Олимпиада по русскому языку 6 класс
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс)

Козлова Евгения Геннадьевна

Олимпиадные задания для подготовки к муниципальному этапу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_olimpiada_russkiy_yazyk.rar29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по  русскому языку

Задание 1.  Поставьте ударение в словах. Распределите их по группам в зависимости от места ударения.

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча,

звонишь, договор,  процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Ударение на 1 слоге

Ударение на 2 слоге

Ударение на 3 слоге

_______________________________________________________________________

Задание 2.    Подчеркните   слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

  Вьюга, моя, съёмка, ясный, семья, песня, ель, пыль, Ялта, льют.

Задание 3 . Выполните морфемный разбор слов:

Осинка,        царапинка,         снежинка,         осетринка,               тропинка,              корзинка,  

 росинка,         приморский

Задание 4.. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово  стол. Укажите номера правильных ответов.

 

  1. столовая;  2) столяр;  3) застолье;  4) столица;  5) столетник;  6) столешница;  7) престол.

_______________________________________________________________________________

Задание 5.  К данным существительным подберите имена прилагательные:

 

_______________________боль

_______________________шампунь

_______________________тюль

 _______________________рояль

 _______________________полынь

_______________________домишко

_______________________иваси

_______________________путь

_______________________бандероль

 _______________________мозоль

_______________________какао

_______________________шаль

Задание 6. Выпишите из текста слова, которые:

 

1)склоняются:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2) спрягаются:____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) не склоняются и не спрягаются: _________________________________________________________________________________________ 

 

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

Задание  7. Распределите данные словосочетания, называющие продукты питания, на две группы в зависимости от одного постоянного морфологического признака имени прилагательного в их составе  Объясните свой ответ.

  Пряный хлеб, терпкий напиток, горький шоколад, острый бульон, сладкий перец, кислые щи.

Укажите, какое из данных словосочетаний со временем изменило своё значение, и докажите свою точку зрения.  

Задание   8.  Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания. Как называются эти слова в русском языке?

Абонент__________________________________________________________________________________абонемент________________________________________________________________________________

глиняный________________________________________________________________________________

глинистый_______________________________________________________________________________ эффектный______________________________________________________________________________

эффективный_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание  9.  В  данных  фразеологизмах  перепутаны  слова,    восстановите  каждый  фразеологизм, укажите его значение:

Данный фразеологизм

Исходный фразеологизм

Значение фразеологизма

Бродит как сивый мерин        

Вертится как сыр в масле

Ему все как от козла молока

Врет как белка в колесе

Катается как неприкаянный

Проку как с гуся вода

Задание 10.  Укажите,  от  каких  имен  собственных  образованы  фамилии  (имя  необходимо  дать  в начальной форме) Митяев, Тарасенко, Терентьев, Федосюк, Фадеев

Митяев___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тарасенко________________________________________________________________________________

Терентьев________________________________________________________________________________

Федосюк_________________________________________________________________________________

Фадеев___________________________________________________________________________________

Задание 11.    В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 12.   Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор  указанных в таблице слов. Укажите морфологические признаки слов.

Кусодка нырво подзикала  и стала  отпакать мылюту.

Разбор по составу

Часть речи, морфологические признаки

Кусодка

нырво

подзикала

отпакать

мылюту

Задание 13  . Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст- ______________________                                   сей - ____________________________________

ратай - ______________________                                  стезя -  __________________________________

трапеза - ____________________                                   тщетно - _________________________________

уповать - ____________________                                  чета - ____________________________________ чадо - _______________________

Задание  14 . Даны белорусские существительные и их переводы на русский язык: дула – дуло, дэпо – депо, цэны – це́ны, дзева – дева, цернi – тернии, у рове – во рву. Переведите на белорусский язык слова центр, дети, темп. Переведите с белорусского языка на русский язык слова цела, у роце.

Задание  15. В одной из обрядовых песен читаем: 

«Верно я те, кормилец батюшко,

Не слуга да была верная,

Не роботница надёжная».

А в балладе А.С. Пушкина есть такие слова:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, 

 Расстаться настало нам время…»

К какому роду относится выделенное слово в каждом из текстов? Объясните свою точку зрения (в текстах есть слова-помощники).

Задание 16.  В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).  

Задание 17.   Прочитайте предложение и ответьте на вопросы к нему.

Всеволодъ же слышавъ се иде на Рязань с сынми своими и пришедъ ста у града Рязаня.

1.Переведите на современный русский язык данное предложение.

2.Какого рода  слово «Рязань» в этом предложении? Докажите, опираясь на это предложение и на факты русского языка.

3.Выделите  морфемы  в  словоформе сынми,    употребительно  ли  окончание  в современном  русском  языке?  Если  да,  то  в  каком  слове/словах?    Какова современная форма данного слова?

Задание 18. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Аргументируйте ответ. Приведите два примера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классе

Данный материал можно использовать для подготовки детей как к школьному, так и муниципальному туру олимпиады по русскому языку и литературе....

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...