Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
рабочая программа (5 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

Адаптированная рабочая программа

по предмету

 

«Социально-бытовая ориентировка»

 

для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_rab_pr_po_sbo_4l_16-17.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

 

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать1.JPG

Адаптированная рабочая программа

по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

на 2016-2017 учебный год

Составил учитель

Сурмак Евгения Михайловна


Адаптированная рабочая программа по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса создана на основе рекомендаций сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы" под редакцией И. М. Бгажноковой, издательства «Просвещение», 2013год (2 вариант).

Настоящая программа по СБО составлена для учащихся 4 класса со сложным дефектом с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем их знаний и умений. Все дети характеризуются усложненным комплексным нарушением физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

В программу включена игровая и практическая деятельность, предметные, дидактические, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры. Именно игра, практические занятия являются средством обогащения, уточнения, усвоения представлений, создают условия для освоения способов поведения, действия в определенных жизненных ситуациях.

Особое место на уроках отводится развитию речи, как средства общения. Широко используется прием закрепления знаний в рисунке.

Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. С большим трудом усваиваются ими усложненные навыки ориентирования в общественной жизни, умении пользоваться общественным транспортом, использовании табличек, объявлений, указателей. Эти навыки и умения тесно связаны с общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить не каждый ребенок с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. И не всегда продвижение в математике, чтении и письме соответствует успешной социальной адаптации обучающегося. Обучение протекает более эффективно, когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека. Такое обучение осуществляется по программе социально- бытовой ориентировки.

Цель обучения – сформировать у обучающихся определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

Программа по данному предмету строится таким образом, что многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт», «Торговля» и др.) воспитанники изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность учителю, с одной стороны, постепенно усложнять материал, с другой – постоянно повторять пройденное.

Распределение учебного материала является примерным и может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Представленное в программе по СБО содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной и тяжелой отсталостью.

Однако, для этой категории учащихся, нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Учащиеся могут овладеть следующими знаниями:

Я и моя семья

Улицы города. Правила уличного движения. Транспорт

Магазины. Организации общественного питания

Навыки общения и культуры поведения.

Культурные учреждения для отдыха учащихся

- своя фамилия и имя;

-свой возраст, адрес;

-фамилия, имя, отчество отца и матери имена ближайших родственников, степень их  родства.

-элементарные правила дорожного движения;

-виды транспорта, их назначение;

- варианты проезда от дома до школы и обратно;

-назначение частей улицы: тротуара, проезжей части, перехода; движение по тротуару.

- крупные объекты, расположенные вблизи школы;

-правила поведения на улице.

-правила поведения пассажиров в транспорте.

- виды магазинов, предприятий общественного питания, их назначение;

- правила поведения в магазине, столовой

- знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду;

-правила культурного поведения в общественных местах;

-основные формы благодарности, просьбы, извинения, приветствия, прощания.

Учащиеся могут овладеть следующими умениями:

Я и моя семья

Улицы города. Транспорт

Торговля. Организации общественного питания

Праздники

Культура общения

-  назвать свои имя, фамилию, отчество, место жительства;

-  называть имена, фамилии, отчества, место работы ближайших родственников;

- выполнять правила поведения в  семье.

- соблюдать правила дорожного движения;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- различать виды транспорта, их назначение.

- определять виды магазинов, предприятий общественного питания, их назначение;

- уметь убирать за собой грязную посуду

- соблюдать правила поведения в магазине;

- правильно ходить, стоять, сидеть; обратиться с вопросом, сообщением,

- передать просьбу, поручение товарищу, взрослому,

- выслушать речь взрослого; благодарить за помощь, за услугу;

- обратиться с просьбой к знакомому и незнакомому человеку;

-уметь употреблять основные формы благодарности, просьбы, извинения, приветствия, прощания;

- соблюдать правила культурного поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, на прогулке.

В соответствии с особенностями психической деятельности учащихся с нарушением интеллекта, выраженностью нарушений опорно – двигательной сферы, сочетанностью с другими психическими расстройствами требования к оценке представлены 2-ым уровенем общеобразовательной программы — минимально необходимый, что предполагает удовлетворительное(3) усвоение основных разделов программы. Оценка неудовлетворительно (2) не ставится, т.к. она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Оценка деятельности ребенка на уроке должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе их приобретения. Назначение оценки вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.


Календарно-тематическое планирование  уроков по СБО

в 4 Л классе (класс со сложным дефектом)

1 триместр

10 часов

Название темы, раздела

Кол-во урок

Дата

Уход за обувью. Средства по уходу за обувью.

1

1.09

Практические действия по уходу за собственной одеждой (стирка носков, чистка брюк).

1

8.09

Обучение детей узнаванию и номинации продуктов питания, которые можно употреблять после покупки в магазине без специальной обработки (хлеб, творог, колбаса).

1

15.09

Обучение детей узнаванию и номинации продуктов питания, требующие специальной обработки, которые нельзя употреблять в сыром виде (мясо, свежая рыба, крупы, макароны, картофель).

1

22.09

Мое место жительства. Выучивание с учащимися адреса, указанного на карточке-памятке.

1

29.09

Упражнения на определение места (карман, рюкзак, бейдж) карточки-памятки, на которой указаны фамилия и имя ребенка, его адрес и телефон. Обучение учеников обращаться с просьбой к милиционеру («Я заблудился»).

1

13.10

Моя семья. Члены семьи и их имена (Это мама, ее зовут…). Узнавание на фотографии членов семьи.

1

20.10

Поведение в семье. Обучение учащихся вежливому обращению к членам семьи.

1

27.10

Отработка алгоритмов поведения в семье: обращение с просьбой к маме, извинение за проступок.

1

3.11

Алгоритм последовательных действий во время утреннего туалета.

1

10.10

11 триместр

12 часов

Название темы, раздела

Кол-во урок

Дата

Пешеходный переход. Зеленый сигнал светофора на пешеходном переходе.

1

24.10

Упражнения на узнавание сигналов светофора. Действия пешехода при смене сигналов.

1

1.12

Практическое занятие «Я учусь быть пешеходом».

1

8.12

Магазины, в которых продают продукты.

1

15.12

Наименования магазинов и продовольственных отделов (гипермаркет, супермаркет, молочный отдел, мясной, хлебобулочный, овощи, фрукты).

1

22.12

Ассортимент продуктов в специализированных отделах магазинов.

1

29.12

Посуда для приготовления пищи. Правила ухода за ней.

1

12.01

Посуда для приготовления различных блюд (кастрюля, сковорода, сотейник).

1

19.01

Предметы, которые используют в подготовке продуктов питания к термической обработке.

1

26.01

Обучение технологии мытья посуды по технологической карте.

1

2.02

Специальные средства для мытья посуды (губка, гель для мытья посуды, чистящий порошок, щетки).

1

9.02

Практические действия: мытье посуды.

1

16.02

111 триместр

12 часов

Название темы, раздела

Кол-во урок

Дата

Уют в доме. Предметы, которые делают комнату красивой.

1

2.03

Практические действия по проведению влажной уборки комнаты (класса) (вытирание пыли в шкафах, на подоконниках). Последовательность влажной уборки.

1

9.03

Средства, необходимые для влажной уборки помещения.

1

16.03

Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи.

1

23.03

Упражнения в назывании или показе на пиктограммах своих обязанностей дома.

1

30.03

Правила поведения в школе. Взаимодействие со старшими (учителями, нянечками и другими работниками школы).

1

6.04

Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

1

20.04

Правила поведения в транспорте. Оплата за проезд.

1

27.04

Виды оплаты за проезд: билет, выдаваемый кондуктором (разовый талон), жетон, единый проездной билет, магнитная карточка.

1

4.05

Практическое занятие «Поездка в транспорте».

1

11.05

Диалог покупателя с продавцом.

1

18.05

Ролевая игра «Магазин».

1

25.05

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы//Под ред. И.М. Бгажноковой/.- М., ВЛАДОС, 2010. о

2. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.пособие. Авторы: А.Р. Маллер,  Г.В. Цикото. -  М., Издательский центр «Академия», 2003.

3. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б.Баряевой/. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2007.

4. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / Под. ред. М. Пишчек/ - СПб.: Издательство «Речь».- 2006.

5. Уроки доброты. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для учителей, воспитателей, родителей. – ООО «Ранок», 2007 год;

6. Уроки вежливости. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для учителей, воспитателей, родителей. – ООО «Ранок», 2007 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 9 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс

Рабочая программа адресована в помощь учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) спеиальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для учащихся 9 класса (ГУО)

Данная рабочая программа разработана для учащихся 9 класса с глубокой умственной отсталостью....