Одарённые дети
рабочая программа по русскому языку

Бугаёва Елена Владимировна

Программа "Одарённые дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

п. Целина

Целинского района Ростовской области

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

( срок реализации 5 лет)

 

        

        Учитель _____Бугаёва Елена Владимировна ________________

                                                                  (фамилия, имя, отчество)

Пояснительная записка

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Индивидуальная программа учителя русского языка и литературы по работе с одарёнными детьми нацелена на одарённых учащихся 7-11 классов. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по лингвистике, по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Учащиеся зачастую слабо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.  

Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению различного рода задач, способных созидать новое в различных сферах деятельности. Возникает необходимость в мерах активизации работы с одаренными детьми, увеличения уровня заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии данной категории детей. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Возникает необходимость в организации воспитания ребенка с младенчества и на всем протяжении обучения таким образом, чтобы, имеющиеся у него задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее, в первую очередь, которыми природа одарила его в наибольшей степени.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигаетсяидея о создании единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая будет обеспечиватьэффективные условия развития ученика-исследователя в самом широком смысле. Исследовательская позиция определяется не только подходом к практическомупознанию наук, но и окружающему миру и самому себе.Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно- ориентированные технологии обучения. Педагогическая поддержка - основополагающий процесс личностно-ориентированного образования, обеспечивающий условия для саморазвитияличности ребенка.

Программа эта актуальна, потому что в настоящее время система образования, педагогическая наука во всем мире переживают периодосмысления философских оснований образования, стратегических направленийразвития образования, общих целевых установок, методов и средств их достижения.Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим исоциальным развитием современного общества, когда информация стала главнымпродуктом цивилизованного общества. Умение работать с информацией жизненноважно для любого специалиста. Оно равноценно владению современнымитехнологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой деятельности. Раскрытие творческих способностей обучаемых - ныне доктринальная установка.

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых учащихся 6-7 классов в области филологии.

Задачи:

       1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 7-11 классов.

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных учащихся 7 - 11  классов  в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.
  4. Обеспечить участие одарённых учащихся  в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.

При реализации  направлений программы применяются различные формы и методы.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия,  лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная,  презентация, защита творческого проекта и другие.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные:  кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  рассчитана на 5 лет (с 7 по 11 класс).

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы.

Этапы  и сроки реализации

Организационный этап (сентябрь - октябрь)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми,

работа педагога с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.

Практический этап (ноябрь  - апрель)

Данный этап предполагает:

реализацию     программы   по работе  с одаренными учащимися;

расширение  форм работы с одарённым учащимся.

Обобщающий этап (май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями,

распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей

работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.

Результатом  реализации программы должно стать положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в:

  1. предметных олимпиадах;
  2. интеллектуальных конкурсах.

Учебно-тематический план на год

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

13

5

8

2

Исследовательская деятельность учащихся

14

4

10

3

Интеллектуальные и творческие конкурсы

6

6

4

Заключительное занятие

1

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Формы организации учебного занятия

Творческие работы

Количество часов

1

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

Составление кроссворда, загадок, головоломок

1

2

Лексика.

Фразеология.

Практическое занятие.

Презентация, рисунки, плакаты

1

3-5

Морфемика.

Презентация и практические занятия.

Практическая работа

3

6-7

Морфология.

Лекция с элементами беседы и практическое занятие.

Составление вопросов викторины по теме

2

8

Синтаксис.

Практическое занятие.

Практическая работа

1

9-10

Стили  и типы текстов

Практическое занятие.

Творческий проект

2

11-12

Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.

Устный журнал, презентации, сведения о писателях.

Творческий проект, эссе.

2

13

Работа над эссе по произведениям писателей-классиков

Практическое занятие.

Эссе

1

14-15

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи. Реферат.

Практические занятия.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

       2

16-18

Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Практические занятия

Решение исследовательских задач. Написание рецензии.

3

19

Работа с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Критическая статья.

1

20-21

Этапы  выполнения  научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.  Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы.

Беседа, определение этапов работы.

Представление результатов работы

2

22-23

Изучение научной литературы по теме исследования.

Выполнение    практической    части исследовательской работы.

Анализ результатов. Выводы.

Беседа и практическое занятие, работа с критическими статьями.

Защита творческого проекта, презентация.

2

24-25

Понятие о старославянском языке.

Практическое занятие.

Демонстрация работ по теме

2

26-27

Исследовательская  работа «Интересные факты о старославянском языке»

Исследовательская работа

Защита научно-исследовательской работы

2

28

Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический проект.

Соревнование на выявление лучшего проекта.

Защита проекта

1

29

Конкурс «Проба пера».

Сочинение на свободную тему.

Сочинение

1

30-32

Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество»

Практическая работа на выбор.

Защита работы

3

33

Подведение итогов работы за год. Творческое задание.

Творческое задание.

Проект, инсценировка, эссе и др.

1

34

Итоговое занятие

Подведение итогов.

Обмен мнениями.

План на новый учебный год

1

Список литературы

  1. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
  2. Одаренные дети, Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
  3. Одаренные дети в детском саду и в школе, А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
  4. Развитие творческого мышления детей,  А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
  5. Проблемы одаренного ребенка,  М. Богоявленская ж/л «Обруч». 2005 г.
  6. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскомуязыку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004.
  7. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  8. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс

Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей  во внеурочной деятельности по географии. Мы часто  даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...

Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости

 Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...