Методика изучения морфологических признаков глагола и его семантики на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода
учебно-методический материал по русскому языку

Панова Елена Александровна

Статья содержит особенности изучения морфологических признаков глагола на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologiya.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методика изучения морфологических признаков глагола и его семантики на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода

По мнению выдающегося отечественного лингвиста Л. В. Щербы, глагол, наряду с именем существительным, именем прилагательным и наречием, является «основной частью речи и основной грамматической категорией»[1, с. 63-84]. Однако, несомненно, это самая сложная часть речи, как в семантическом, так и в грамматическом отношении. Глагол, способный обозначать и состояние, и действие, и отношение как процессы, – одна из самых семантически емких, грамматически содержательных частей речи. Действительно, ни одна из других частей речи современного русского языка не обладает столь разветвленной системой грамматических категорий, как русский глагол. Отсюда пристальное внимание педагогов к изучению глагола на протяжении всего школьного курса русского языка – начиная с младших классов и заканчивая систематическим повторением полученных знаний по морфологии глагола в классах старшего звена.

Перефразируя известное выражение, с большой долей уверенности можно утверждать: «Все глагольные категории нужны, все глагольные категории важны!». Но не все они характеризуются одинаковой степенью сложности для ученического освоения на уроках русского языка в средней школе. Так называемую «проблемную область» составляют категории глагольного вида и времени, тесно связанные между собой и семантически, и грамматически, в формо- и словообразовании. Ни одна глагольная лексема, ни одна глагольная форма не обходится без данных грамматических категорий, и именно они участвуют в создании нарратива, обнаруживая огромную ценность и значимость, в том числе в коммуникативно-прагматическом отношении. На мой взгляд, именно о категориях глагольного вида и глагольного времени писал А. Югов, когда отмечал, что «глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!». Сказанное открывает современному учителю большие перспективы в изучении категорий вида и времени русского глагола в их взаимосвязи на уроках русского языка и русской словесности в условиях современной школы, тем более что текстоориентированный подход в последние годы и даже десятилетия занял весьма прочное место в преподавании данных предметов.

Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но и совершенствовать коммуникативные компетенции, повышать уровень развития речевой культуры школьников.

Первым этапом работы над морфологическими признаками должно стать знакомство с теоретическими сведениями об изучаемых языковых явлениях или повторение их. Это может быть освоение сведений, представленных в учебнике или работа по вопросам примерно следующего характера и содержания: Какая часть речи называется глаголом? Какие синтаксические признаки глагола вы знаете? Что вы понимаете под термином «грамматическая категория»? Какие глагольные категории вы знаете? Что представляет собой категория глагольного времени? Вида? Подчеркните их взаимосвязь в современном русском языке (в последнем случае учащиеся отметят, что, например, глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а глаголы несовершенного вида – имеют (говорит, говорящий), причем противопоставление временных форм осуществляется только в рамках изъявительного наклонения). Особое внимание здесь необходимо уделить разновидностям переносного употребления временных форм, поскольку они обладают повышенными экспрессивными возможностями в художественном повествовании.

Следующий этап работы с морфологическими признаками  глагола в рамках текстоориентированного подхода к обучению русскому языку должен касаться творчества того или иного писателя, на материале которого учащиеся будут знакомиться с поведением рассматриваемых форм в тексте, с их изобразительно-выразительными возможностями и коммуникативно-прагматическим потенциалом в речи в целом. Поэтому после повторения теоретических сведений о данных глагольных категориях учитель отметит, что, благодаря своим семантическим и грамматическим особенностям глагол обладает широкими возможностями яркого описания жизни в ее развитии, движении. В художественной речи с помощью глагольных форм изображается динамика окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам, в чем ученики смогут убедиться на этом уроке. Затем можно предложить вниманию учащихся небольшое сообщение о жизни, творчестве и художественном методе того или иного автора, выдержки из научных работ, посвященных особенностям его языка, идиостиля, среди которых, возможно, встретятся и наблюдения над поведением и экспрессивным потенциалом видовременных форм глаголов.

Еще один интересный и весьма эффективный этап работы над морфологическими признаками глаголов – самостоятельная работа учащихся исследовательского характера по заранее прочитанному тексту. С целью проверки знания содержания художественного текста учитель может спросить следующее: Расскажите, о чем это произведение? Кто главные герои? В чем заключается основной конфликт рассказа (повести, романа)?

В рамках исследовательской работы учитель может предложить следующие задания для самостоятельного выполнения учащимися, подчеркнув, что в художественной литературе видовременные образования глагола приобретают особую специфику. Как глагольное слово в целом (в совокупности своих форм), видовременная форма глагола служит созданию художественного образа. При этом задания могут быть по всему тексту (например, выписать формы настоящего, будущего или прошедшего времени глаголов, определить вид этих глаголов или обнаружить примеры переносного употребления форм времени, определить их художественные (изобразительные, экспрессивные, текстовые) функции в произведении), так и по его фрагменту, представленному на индивидуальной карточке. В последнем случае учитель может предложить выполнить задания следующего характера: Подчеркните глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. Какие видовременные формы глагола используются в начале данного фрагмента текста, а какие – в конце? Как меняется от этого повествование? Какие типы речи представлены в рассматриваемом эпизоде, в его начале, конце? Какой вывод можно сделать о функции форм глагола прошедшего (настоящего, будущего) времени совершенного и несовершенного вида?

В конце занятия учитель поможет учащимся обобщить сделанные в ходе исследовательской работы наблюдения, сформулировать вывод об изобразительно-выразительных возможностях видовременных форм глаголов, их экспрессивных и текстовых функциях, отметив, что использование видовременных форм глаголов, выражая определенную последовательность действий или событий, составляет структурную основу повествовательных отрезков речи внутри художественного произведения в целом, причем сочетание различных видовременных форм глагола часто способствует более полному и глубокому раскрытию внутренних переживаний персонажа и свидетельствует о высоком уровне развития речевой культуры автора, его стремлении и умении использовать в художественных целях абсолютно все языковые средства, в том числе и видовременные формы глаголов, к чему, несомненно, должны стремиться и сами учащиеся.

Таким образом, применение текстоориентированного подхода к изучению языковых явлений, в том числе морфологических признаков глаголов, в своей семантико-грамматической взаимосвязи играющих весьма важную роль в организации повествования и потому выполняющих различные экспрессивные и текстовые функции в произведении, является очень продуктивным в условиях современного обучения. Обязательным этапом такого занятия станет исследовательская работа учащихся (по всему произведению или его фрагментам, представленным на индивидуальных карточках), с особым вниманием на их соотношении в тексте, а также наблюдение за переносным использованием временных форм русского глагола в нем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке / Л. В. Щерба // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М. : Уч. пед. изд-во, 1957.–  С. 63-84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в рамках реализации ФГОС на тему "Звуки и буквы".

Конспект урока разработан с требованиями ФГОС....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....

Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода

Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...