Рабочая программа по предмету Социальная коммуникация 8 класс
методическая разработка (8 класс) на тему

Четверткова Ирина Александровна

Рабочая программа составлена для учащихся школы 8 вида  с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots._kommunikatsiya_8d.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                          Факс: (499) 248-46-62        E-mail: sk30@edu.mos.ru

           (499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

                ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001        

Рабочая программа по предмету « Социальная коммуникация»

для 8-д класса

Автор-составитель:

Четверткова Ирина Александровна

Москва, 2015

                                                     

                                     Пояснительная   записка.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации   учащихся с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. С большим трудом усваиваются ими навыки ориентирования в общественной жизни. Безусловно, большую помощь в успешной адаптации в общественной жизни  оказывают знания, полученные на всех школьных предметах, таких, как чтение, письмо, счет, но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации учеников  с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. Обучение протекает более эффективно, когда учащийся на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.

Практика и опыт показывает, что необходимо вырабатывать определенные правила поведения в школе и дома, в общественных местах, а так же формировать умение обращаться с просьбами, вопросами как к знакомым , так и посторонним людям в целях получения информации и оказания экстренной помощи. Акцент ставится на формирование умения использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач и участия в трудовой и общественно полезной деятельности, а так жеформировании эталонных качеств поведения и черт характера. Такое обучение осуществляется на уроках « Социальной  коммуникаци».

.

Цель:

- формирование у   учащихся элементарных предпосылок к овладению навыками  коммуникации, общения и культуры  поведения  в обществе.

Задачи:

- формировать элементарные практические   навыки  коммуникации;

 - формировать уважительное отношения к семье, городу, в котором

  проживают   учащиеся;

- формировать  элементарные модели безопасного поведения в условиях повседневной   жизни и в различных чрезвычайных ситуациях;

- учить правила дорожного движения;

- учить названия, назначение электробытовых приборов и правила пользования ими;

- учить телефоны экстренных вызовов;

- учить правильному общению по телефону;

- продолжать учить правила противопожарной безопасности;

- учить правила пользования транспортом и правила поведения в транспорте;

- знакомить с видами магазинов;

- продолжать формировать представления об основных общественных праздниках.

-учить  заботиться  о своём  здоровье.

Основной формой образовательного процесса является  урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся  со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники.

Распределение учебного материала в 9 классе представлено концентрически, с учетом познавательных и возрастных и коммутативных возможностей учащихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой знаний. Программа предусматривает необходимость  обязательного дифференцированного подхода к учащимся в обучении.

В программе предусмотрено разграничение материала на 3 уровня т.к. учитываются разные возможности учащихся по усвоению в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Если тема не усвоена учащимися, предполагается  выделение дополнительных часов для закрепления.

 Данная рабочая программа дополнена основными требованиями к базовым представлениям и умениям учащихся  3-х уровней развития.

Программа рассчитана  на 95 часов, 3 часа в неделю.

                  Содержание  программы

№№

Наименование разделов

Кол-во

час

21

Правила  противопожарной  безопасности

Пожар.  Причины возникновения.  Первая медицинская помощь. Эвакуация. Средства  огнетушения.

10

32

ПДД

Улица, перекресток, переход.  Светофор.  Назначение.

Дорожные знаки.  Переход .Виды .Опасные  ситуации в транспорте. «Беседа «Если я потерялся «.

18

43

 Правила  поведения дома.

Подъезд.  Лифт.  « Один  дома».  Телефон. Правила  пользования.  Телефоны  экстренных  вызовов. Электробытовые  приборы .Правила  пользования.  «Осторожно, лекарства».

18

54

Правила  поведения  на улице, на природе.

« Осторожно, незнакомец».  Правила  безопасности при общении с дикими и домашними животными. Ядовитые грибы. «  Осторожно, скользко».

16

65

Транспорт.

Виды транспорта .Правила  пользования транспортом.

Правила поведения в транспорте. Правила поведения на остановке.

5

76

Магазины.

Виды магазинов. Правила  поведения  в магазинах.

Д/И « Магазин».

3

87                    

      Здоровье и его защита.

Здоровый образ  жизни. Режим  дня. Профилактика травматизма. Профилактика простудных  заболеваний.

Полезные  витамины.  Опасные продукты.  Первая  помощь при ушибах, ссадинах.  Вредные и полезные привычки.

18

   8      

      Красные  дни  календаря.

  День  знаний . День учителя.

Беседа «Как люди отмечают Новый год».

8  Марта-  Мамин  день.

23  февраля-  День  защитника  Отечества.

1 Мая – День весны и труда.

9  Мая- День Победы.

10

       

                  Требования  к уровню  подготовки  учащихся:

2  уровень сложности ( обученности):

Учащиеся  под контролем учителя должны  знать/ понимать:

- знать основные правила дорожного движения;

- знать  названия некоторых основных электробытовых приборов, их назначение и правила пользования ими;

- знать телефоны экстренных вызовов;

- уметь правильно общаться по телефону с помощью взрослого;

- знать элементарные  правила противопожарной безопасности;

- знать элементарные  правила пользования транспортом и правила поведения в транспорте;

- знать  основные виды магазинов;

- иметь элементарные  представления об основных общественных праздниках.

                    3 уровень сложности( обученности)

           Учащиеся под контролем учителя должны знать/понимать:

- понимать   элементарные  правила дорожного движения с помощью учителя;

- узнавать телефоны экстренных вызовов  с помощью  учителя;

- уметь правильно общаться по телефону с  помощью учителя;

- понимать  элементарные   правила противопожарной безопасности с помощью  учителя;

- знать элементарные  правила пользования транспортом и правила поведения в транспорте  с помощь  учителя;

- знать  основные виды магазинов с помощью  учителя;

- иметь  элементарные представления об основных праздниках.

Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

         

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                Социальная коммуникация   (1  четверть)

3 ч/н,  24часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I  Улица.  ПДД.

1

Улица и её части: проезжая часть, тротуар

2

 Светофор. Назначение.  Виды.  Правила пользования.

3

Пешеходный переход. Виды переходов: наземный, подземный

4

Правила поведения на улице.

«  Если  я  потерялся?»

II Красные  дни календаря

5

День  знаний

6

День  учителя.

III

Правила безопасного поведения дома.

7

Телефон.  Назначение.  Правила  пользования.  Экстренные вызовы.

IV

Правила  противопожарной  безопасности.

8

« Что такое  пожар?».  Причины возникновения.

9

Первая  медицинская  помощь.

V

Правила  поведения  на улице, на природе.

10

Безопасность  при общении с насекомыми.

11

«  Осторожно, незнакомец».

12

Опасные  грибы.

VI

Здоровье  и его  защита.

13

Здоровый  образ  жизни.  Режим дня.

14

Профилактика  школьного травматизма.

15

Профилактика  простудных  заболеваний.

                         Социальная  коммуникация (2 четверть)

3 ч/н  ,  21 час

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I  Правила безопасного поведения дома.

1

Электроприборы.  Виды.  Назначение.

2

Правила безопасности при пользовании  электроприборами.

3

«Я  один  дома».  Правила  безопасного  поведения.

II  ПДД

6

Улица. Площадь. Названия улиц и площади вблизи школы.

7

Адрес школы.  Проезд от дома до школы.

8

Транспорт.  Виды.  Правила поведения в транспорте.

9

Правила поведения на остановке.

III    Наши  праздники

10

Новый  год. Обычаи.  Традиции.

IV

Правила поведения  на улице, на природе.

Живое  вокруг  нас. Берегите природу.

Поведение человека при разных  погодных  явлениях:  дождь, снег.

Одежда по сезону.

V

Здоровье  и его защита.

Полезные  витамины  и опасные продукты.

 Медицинская  помощь при ушибах, ссадинах.

Профилактика  детского  травматизма.

                       Социальная коммуникация   (  3  четверть)

3 ч/н ,  29часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I       Правила  дорожного  движения

1

Правила  пешехода.  Дорожные  знаки: Дети», «Остановка  общественного транспорта».

2

Опасные  ситуации в общественном транспорте.

3

Путь  из  школы  домой.

II

Правила  безопасного  поведения дома.

4

« Осторожно, лекарства»

5

«  Незнакомец звонит в дверь».

6

Как  могут  стать опасными домашние  предметы.

III

Наши праздники

7

День  защитника  Отечества

8

8  Марта.

IV  Правила  противопожарной безопасности  

9

Правила  поведения  при пожаре.

 10

Эвакуация.  Правила  поведения.

11

Средства  тушения огня.

V

Правила  поведения  на улице, на природе.

12

Безопасность на льду  весной.

13

«  Осторожно, скользко» .Правила безопасности на дорогах.

14

Поведение  человека  при разных погодных  явлениях:  снег

VI

Здоровье  и его  защита

15

Профилактика простудных  заболеваний.

16

Опасные  продукты.

17

Вредные  и полезные  привычки.

18

Профилактика  травматизма.

                        Социальная  коммуникация,  4  четверть

3ч/н,      (  22   часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

I Правила  дорожного движения

 4ч

1

Переходы.  Виды.  Дорожный  знак « Пешеходный  переход».

2

Правила  пешехода.

II

Правила  безопасного  поведения дома.

3

«  Если  ты  один  дома».  Правила  поведения.

4

Телефоны  экстренных  вызовов.

III        Наши  праздники

5

1   Мая-  День  весны  и труда.

6

9  Мая  -  День Победы.

IV

 Правила  противопожарной  безопасности.

7

Пожар.  Эвакуация  из  здания.  Правила поведения.  Вызов  пожарных.

V

Правила  поведения на улице, на природе.

8

Меры  безопасности  при общении с домашними  и дикими  животными.

9

Ядовитые  растения.

10

Безопасность при общении  с насекомыми.

VI

Здоровье  и его  защита

11

Опасные  ситуации  на воде. Спасательные  средства.

12

Труд  и отдых  летом.

Формы и средства контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся

Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  Задания  выполняются самостоятельно, с частичной или  с непосредственной помощью учителя.

По своему содержанию устные опросы могут быть:

        только опросы;

         опросы с заданиями.

    Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала

Критерии оценивания знаний и умений учащихся :

•  Оценка "5" ставится, если всё  задание выполнено учащимся самостоятельно;

•  Оценка "4" ставится, если при выполнении задания учитель 2-3 раза исправлял ученика или помогал ему выполнить то или иное задание;

•  Оценка "3" ставится, если  выполнение задания проводилось совместно с учителем, т.е. сопряжено и непосредственно с его помощью.

         

                Список литературы:

- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М. Бгажноковой, - М., Владос, 200

-Володина  В.С. Альбом  по развитию  речи.  –М.,Росмэн, 2006.

-Харченко Е.А.Правила безопасного поведения дома.-Основа.2014.

-Чалая Л.Н.Правила безопасного  поведения во время отдыха.- Основа.2014.

Учебно- методические средства обучения:

  -  раздаточные  карточки «  Береги  здоровье»

  - раздаточные  карточки « Безопасное  общение»

-  тематические  плакаты

-  тематический  словарь «  Гигиена и здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....