Деепричастие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Цели урока: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probldeeprichastie.docx102.34 КБ

Предварительный просмотр:

Деепричастие

8класс

Тип урока: открытие

Технологии:проблемного обучения

Цели урока: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки.

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

 

Мотивация.

Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и  очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе. 

Постановка задачи.

Итак, приступим к исследованию темы

Запишем под диктовку слова:

Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь.

(Определите, какой частью речи является каждое слово. Одно слово вызвало затруднение.  (Знакомясь - что делая?)

Запомним это слово.

 А теперь,распределите словосочетания  на два столбика.

Устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом,выкрашенный краской пол.

Как распределили словосочетания? Объясните.

Предложенные классификации: в левый столбик словосочетания со словами с двумя Н в суффиксах, в правый – остальные или в левый – словосочетания с причастиями, а в правый – остальные. 

Выкрашенный краской пол        выкрасив краской пол

Устроенные по проекту                устроившись на ночлег

Запертый дом                                 заперев дом

Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены?(Да, в левом столбике сущ + причастие, в правом - глаголы + сущ.)

Почему вы решили, что слова правого столбика – глаголы?(Слова в правом столбике обозначают действие.)

А на какой вопрос отвечают эти слова?(что сделав?)

Разве можно задать такой вопрос к глаголу?(Нет, глаголы -сделать?)

Вспомним слово ,  которое вызвало затруднение в 1 задании (знакомясь)

На какой вопрос оно отвечало?(что делая?)

Разве можно задать такой вопрос к глаголу?(нет)

Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены в правом столбике?(неизвестна эта часть речи.)

Сформулируйте проблему в виде вопроса?

Какой частью речи являются слова заперев, выкрасив, устроившись?

Сформулируйте цель нашего урока.

На уроке должны познакомиться с новой для нас частью речи Деепричастие

Открытие нового знания.

 Знакомство с новой частью речи. Запись темы урока .

-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность) ; объяснить его можно как причастность к действию.

До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и  наречия. Поработайте в парах над материалом учебника, обоснуйте правильность данного утверждения. Ответ запишите в тетради в виде схемы.

Схема 

Д

     признаки глагола                                                                            признаки наречия

обозн. добавочное действие                                              является обстоятельством

                                                                                                               не изменяется

- Как в письме выделяются деепричастия?

Первичное закрепление.

Выпишите из текста предложение, в котором есть деепричастие.

 Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.

Кто совершает действие? 

Какое действие совершает Косач? 

От какого слова задаем вопрос к деепричастию?

Отвечая на вопрос, вы использовали только деепричастие?  Мы сейчас выделили голосом, а на письме выделено запятой, деепричастие с зависимыми словами.  Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. 

Какие выводы вы сделаете на основании наблюдений? Как на письме выделяется деепричастный оборот? 

 Найдите «лишнее»

Кипя, шипя, играясь, посмотрев

По какому принципу вы исключили лишнее слово? Какой вывод можно сделать о грамматических признаках деепричастия?

Физкультминутка

Упражнение «Буратино». 

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др.

Самостоятельная работа.

Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия и определить их вид.

Смеясь, смех, смеяться, красиво, красивый, блестя, блестящий, блестки, зеленый, зеленеть, зеленея, воздух, воздушный, полет, пролетать, пролетая. (несов. вид)Взглянуть, взглянув, выращенный, вырастить, вырастив, запертый, запершись, запереться, ответ, ответный, ответив, ответить. (сов. вид)

Итог урока.

1.Деепричастие отвечает на вопросы

а) что делал? что сделал?

б) что делая? что сделав?

в) каков предмет?

2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

3. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) имеет окончание

4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие

а) вид

б) число

в) время

5. В предложении деепричастие является:

а) определением

б) обстоятельством

в) сказуемым

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....