Технологическая карта урока по русскому языку 7 кл.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Дроздова Анна Юрьевна

Как известно,  язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мираПоэтому именно на уроках русского языка можно выработать основные компетенции, необходимые учащемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_7_kl.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Предмет________  русский язык             класс_______7

Тема урока

Причастие как часть речи

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Формы, приемы, методы:

        парная

        фронтальная

        индивидуальная

Педагогические технологии

проблемно-диалоговая

Цель урока

                       1) образовательная: -определить совместно с учащимися, что такое причастие;

                                                - определить роль причастия в предложении;

                                                 -формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

                        2) деятельностная:  -развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

                                                -способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

                        3) воспитательная:  -формировать потребности к получению новых знаний;

                                                -воспитывать интерес к изучению русского языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

1. Познакомиться  с понятием причастие, грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностям

2. Отработать умения отличать причастие от других частей речи: прилагательных , глаголов.

3.  Тренироваться  в определении причастий по их признакам.

-познавательные:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное.

3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

- регулятивные:

1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.        

1. Воспринимать речь учителя и одноклассников.

2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Название технологических этапов урока,  их содержание.

Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)

Цель: проверка готовности рабочих мест;

организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Время: 1 мин

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку и тихонько садитесь.

- Ребята, мы с вами закончили повторение и продолжаем изучение морфологии и знакомимся с новой частью речи -это будет удивительная морфологическая единица, вокруг которой до сих пор не утихают лингвистические споры.

             Но сначала обратим свой взор в древнегреческую мифологию. (изображение кентавра на слайде).

            В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке.

А вот что это за «Кентавры»  есть в русском языке,  мы сегодня с вами и узнаем.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

1.Осваение  культуры общения, умение слушать другого.

2. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель:   обеспечить восприятие, осмысление новой темы; 

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Время: 2 мин

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся  к эпиграфу - высказыванию В. И. Даля:

Работа с эпиграфом.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного .

В.И.Даль

- Скажите, о какой морфологической единице пойдет речь и в чем ее особенность?  

Тема урока: Причастие как часть речи

(проблемный вопрос)- Что еще хотели бы вы узнать о причастии как части речи?

Сегодня мы познакомимся с  удивительной частью речи- причастием, а также узнаем его признаки.

Начнем составление кластера: (на доске)

             Причастие

Глагол        Прилагательное

Чтение эпиграфа.

- Речь пойдет о причастии, которое объединяет в себе признаки глагола и прилагательного.

-Грамматические, морфологические, синтаксические признаки причастия.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли.

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Знакомство с новым понятием «причастие» и первичными признаками причастия.

3. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Время: 2 мин

Начнем первое знакомство с причастием и Обратимся к Словарю урока и прочитаем определение причастия.

- Какую еще дополнительную информацию вы узнали из предложенного определения? –

Для определения морфологических и синтаксических  признаков нам необходимо решить ряд задач. Так наш урок станет немного похож на урок математики.

Дополним нашу информацию в кластере:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

Чтение определения причастия. Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

   -Причастие обозначает признак предмета по действию – это его грамматическое значение.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе нового материала.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятием  причастие.

2.Выделение грамматического значения приастия.

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи самостоятельно.

Время: 13 мин

Проблемная задача №1: Прочитайте следующее предложение:  Незнакомец  носил круглые очки, заклеенные скотчем  и только благодаря этому не разваливающиеся.

и решите предложенные задачи самостоятельно.

- Какие определения имеет сущ «очки»? на какой вопрос отвечают эти определения ? Что обозначают?

Существ. «очки» имеет 3 определения: «круглые, заклеенные и  разваливающиеся». Все они относятся к существительному «очки» и отвечают на вопрос : КАКИЕ?, т.е. обозначают признак.

Попробуем определить, чем выражены определения: В помощь вам будет наш словарь урока

Определение - круглые –отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета  - значит выражено прилагательным

Определение – заклеенные – отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию –это прич.

Определение – разваливающиеся – отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию –это прич.

Оцените свою работу после первого задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1-2 ошибки

«3»-допущено 3 ошибки

«2»- допущено 4-5 ошибок, задание не выполнено.

Вернемся  к кластеру:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Решите задачу №2:

- От каких глаголов образованы причастия, чем они отличаются?

- Причастия образованы от глаголов совершенного вида и несовершенного вида, следовательно и причастия  бывают совершенного несовершенного вида. 

Оцените свою работу после второго задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1 ошибки

«3»-допущено 2 ошибки

«2»- допущено 3-4 ошибок, задание не выполнено

Продолжим заполнять  кластер:

   Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу и выполняя синтаксический разбор предложения на доске.

Проблемная задача №1:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Прочитайте предложенное предложение

устно

2.Выпишите определения к сущ «очки»

Круглые, заклеенные, разваливающиеся

3. Докажите, что это однородные определение

Относятся к сущ, отвечают на вопрос-какие?, обозначают признак

4. Определите, чем выражены определения (по схеме: определение- вопрос-грамматическое значение – часть речи)

            Определение - круглые –отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета  - значит выражено прилагательным

Определение – заклеенные – отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию –это прич.

Определение – разваливающиеся – отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию –это прич.

 

Самооценка учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу..

Проблемная задача №2:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите от каких глаголов образовались причастия в предложенном предложении              (по схеме: прич-глагол)

заклеить

разваливаться

2.Чем отличаются эти глаголы

заклеить-сов.в

разваливаться-несов.в.

3. Сделайте вывод о связи причастий и глаголов, от которых они образованы.

1.отбразуются от глаг. сов. и несов.в.

2. причастия бывают сов. и несов. В.

Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

2.Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи в паре

Время: 13 мин

Сейчас приступим к решению следующей задачи в парах.

- Какой вывод можно сделать о причастии относительно глагола?

     - Причастия бывают прошедшего и настоящего времени; по совершению действия: действительные и страдательные; страдательные причастия образуют краткую форму.

Шкала оценивание:

 «5»-решены правильно 5 задач

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Вернемся  к кластеру:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Страд.\действ.

Наст.\прош.вр

Приступаем к решению задачи № 4.

Что мы можем сказать о причастии относительно прилагательного? – причастие имеет морфологические признаки прилаг: относится к сущ, изменяется по родам, числам, падежам.

Шкала оценивание:

 «5»-решены правильно 3 задачи

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.        Баллы:________

Завершаем составление кластера:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?        число

Сов.\несов.в.        падеж

Страд.\действ.        род

Наст.\прош.вр

 Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу.

        Проблемная задача № 3

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие +  сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Определите время. совершения действия.

1. прош вр

2.наст вр

3. В каком словосочетании предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие?  (залог)

1. кем-то  Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета 

2.сами Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета 

4. Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?

1.заклеен – из страд прич.

2. действит не образ кр.форму.

5. Сделайте вывод

1.причастия бывают прош и наст вр

2. страдательные и действительные.

3.страд. прич  образуют крат форму

 Взаимооценка в парах

Проблемная задача № 4

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие +  сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Укажите как согласуется причастие  и сущ «очки»  

число падеж (В.П., мн.ч.,)

3.Выпишите словосочетания:

- прич + сущ «Очки». Укажите глав. и зав слово

- прич + другое сущ . Укажите глав. и зав.слово

1.очки заклеееные

2.заклееные скотчем

1.очки не разваливающиеся

2.не разваливающиеся благодаря этому

3. Сделайте вывод

1. причастия изменяются по числам, падежам и родам

2. могут быть глав и завис словом в словосочетании

Взаимооценка в парах

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 2. Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения в паре, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов и прилагательных.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

Цель: сформулировать правило о причастии, обобщив и закрепив полученные знания. обеспечить осмысление новой темы

Время: 5 мин

Подведем общий итог решения наших проблемных задач, заполните карточку-информатор. 

Сверьте с ответом:

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая  совмещает в себе признаки  глагола .(время, вид, залог) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от глаголов наст и прош вр соверш и несовер вида..   

 Причастия могут быть страдательными и действительными.

        Страдательные причастия могут иметь полную и краткую формы.

Причастия в предложении обычно бывают определением и отвечают на вопросы: какой? Что делающий? Что сделанный?

Шкала оценивание:

 «5»-задача решена правильно или с 1 недочетом

«4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Проблемная задача № 5:   Заполните карточку-информатор.

        Причастие – это…..часть речи, которая  совмещает в себе признаки…..(время, вид, залог) и признаки….(изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от ………с помощью специальных суффиксов……… Причастия могут быть страдательными и ……………

        Страдательные причастия могут иметь полную и……формы.

Причастия в предложении обычно бывают ………и отвечают на вопросы: ……

Самооценка учащихся.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Обобщение и закрепления признаков причастия.

2.Составление определения  причастия.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6. Применение знаний и формирование умений и навыков. Цель: закрепить полученные знания.

Время: 6 мин

Выполним упр.59.

Спишите предложение, пользуясь опорным материалом, найти причастие, указав  его признаки.

      Осенью степи совершенно изменяются: выросшие во всю длину и вполне распустившиеся волокна ковыля колеблются мелкою серебрящеюся зыбью. (С.Аксаков)

Дайте характеристику встретившимся в предложении причастиям.

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.

Учащиеся характеризуют причастия, их признаки.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

2.Умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД:

1. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения и использование их в худ.тексте.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Время: 2 мин

     И завершить урок хотелось бы словами В.М. Ломоносова  о причастиях: 

"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…"

Какой смысл содержит это высказывание?

Поставьте себе отметку за урок  в зависимости от набранных на уроке баллов:

Если Вы набрали 25 -23 баллов – отметка за урок «5» -

 Если Вы набрали 22- 18 баллов – отметка за урок «4»

Если Вы набрали 17- 13 баллов – отметка за урок «3» -

От 12 баллов и ниже – отметка за урок «2»-        

Учащиеся знакомятся с высказыванием В.М.Ломоносова.

- Причастие – это особая морфологическая единица, которая сочетает в себе признаки других частей речи – глагола и прилагательного – и  таким образом позволяет сделать нашу речь более ёмкой и выразительной.

Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домащнее задание.

Время: 1 мин

1.Упр.53.(по заданию)

2. Напишите миниатюру на тему «Осенний листопад», используя причастия

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...