Обобщающий урок по теме "Глагол"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Домашенко Лариса Васильевна

Урок с использованием национально-регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: систематизация и обобщение изученного по теме

Задачи: - формирование орфографического навыка;

            - развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;

            - развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать       свои мысли

            - воспитание интереса к изучению родного края.

Ход урока

  1. Закрепление изученного на предыдущем уроке
  1. Воспроизведение и комментарий конспекта «Гласные в суффиксах глаголов»
  2. Логическая задача + комментируемое письмо

Встречать зарю (зоревать). Есть, чтобы определить вкус (пробовать). Бегло, с пропусками читать (просматривать). Угощать (потчевать). Сообщать, излагать что-либо (рассказывать). Убеждая склонять к чему-либо (уговаривать). Проверять в работе (испытывать).

  1. Самостоятельная работа у доски с последующей проверкой

- Синтаксический разбор предложения

- Морфологическая задача «Определи часть речи»

Четверка, четвертый, четырехэтажный, четыре, четвертовать, четверо.

  1. Самостоятельная работа по карточкам
  2.  Анализ текста

Это была Бумбы страна –

Искони так звалась она.

Из коней обретались там

Аранзалы одни, говорят.

Из людей там Великаны одни, говорят.

… После двадцати пяти лет

Не прибавлялись там года.

Смерть не вступала туда.

Люди не знали в этой стране

Лютых морозов, чтоб холодать,

Летнего зноя, чтоб увядать.

Осень сменялась там весной.

Ветер колыханьем был,

Дождь благоуханьем был.

                      (Калмыцкий народный эпос «Джангар»)

- Выразительное чтение текста.

- Лексическая работа.

   Бумба - наименование страны, океана, горы, вершина человеческих желаний.

   Искони – издавна, с незапамятных времен.

   Аранзал – легендарный конь богатыря Джангара.

   Колыханье – легкое движение, покачивание.

   Благоухание – аромат, приятный запах.

   Лютый – а) злой, свирепый, беспощадный (враг, зверь); б) очень сильный, тяжкий, причиняющий мучения (мороз, ненависть).

 - О какой стране идет речь в тексте?

 - Устный опрос + грамматические задания к тексту

- Что такое глагол? Найдите глаголы в тексте.

- Что такое инфинитив? Каковы его признаки? Найденные глаголы поставить в инфинитив.

- Как изменяются глаголы? Определить форму глаголов из текста.

      5. Словообразовательная работа (выполняется самостоятельно с последующей проверкой)

От данных глаголов образовать формы наклонений. Объяснить правописание гласных в корне. Загорать, поклониться, вымокнуть, прикасаться.

  1. Творческий диктант

- Глаголы в изъявительном наклонении заменить глаголами в форме повелительного наклонения.

Джомба

        Плиточный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят десять минут. Затем вливают молоко или сливки и вновь кипятят пять минут. В процессе варки чай размешивают половником две-три минуты. Потом процеживают, добавляют сливочное масло и соль. Подают в пиалах.

  1. Устный опрос

- Назовите постоянные признаки глагола.

- Морфологическая задача. Подобрать видовую пару: кричать, решить замирать, проиграть, закрывать.

   - Как определить спряжение глагола? (Работа по схеме)

7. Работа с текстом

            В детстве я любил собирать в степи тюльпаны. Вы вид…ли, как цветут тюльпаны у нас в степи?

        Цветы, вечером похожие на скромные колокольчики, утром неузнаваемы. Поднимается солнце, и тюльпаны ра…пускают во все стороны свои красные ш…лковые лепестки. И волнуется, и колыш…тся степь, устланная разноцветными коврами, и так хоч…тся утонуть в этих коврах и дышать опьяняющим воздухом нашей родной калмыцкой степи!

(А.Балакаев «Три рисунка»)

- Определить стиль и тип речи, тему и основную мысль текста.

- Объяснить правописание пропущенных орфограмм.

- Объяснить постановку запятой в 4-м предложении.

- Найти слова, употребленные в переносном значении.

- Подобрать синонимы к слову «поднимается».

- Найти в тексте антонимы.

- Найти безличный глагол, переходные и возвратные глаголы.

- Определить спряжение глаголов.

- Морфологический разбор слов из текста по перфокартам.

8. Словарный диктант (резерв)

Не знаю, собираться, выросли, упрашивать, стелет, пригорать, укрощать, излагать.

9. Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....