Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Калиничева Елена Александровна

Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 5 классе, 2011-2012 уч.год

Глагол. Обобщающее повторение.

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний;

            способствовать  развитию внимания, устной  речи;

            воспитывать интерес к предмету.

  1. Организационный момент, приветствие.
  2. Введение в тему. На доске предложен кроссворд.

и

г

р

а

т

ь

п

л

а

в

а

т

ь

з

а

п

о

м

н

и

т

ь

о

т

г

а

д

а

т

ь

п

о

з

в

о

н

и

т

ь

л

ю

б

и

т

ь

  1. развлекаться с игрушками;
  2. передвигаться по воде;
  3. выучить правило;
  4. найти отгадку;
  5. воспользоваться телефоном;
  6. как нужно относиться к родным

На пересечении линий получаем  слово, которое поможет сформулировать тему урока.

Глагол. Скажите, это первый или последний урок в теме? – Последний. Давайте попробуем сформулировать цели.

- обобщить знания о глаголе

-  привести знания, умения и навыки в систему.

 Вот послушайте, как сам глагол говорит о себе:

Что без меня предметы? Лишь названья,

А я приду – и всё в движение придёт

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады и хлеб в полях растёт!

( Входит глагол)

Глагол: Здравствуйте, ребята,

Я страшное дело, какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

 Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор выметаю,

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

- Здравствуй, глагол. А когда ты спишь, ты тоже что-то делаешь?

Глагол: ну, конечно, я сплю, храплю, соплю, пыхчу. Ведь действие – это моя жизнь.

 А сейчас, ребята, я проведу с вами игру « поймай глагол». Объявляю конкурс на самый внимательный ряд. Я буду читать вам слова, а вы хлопайте в ладоши.

  1. Самосвал, вытирал, перевал, подметал, поливал.
  2. Крокодил, носил, лепил, заплатил.
  3. Зажёг, флажок, дружок.
  4. Зашёл, навёл, подмёл, осёл.
  5. Копал, привёл, укол.
  6. Протёр, затёр, шофёр, бобёр.

3.Просмотр слайдов. Проверка знаний и умений по теме.

 Текст слайдов.

        1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на             вопросы: что делать? что сделать?

  1. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? Несовершенного – что делать.
  2. Переходность глагола определяется сочетанием глагола с формой винительного падежа существительного. Если такое сочетание невозможно, глагол непереходный.
  3. Возвратность глагола определяется наличием суффикса  -ся. Если суффикса –ся нет, значит, глагол невозвратный.
  4. Спряжение глагола зависит от гласной в личных окончаниях. Гласная Е пишется в окончаниях 1 спряжения, а гласная И – в окончаниях 2 спряжения.

( учащимся прямо на слайдах представлены слова, где нужно определить все эти характеристики).

4.Предлагаю игру «Зоопарк»

Я приглашаю вас посетить зоопарк. Но в зоопарке ремонт, зверей вывезли, я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их совершает.

  1. Шипит, ползает, извивается.
  2. Хрюкает, чавкает, пачкается.
  3. Блеет, бодается, даёт молоко.
  4. Мяукает, мурлычет, ловит мышей.
  5. Сторожит, лает, кусается.
  6. Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся. Что за животное? Такого существа нет в природе, и мы с вами не будем стремиться быть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших животных? Глагол!

5.Игра « Ромашка». На доске цветок ромашки из бумаги. На обратной стороне лепестков – задания. Разборы глаголов как части речи, фонетический разбор слова «шёл», морфемный разбор двух глаголов.  Дети по желанию выходят к доске и работают по заданиям.

6.  Проводится физминутка « Танцевальная».

7. Подбор антонимов. Диктовка глаголов с орфограммами. Дети проговаривают правописание.

Смеяться - …?

Радоваться - …?

Здороваться - …?

Нагревать - …?

Исчезать - …?

Начать - …?

Разрешать - …?

Покупать - …?

Нападать - …?

Глаголов какого вида больше среди данных слов?

8.Подбор синонимов. Подберите как можно больше синонимов к глаголу «говорить».

9. Игра-физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите частицу НЕ.

Завести велели мне новые привычки –

Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!

Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,

На уроках больше НЕ говорить с соседом.

Я согласне даже НЕ рисовать на карте,

Я согласен даже НЕ танцевать на парте.

Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,

Даже если я и НЕ выучу уроков!

10. Подводятся итоги, комментируются оценки, задаётся домашнее задание. 2 ученика получили индивидуальные задания. Дома – упр. 653.

11. Заключительный момент. Сценка о культуре речи.

Король и его дочь Трубадурочка.

К: скушай булочку,  моя  Трубадурочка.

Т: Ладно, ложь,  ах, моя бедная фигурочка!

К: Положить, сказать бы надо, а не ложь. Ложь – это когда ты врёшь.

Т: Ложу, лОжим, лОжишь, вы полОжите. Я спряженья знаю, упрекнуть меня вы не можете..

К: Без приставки нет глаголов с корнем ЛОЖ, ты откуда их берёшь? Если время настоящее, КЛАДУ, КЛАДЁТ. Ох, по русскому ведь будет незачёт. Это просто наказанье, а не дочь. Ой, пойду-ка лучше прочь!

Т:Не хочу я больше быть трубадурочкой, недоучкой, недотёпой, просто дурочкой. Дай учебник лучше вместо булки мне. Стану умной я принцессою вполне!

Глагол: До свидания, ребята, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....