Рабочая программа дополнительного образования "Основы речевой коммуникации".
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Баляса Юлия Юрьевна

Данная программа предназначена для проведения  дополнительных занятий с учащимися 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_rechevoy_kommunikatsii_2.docx52.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учредитель

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1» г.Советска

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________

Утверждаю:

Директор МАОУ «Гимназия №1»

_____________________ /ФИО/

«___»  ________________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы речевой коммуникации»

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: 

Баляса Юлия Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

2019г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модуль «Основы речевой коммуникации» дополнительной образовательной общеразвивающей программы Школы дополнительного образования «ОКНО» («Образование, культура, наука – обществу») (далее – модуль) имеет социально-педагогическую направленность (удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии, выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, создание и обеспечение условий для личностного развития).

Актуальность программы. Академик Д.С.Лихачев советовал: «Учиться, хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума».

Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное и письменное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических, социальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития. Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека.

Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Значение языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и бесспорно жизненно-необходимые функции языка.

Модуль «Основы речевой коммуникации» направлен на формирование коммуникативной компетенции учащихся 9 классов. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника основной школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Отличительные особенности программы. Программа позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Также особенностью программы является то, что каждое занятие состоит из теоретической и практической части, что позволяет реализовывать личностно-деятельностный подход образовательного процесса, способствующий развитию и   мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Многообразие видов деятельности и использование на занятиях интерактивных упражнений удовлетворят самые разные интересы, склонности и потребности посещающих модуль. Программа также предусматривает использование инновационных педагогических технологий (семинар, проект, составление алгоритма, работа в группах и парах и т.п.) и исследовательской деятельности.

Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 14 - 15 лет. Занятия модуля могут посещать все желающие, в том числе и учащиеся с ОВЗ.

Объем и срок освоения. Срок освоения программы – 1 год. На полное освоение программы требуется 34 часа.

Формы обучения.  Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Набор детей в объединение осуществляется одного возраста, свободный.  Программа модуля предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 15-20 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. На одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, а на их основе – развитие связной речи.

В программе реализуется системный, комплексный, личностный, теоретический подход к развитию детей. Распределение программного материала соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению коммуникации. Для поддержания интереса учащихся, высокой их работоспособности на занятиях используются познавательно-дидактические игры, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать учебный материал. Программа модуля «Основы речевой коммуникации» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности, выполнения проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы с информацией.

Практическая значимость.

Обучающиеся научаться структурированию восприятия содержания текста, умению выделять в нем микротемы, определять главную, существенную информацию и отсекать второстепенную. Школьники будут формировать продуктивные коммуникативные умения: определять тему, идею и проблему текста; отбирать нужные лексические и грамматические средства; сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла; связно и достаточно кратко передавать полученную информацию; умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи; умение аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Ведущие теоретические идеи.

Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты.

Изучение основ речевой коммуникации, позволит расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, культуру общения.

Ключевые понятия.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово. Виды речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.

Цель программы - сформировать целостное представление о специфике речевого взаимодействия людей в процессе их деятельности, а также навыки правильного использования языковых, логических, риторических и этических средств для эффективного свободного общениях в разных ситуациях.

Основные задачи:

- образоватеьные:

  • сформировать коммуникативную грамотность обучающихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
  • научить обучающихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- развивающие:

  • сформировать у обучающихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • развитие фонематического слуха и восприятия; умения различать на слух и правильно воспроизводить все звуки русского языка;
  • формирование логического и образного мышления, зрительного и слухового внимания, речи, памяти, воображения, аккуратности и усидчивости;

- воспитательные:

  • вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить обучающихся основным правилам и приемам эффективного поведения в различных ситуациях;
  • поддержать умение работы в команде.

Принципы отбора содержания.

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению.  

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.  Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, показывает возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Используются лекции с разбором конкретных ситуаций.

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения программы отражают:

- развитие самосознания учащихся;

- формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;

развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;

- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;

- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.

Предметные результаты включают коммуникативные показатели:

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования психологической компетентности;

- усвоение языковых норм русского языка;

- формирование представлений подростков о значении и законах конструктивного общения в школе, семье и будущей профессиональной деятельности;

- формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития.

Метапредметные результаты освоения программы включают:

обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;

- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

Работа с языковым материалом.

- Низкий уровень. Создание текста с помощью педагога или по образцу.

- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание об основных частях структуры текста, исправление грамматических и речевых ошибок.

- Высокий уровень. Ученик самостоятельно составляет и может рецензировать тексты.

Формы подведения итогов реализации программы: конференция, проект, игра, конкурс, защита проекта.  

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде итоговой аттестации (по окончанию освоения программы).

По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАОУ «Гимназия №1» г.Советска, правила внутреннего распорядка. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в  среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые. Педагог.

Материально-технические: проектор, компьютер, программное обеспечение. Видеоуроки. Фотоматериалы. Методические разработки занятий.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая

часть занятия

/форма

организации

деятельности

Практичес

кая

часть занятия

/форма

организации

деятельности

Самостоя

тельная подготов

ка

Формы аттеста

ции/

контро

ля

Раздел 1. Способы фиксации прочитанной и прослушанной информации

1.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования.

1

Семинар

Работа с текстами.

0

Устный опрос.

2.

Практическая работа № 1

1

Работа в группах

Практическая работа.

          0

Защита работ.

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

Семинар

Работа с предложениями и текстами.

0

Устный опрос.

4.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

Лекция

Работа с конспектом.

         0

Рефлек

сия.

5.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

2

Лекция (1ч.).

Деловая игра(1ч.).

0

Деловая игра.

6.

Практическая работа № 2.

1

Работа в группах

Конференция.

0

Конфе

ренция

Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности

7.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

Проект

Работа со словарями

0

Рефлек

сия.

8.

Практическая работа № 3.

1

Проект.

Защита проекта.

0

Защита проектов.

9.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Практическая работа № 4.

2

Семинар (1ч.)

Работа со словосочетаниями, индивидуальная работа (1ч.)

0

Семинар.

10.

Правописание корней.

1

Работа с конспектом.

Игра «Найди лишнее слово».

0

Игра.

11.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Практическая работа № 5.

2

Работа с таблицами (1ч.).

Работа с предложени

ями. Практическая работа (1ч.).

0

Рефлек

сия.

12.

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение. 

Практическая работа № 6.

2

Работа со схемами

(1ч.).

Практическая работа (1ч.).

         0

Деловая игра.

13.

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. 

Практическая работа № 7.

2

Работа со схемами.

Конспект (1ч.).

Ролевая игра(1ч.).

0

Ролевая игра.

14.

Правописание суффиксов. Морфология.

1

Мини-проект.

Защита проекта.

0

Защита проектов

15.

Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. 

Практическая работа № 8.

2

Семинар (1ч.).

Использование приема «Мозговая атака» (1ч.).

0

Семинар

16.

Правописание Н-НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. 

Практическая работа № 9.

2

Работа с алгоритмом (1ч.).

Практическая работа (1ч.).

0

Защита алгорит

мов.

17.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

Практическая работа № 10.

1

Работа со схемами и справочниками.

Практическая работа.

0

Рефлек

сия.

18.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Практическая работа № 11.

2

Работа с алгоритмом, со схемами (1ч.).

Деловая игра(1ч.).

0

Деловая игра.

19.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Практическая работа № 12.

2

Работа в группах (1ч.) .

Практическая работа (1ч.).

0

Демонстрация работы в группе.

20.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

Практическая работа № 13.

1

Семинар.

Игра «Найди лишнее слово».

0

Семинар.

21.

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

1

Конспект.

Исследовательская работа.

0

Рефлек

сия.

Раздел 3. Совершенствование навыков письменной речи

22.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Практическая работа № 14.

1

Лекция.

Составление конспекта. Практическая работа.

0

Индиви

дуаль

ный опрос.

23.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15.

1

Работа в группах.

Конференция.

0

Конфе

ренция.

24.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практическая работа № 16.

1

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

0

Индиви

дуаль

ный опрос.

25.

Анализ и корректировка сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

Работа в  группах.

Редактирование текста.

0

Демонстрация результатов работы.

Всего: 34 часа.

Содержание программы модуля

Раздел 1. Способы фиксации прочитанной и прослушанной информации – 7 ч..

Тема 1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования (1ч.).

Тема 2. Практическая работа № 1 (1ч.).

Тема 3. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч.).

Тема 4. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке (1ч.).

Тема 5. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические (2ч.).

Тема 6. Практическая работа № 2 (1ч.).

Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности – 23ч.

Тема 7. Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы (1ч.).

Тема 8. Практическая работа № 3 (1ч.).

Тема 9. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4 (2 ч.).

Тема 10. Правописание корней (1ч.).

Тема 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 5 (2ч.).

Тема 12. Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение.  Практическая работа № 6 (2ч.).

Тема 13. Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа № 7 (2ч.).

Тема 14. Правописание суффиксов. Морфология (1ч.).

Тема 15. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение.  Практическая работа № 8 (2ч.).

Тема 16. Правописание Н-НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.  Практическая работа № 9 (2ч.).

Тема 17. Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10 (1ч.).

Тема 18. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.  Практическая работа № 11 (2ч.).

Тема 19. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12 (2ч.).

Тема 20. Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). Практическая работа № 13 (1ч.).

Тема 21. Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности (1ч.).

Раздел 3. Совершенствование навыков письменной речи – 4ч..

Тема 22. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14 (1ч.).

Тема 23. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (1ч.).

Тема 24. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16 (1ч.).

Тема 25. Анализ и корректировка сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок (1ч.).

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сен

тябрь

02.09

13.30-14.15

Семи

нар

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирова

ния.

Каб.27

Устный опрос.

2

09.09

13.30-14.15

Работа в груп

пах

1

Практическая работа № 1

Каб.27

Защита работ.

3

16.09

13.30-14.15

Семи

нар

1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Каб.27

Устный опрос.

4

23.09

13.30-14.15

Лек

ция

1

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Каб.27

Рефлек

сия.

5

30.09

13.30-14.15

Лек

ция

1

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Каб.27

Рефлек

сия.

6

Ок

тябрь

07.10

13.30-14.15

Дело

вая игра.

1

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Каб.27

Дело

вая игра.

7

14.10

13.30-14.15

Конфе

рен

ция

1

Практическая работа № 2.

Каб.27

Конфе

рен

ция

8

21.10

13.30-14.15

Про

ект

1

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Каб.27

Рефлек

сия.

9

28.10

13.30-14.15

Про

ект

1

Практическая работа № 3.

Каб.27

Защита проектов.

10

Ноябрь

11.11

13.30-14.15

Семи

нар

1

Словосочета

ние. Виды связи слов в словосочета

нии.

Каб.27

Семинар.

11

18.11

13.30-14.15

Работа со словосо

чета

ниями, индиви

дуальная работа

1

Практическая работа № 4.

Каб.27

Индиви

ду

альный опрос

12

25.11

13.30-14.15

Работа с конспек

том.

1

Правописание корней.

Каб.27

Игра

13

Де

кабрь

02.12

13.30-14.15

Работа с табли

цами

1

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Каб.27

Рефлек

сия.

14

09.12

13.30-14.15

Работа с пред

ложе

ниями.

1

Практическая работа № 5.

Каб.27

Рефлек

сия.

15

16.12

13.30-14.15

Работа со схемами

1

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение. 

Каб.27

Устный опрос

16

23.12

13.30-14.15

Практи

ческая работа

1

Практическая работа № 6.

Каб.27

Деловая игра

17

Январь

13.01

13.30-14.15

Работа со схемами

Конс

пект

1

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. 

Каб.27

Устный опрос

18

20.01

13.30-14.15

Ролевая игра

1

Практическая работа № 7.

Каб.27

Ролевая игра

19

27.01

13.30-14.15

Мини-проект

1

Правописание суффиксов. Морфология.

Каб.27

Защита проекта

20

Фев

раль

03.02

13.30-14.15

Семинар

1

Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. 

Каб.27

Семи

нар

21

10.02

13.30-14.15

Исполь

зование приема «Мозговая атака»

1

Практическая работа № 8.

Каб.27

Рефлек

сия

22

17.02

13.30-14.15

Работа с алгорит

мами

1

Правописание Н-НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. 

Каб.27

Защита алгорит

мов

23

24.02

13.30-14.15

Практи

ческая

работа

1

Практическая работа № 9.

Каб.27

Рефлек

сия

24

Март

02.03

13.30-14.15

Работа со схемами и справоч

никами

1

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений.

Практическая работа № 10.

Каб.27

Рефлек

сия

25

09.03

13.30-14.15

Работа с алгорит

мом, со схема

ми

1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Каб.27

Рефлек

сия

26

16.03

13.30-14.15

Деловая игра

1

Практическая работа № 11.

Каб.27

Деловая

игра

27

23.03

13.30-14.15

Работа в группах

1

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Каб.27

Демонстрация работы  в группах

28

Апрель

06.04

13.30-14.15

Практическая

работа

1

Практическая работа № 12.

Каб.27

Рефлек

сия

29

13.04

13.30-14.15

Семи

нар

1

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

Практическая работа № 13.

Каб.27

Семи

нар

30

20.04

13.30-14.15

Конс

пект

1

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Каб.27

Рефлек

сия

31

27.04

13.30-14.15

Лек

ция

1

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Практическая работа № 14.

Каб.27

Индиви

дуальный опрос

32

Май

04.05

13.30-14.15

Работа в группах

1

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15.

Каб.27

Конферен

ция

33

11.05

13.30-14.15

Индиви

дуальная

работа

1

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практическая работа № 16.

Каб.27

Индивиду

альный опрос

34

18.05

13.30-14.15

Работа в группах

1

Анализ и корректировка сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Каб.27

Демонстрация резуль

татов

Организационно-педагогические условия реализации программы

Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее педагогическое образование.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете № 27 МАОУ «Гимназия №1» г.Советска. Кабинет оснащён всем техническим оборудованием, необходимым для проведения занятий кружка:

- проектор;

- системный блок;

- монитор;

- колонки;

- принтер.

Оценочные и методические материалы

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип создания устных и письменных текстов.

2.Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может по образцу самостоятельно построить текст для устного выступления или письменный текст.

 3.Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип создания текстов, может строить тексты без помощи педагога, может рецензировать чужие тексты.

Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:

-Теория;

-Практика.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-экранные видеолекции;

-видеоролики;

- информационные материалы, посвященные данной дополнительной  общеобразовательной программе.

По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве  отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;

-репродуктивный–учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-объяснительно-иллюстративный–дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-частично-поисковый–участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-практический (выполнение работ по образцам, планам);

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

-проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

-объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

-репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

-словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

-стимулирования (поощрения).

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

  1. https://studfiles.net/preview/2180101/page:5/

http://evolkov.net/learn/learning.basics/read.hear.write.speak.basics.html

Список литературы

Нормативные правовые акты

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5.Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196)

8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога и учащихся:

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
  2. Волгина Н. С, Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
  5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
  7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
  8. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.
  9. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
  10. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

     3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь.  

          – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

      5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

     7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа по предмету Социальная коммуникация 8 класс

Рабочая программа составлена для учащихся школы 8 вида  с тяжелыми нарушениями интеллекта....

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...

Рабочая программа по курску "Альтернативная коммуникация" 1-4 кл

Рабочая программа разработана на основе: АООП НОО.Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средст вербальной и альтернативной коммуникации...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...