план конспект урока русский язык
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

разработка урока русского языка для 5  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5-м классе на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Тип: комбинированный урок.

Цели для учителя: повторить знания учащихся об имени существительном, полученные в начальных классах; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Цели для учащихся   развить понятие  о категории  одушевленности  и неодушевленности  имен существительных;  уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать познавательный интерес.

Планируемые результаты. Учащиеся научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, понимать их роль в речи, объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Оборудование: проектор, экран. таблицы, тест, текст.

ХОД УРОКА    I. Организационный момент  Приветствие. Добрый день, ребята. Улыбнемся друг другу. Начинаем наш урок.

II. Актуализация  Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест  1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес-                       Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас-                       Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з                 Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

А. О                            Б. Ё

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о                         Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о                          Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

А. И                            Б. Ы

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

А. И                            Б. Ы

III. Объяснение нового материала.  Слайд1

. Перечислите  живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке.

Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Что общего между этими словами? Какую часть речи они представляют?(сущ)Как мы можем доказать?  

Как называются существительные, которые отвечают на вопрос Кто?,  (живые) называются одушевленными  Как называются существительные, которые отвечают на вопрос Что?,  ( неживые) называются неодушевленными.

Делаем вывод и  определяем тему нашего урока. ( Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Цель ваша: познакомиться с понятием одушевленности и неодушевленности имен существительных
Рассмотрим таблицу «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». По ней мы видим, какие существительные относятся к одушевленным, какие - к неодушевленным.

Таблица             Одушевленные      неодушевленные имена существительные.

Одушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Названия предметов живой природы

Названия предметов неживой природы

 

Названия растений

Названия богов

Названия планет по имени богов

Названия мифических существ

 

Названия фигур в играх

 

Названия игрушек, механизмов, изображений человека

 

мертвец, покойник

труп

Из этой таблицы видно, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое», например игрушки неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное.

 В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями.

Давайте ребята просклоняем имена существительные    Ученики     столы  

 Скоро мы в этом убедимся, но до этого рассмотрим таблицу и запишем формулу определения одушевленности / неодушевленности существительных (в тетрадях записывается число, классная работа, тема).

 

Одушевленные

             Неодушевленные

Вопрос

КТО?

              ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

                 НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.  
(во МН.ЧИСЛЕ)

                  В.п. = И.п.
           (во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

Слова

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш. или неодуш. сущ.

Кукла

куклы

кукол

кукол

одуш.

Народ

народы

народов

народы

неодуш.

Труп

трупы

трупов

трупы

неодуш.

Мертвец

мертвецы

мертвецов

мертвецов

одуш.

    Учащимися делается вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к «живой» природе, но обладают одушевленностью.

Физкультминутка.

Руки к верху поднимите,  а потом их опустите. А теперь их разверните, И ксебе скорей прижмите, плечами поводите, головою покрутите, А потом быстрей , быстрей, хлопайте все веселей. Вновь за парту вы садитесь , с увлечением учитесь.

Работа по учебнику. Прочитаем правила.144упражнение 1часть устно, 4 задание письменно. Упражнение 145  по заданию.

Устно 147

IV. Закрепление темы. Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!  (По Д.Зуеву.)

Вопросы и задания к тексту:  Стиль, тип речи (Художественный, описание).

Словарная работа:

санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды

Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п. 
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

V. Работа со словами. Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О)      Ветеран (О)         Трамвай (Н)
Гирлянда (Н)    Дуб (О)                Шофер (О)
Плакат (Н)        Аппарат (Н)         Ровесник (О)
Катер (Н)          Почтальон (О)     Диспетчер (О)
Пиджак (Н)       Клоун (О)            Медведь (О)
Гроза (Н)          Сестра (О)            Мороз (Н)
Петух (О)          Юноша (О)          Ромашка (Н)
Народ (Н)         Ворона (О)           Метель (Н)

VI. Домашнее задание: 

1.140 упражнение, (какие одуш и неодуш), 2 150 упражнение 1-3 абзац выписать ,вставляя буквы,3 сочинить  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.  Рефлексия.  Я понял… Для меня новое…

– Спасибо за урок. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой и В.В. Львова на тему: «Красота и богатство родного языка».

План-конспект описывает организацию деятельности преподавателя во время урока русского языка и позволяет обеспечить формирование представления о красоте и богатстве русского языка, об особенностя...

План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".

Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дида...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...