, к..манд..вал ротой, ра..счит..вал на успех.

  1. Выписать только те предложения, в которых пишется «ь».

Дело мастера боит..ся.

Человек по делу узнает..ся.

Надо трудит..ся, не надо ленит..ся.

12.Тест

  1. Укажите ошибки в морфологическом разборе глагола в предложении

Люблю тебя, Петра творенье.

А) люблю – глагол

Б) начальная форма – любишь

В) несовершенный вид

Г) переходный

Д) 1-го спряжения

Е) условное наклонение

Ж) ед.ч.

З) настоящее время

И) 1-е лицо

К) в предложении является сказуемым

2. Инфинитив глагола:

А) имеет категорию времени, числа, рода;

Б) имеет категорию времени и числа, но не имеет категории лица и рода;

В) не имеет категории ни времени, ни числа, но имеет категорию лица;

Г) не имеет категории ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

3.В каком ряду все глаголы II спряжения:

А)  Сеять, строить, лаять, стелить

Б) Терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

В) надеть, смотреть, жалеть, успеть

4.  Найдите глагол с орфографической ошибкой:

А) Строишь

Б) Стелишь

В) Красишь

Г) дружишь

5. С каким глаголом «не» пишется слитно:

А) (Не)здоровится  

Б) (Не)обидит

В) (Не)мог

Г) (Не)был

6. Найдите безличное предложение:

А) Всё радовало глаз.

Б) Розы хорошо пахнут.

В) Пахнет сеном над лугами.

13. Проверка теста.

- На следующем уроке вы будете писать контрольный тест. А сейчас посмотрим, какова роль глаголов в речи.

14. Работа с текстом

- Прочитайте первый текст (раздаточный материал).

- Какова тема текста, тип, стиль?

-Что указывает на то, что это научный стиль?

- Прочитайте второй текст.

- Какова тема текста, тип, стиль?

-Что указывает на то, что это художественный стиль?

- Какая часть речи чаще всего используется при описании?

-Какую часть речи использовал А.С.Пушкин? Поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром становятся глаголы и деепричастия. Что такое деепричастие? (Особая форма глагола)

-Какое изобразительное средство использовал автор, чтобы мы наглядно представили разбушевавшуюся стихию? (Олицетворение)

.

III. Подведение итогов.

 Выставляются итоговые оценки. Учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся.

IV. Домашнее задание

Дома вы должны составить текст-описание. Используя слова первого задания. Iвариант «Ветреный день», II вариант- «Весенний дождь».

Раздаточный материал

А. Толстой: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

Грамматическое значение

Вопросы

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Признак действия

Действие предмета

Предмет как действие

Что делать?

Что делая?

Что сделав?

Что сделать?

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Спряжение

Время

Переходность

Наклонение

Лицо

Возвратность

Вид

Число

Род

   I вариант                     II вариант
Вой                                                          Шуршание

Во..т                                           Шуршит

Бес..тся                                        Шумит                                        

Гудит                                        Шумя

Шепч..т                                        Звенит

Воя                                        Шумящий

Рвёт                                        Струится

Шепчущий                                Стека..т

Стон..т                                         Прыжок

Шелестят                                 Прыга..т

Вьёт                                        Пляш..т

Рвущий                                        Звенящий

Воя                                         Блестят

Круж..т                                        Залива..т 

Уча..ств..вал в с..р..внованиях, уклад..вал ч..м..дан, б..сед..вал с мамой, д..клад..вал к..мандиру, к..манд..вал ротой, ра..счит..вал на успех.

Дело мастера боит..ся.

Человек по делу узнает..ся.

Надо трудит..ся, не надо ленит..ся.

Пошёл (бы) гулять, если (бы) уроки сделал.

Постав..те чайник, нареж..те булку, приготов..те варенье, масло и позовите всех к столу.

В лесу шумят в..ковые сосны.

Тест

  1. Укажите ошибки в морфологическом разборе глагола в предложении

Люблю тебя, Петра творенье.

А) люблю – глагол

Б) начальная форма – любишь

В) несовершенный вид

Г) переходный

Д) 1-го спряжения

Е) условное наклонение

Ж) ед.ч.

З) настоящее время

И) 1-е лицо

К) в предложении является сказуемым

2. Инфинитив глагола:

А) имеет категорию времени, числа, рода;

Б) имеет категорию времени и числа, но не имеет категории лица и рода;

В) не имеет категории ни времени, ни числа, но имеет категорию лица;

Г) не имеет категории ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

3.В каком ряду все глаголы II спряжения:

А)  Сеять, строить, лаять, стелить

Б) Терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

В) надеть, смотреть, жалеть, успеть

4.  Найдите глагол с орфографической ошибкой:

А) Строишь

Б) Стелишь

В) Красишь

Г) дружишь

5. С каким глаголом «не» пишется слитно:

А) (Не)здоровится  

Б) (Не)обидит

В) (Не)мог

Г) (Не)был

6. Найдите безличное предложение:

А) Всё радовало глаз.

Б) Розы хорошо пахнут.

В) Пахнет сеном над лугами.

Текст № 1

В первые годы существования Петербурга угроза наводнения возникала уже при подъёме воды в Неве на 140-150 см. выше ординара. В настоящее время городская территория затопляется при подъёме воды на 180-190 см. С повышением уровня воды наводнение распространяется на восток, охватывает большую площадь, вплоть до береговой террасы Древне-Балтийского моря. Обычно наводнения случаются осенью, с сентября по ноябрь.

Текст № 2

Но силой ветра от залива

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела…

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....