Деепричастие.Электронное пособие. 7 класс
электронный образовательный ресурс по русскому языку (7 класс)

Наприенкова Светлана Сергеевна

Пособие состоит из нескольких разделов( "Деепричастие как часть речи", "Деепричастный оборот и его обособление", "Раздельное написание НЕ с деепричастиями", "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"), имеет инструкцию и дополнительный раздел со скороговорками и нормами акцентологии. Пособие предлагает учащимся вести график успеха( представлен в конце). 

В каждом разделе представлена теория, даны упражнения для тренировки и тест для проверки знаний. Пособие предполагает индивуальную работу учащихся с последующим обсуждением с учителем или в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnoe_posobie.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Электронное пособие 7 КЛАСС Деепричастие

Слайд 2

В рабочей тетради указывай свои ответы. Сверяй ответы с правильными. Создай график своих успехов, отмечая свои достижения и промахи. Возвращайся к теории и заданиям, пока не разбёрешься в теме. Если у тебя возникли проблемы или ответ не указан –обращайся к учителю. Инструкция

Слайд 3

Добро пожаловать в страну Морфология! Здравствуй! Я Звёздочка. Этой осенью я рада приветствовать тебя в Морфологии! Поехали в Деепричастный край!

Слайд 4

Карта деепричастного края Деепричастия совершенного и несовершенного вида Деепричастный оборот и его обособление Раздельное написание НЕ с деепричастиями Деепричастие как часть речи Край составляют четыре города Речевой остров

Слайд 5

Теория тренируйся Пройди тест Деепричастие как часть речи К карте

Слайд 6

Теория

Слайд 7

Признаки у деепричастия других частей речи ? Какому члену предложения деепричастие подчиняется ? На какие вопросы отвечает ? Синтаксическая роль деепричастия -? Ответь письменно на данные вопросы:

Слайд 8

1. Найдите среди данных слов деепричастия: Кликни на верные ответы Решал Решив Решаю Решая Подумай ещё Подумай ещё Решив, решая

Слайд 9

Волны несутся, гремя и сверкая. Ф.И. Тютчев 2.Какое слово (слова) выражает (выражают) добавочное действие к значению сказуемого? Если в ответе больше одного слова, пиши через запятую и пробел. Твой ответ: Гремя, сверкая

Слайд 10

Признаки каких частей речи свойственны деепричастию? Признаки глагола и наречия

Слайд 11

1) деепричастие в предложении бывает обстоятельством 3) деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав ? 2) деепричастие может быть только настоящего времени 4) деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом Укажи неверное суждение: 2

Слайд 12

Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Какому слову подчиняется деепричастие ? Докажи, обозначив главное слово.

Слайд 13

Отвечай на пять вопросов письменно, далее будут даны ответы в столбик. Сверься с ними. Тест

Слайд 14

1. Укажите строку, в которой все слова деепричастия 1) висевший, размахнувшись 4) падающего, пролетев 2) покинуты, читая 3) пролетев, говоря

Слайд 15

2. Укажите неверное суждение 1 . деепричастие совмещает признаки глагола и прилагательного 3. деепричастие совмещает признаки глагола и наречия 2. деепричастие не имеет времени 4.деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида

Слайд 16

1. Вид, время, лицо, число 3.Какими грамматическими признаками обладает деепричастие? 2. Только не изменяется 3. Вид, возвратность/невозвратность, неизменяемость

Слайд 17

1. Отдохнув, он собрался уходить. 4.Укажи предложения с деепричастием 2. Увлечённые, мы позабыли обо всём. 3. Кто-то, испугавшись, уронил бинокль. ( Ю.Олеша . Три толстяка)

Слайд 18

Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула кора. (Афанасий Фет) 5.Найди в тексте деепричастие и выпиши цифру соответственно , сжимаяся, 1. учись 2. застыли 3.сжимаяся

Слайд 19

3 1 3 1,3 3 Ответы

Слайд 20

МОЛОДЕЦ!! Поезжай в следующий город!

Слайд 21

Деепричастный оборот и его обособление тренируйся Теория Пройди тест К карте

Слайд 23

Ответь на вопросы письменно Деепричастный оборот- это…. Что обозначает деепричастный оборот Обособляется ли деепричастный оборот ?

Слайд 24

снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Найди деепричастный оборот, кликнув на него Блестя на солнце,

Слайд 25

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. (Александр Пушкин.) Найти в тексте деепричастный оборот и кликни на него

Слайд 26

Подходя к лесу, мне стало холодно. Отмечая Праздник в загородной зоне, призываем вас быть аккуратнее. Позвонив по этому телефону, нам никто не ответил. Слушая эти истории, меня охватило возмущение Перестрой предложение так, чтобы деепричастный оборот употреблялся правильно

Слайд 27

Правильный ответ Отмечая праздник в загородной зоне, будьте аккуратнее. Позвонив по этому телефону, мы не дождались ответа. Подходя к лесу, я ощутил холод. Слушая эти строки, я возмущался.

Слайд 28

Составь два предложения с деепричастным оборотом. Покажи результат учителю.

Слайд 29

1. Запятыми 2. Не выделяется 3. Тире и запятой 4. Точкой с запятой Как деепричастный оборот выделяется на письме?

Слайд 30

1. Мальчики, переплыв речку, оказались на другом берегу. 2. Чтобы быстрее добраться до леса, мы пошли короткой дорогой. 3. Петя прекрасно говорит по-английски. 4. Мой папа любит делать из дерева разные фигурки. В каком из предложений используется деепричастный оборот?

Слайд 31

1. Путники любуясь окружающей природой, шли вперед. 2. Кузнец, проживающий в соседнем городе, выковал сбрую. 3. Прочитав, эту книгу, я узнал много нового. 4. Дети, играя в футбол, случайно забросили мяч к соседям. В каком из вариантов деепричастный оборот правильно выделен запятыми?

Слайд 32

1.Мы смотрели новогодний фильм, украшая елку. 2. Таня надела платье, расшитое лентами. 3. Сидя на стуле, Аня читала книгу. 4. Закончив лекцию, учитель собрал книги. В каком из вариантов используется не деепричастный, а причастный оборот?

Слайд 33

1. Решив задачу, Петя получил хорошую оценку. 2. Приготовив овсянку, у нее был полезный завтрак. 3. Почистив обувь, Катя убрала ее в шкаф. 4. Переписав задание, он убрал тетрадь в рюкзак. В каком из вариантов приведено неверное употребление деепричастного оборота в предложении?

Слайд 34

Ответы 1 1 4 2 2

Слайд 35

МОЛОДЕЦ!! Поезжай в следующий город!

Слайд 36

тренируйся Теория Пройди тест Деепричастия совершенного и несовершенного вида К карте

Слайд 37

Если кратко…

Слайд 38

Если не понимаешь чего-то, обсуди с учителем или в классе. Далее показан более сложный вариант, возможно, что-то ты увидишь впервые.

Слайд 39

Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым). Они отвечают на вопрос что делая? Например: Он шел, напевая какую-ту песенку . Деепричастия несовершенного вида обычно образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а (-я ). Например: бегают – бегая, кричат – крича, улыбаются – улыбаясь . От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса - учи : будучи. ИСКЛЮЧЕНИЕ : Не от всех глаголов несовершенного вида можно образовать деепричастия. Так, не образуются деепричастия несовершенного вида от глаголов: на – чь и на – нуть ( стричь, ткнуть ) и от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных ( пьют ; рвут ). Деепричастия несовершенного вида

Слайд 40

Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия, которые предшествуют другому действию или следуют за ним. Они отвечают на вопрос что сделав ? Например: Он вышел, попрощавшись. Он вышел, хлопнув дверью. Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы инфинитива или прошедшего времени глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, - ши . Суффиксы –в и –вши присоединяются к основе на гласный ( сказал – сказа в , улыбнулся – улыбну вши сь) . Суффикс – ши присоединяются к основе на согласный ( испек – испек ши , постригся – постриг ши сь). Деепричастия совершенного вида

Слайд 41

Обобщим в таблице

Слайд 42

Крича, действуя, примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь. Составь таблицу «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Распредели деепричастия в таблицу Совершенный вид Несовершенный вид

Слайд 43

Правильный ответ Совершенный вид Несовершенный вид Примчавшись Крича Столкнувшись Действуя найдя Идя пройдя Вертясь Умывшись Смотря Окрикнув Вглядываясь К теории

Слайд 44

Замирать плакать чувствовать Безмолвствовать наслаждаться расстилаться. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Слайд 45

Замирая плача чувствуя безмолвствуя наслаждаясь Правильный ответ К теории

Слайд 46

Это полезно знать Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям. Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе. Прочитай текст и выпиши деепричастия сов.в и несов.в в два столбика

Слайд 47

Совершенный вид Несовершенный вид Здесь ты можешь выписать деепричастия двух видов Покажи ответы учителю.

Слайд 48

Михаил Лермонтов «Мцыри» Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. И беден был её наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Найди в тексте деепричастия. Укажи их вид. Объясни свой выбор Твой ответ:

Слайд 49

Держа, смеясь, откинув (несовершенный вид) Ответ:

Слайд 50

1. Блгодаря участию ферментов происходит сложный процесс разложения. 2. Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря природу за солнечный день. Найди деепричастный оборот и укажи его вид

Слайд 51

1. 2. Правильный ответ Выделенное слово- предлог; часть предложного сочетания благодаря чему. Вопрос к самому предлогу не задаётся. деепричастие, образующее деепричастный оборот с зависимыми словами. Вопрос задаётся от глагола деепричастию(что делая ? ). Вид – несовершенный. К теории

Слайд 52

1) Важно расхаживая по двору, гусь клевал зерна. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида 2) Он все говорил и говорил, раздражаясь все больше и больше. 3) Посмотрев по сторонам, я пошла дальше. 4) Собираясь в поход, не забудьте взять компас.

Слайд 53

Укажи неверное суждение 2) нахмурясь — деепричастие совершенного вида 3) деепричастие в предложении Я шел, улыбаясь солнцу является сказуемым 4) деепричастие в предложении Я шел, улыбаясь солнцу является обстоятельством 1) услышав — деепричастие совершенного вида

Слайд 54

Укажи неверное суждение 1) будучи — деепричастие 2) сбегая — деепричастие несовершенного вида 3) -а(-я), -в, -вши, - ши — суффиксы деепричастий совершенного вида 4) сбежав — деепричастие несовершенного вида

Слайд 55

Укажи деепричастие совершенного вида: 1. Дожидаясь. 2. Скользя 3. Затаив 4. готовясь

Слайд 56

Укажи вид деепричастий в стихотворении Совершенный вид Несовершенный вид Два вида. Текст для задания – далее.

Слайд 57

ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре !

Слайд 58

3 3 3 3 2 Ответы

Слайд 59

МОЛОДЕЦ!! Поезжай в следующий город!

Слайд 60

тренируйся Теория Пройди тест Раздельное написание НЕ с деепричастиями К карте

Слайд 61

Как правило, НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Не успевая ответить, не желая слушать, не решив задачу. Слитное написание НЕ деепричастиями: Если деепричастие не употребляется без НЕ (недомогая, негодуя, недоумевая) ; Если деепричастие образовано от глагола с приставкой недо - и имеет значение неполноты, недостаточности (недослышав, недоплатив, недосчитавшись) . Нужно различать деепричастия с приставкой недо - и деепричастия с частицей не и приставкой до -. Не достигнув цели, он все бросил . Запоминай!

Слайд 62

Выпиши случаи слитного и раздельного написания в тетрадь

Слайд 63

Гром грохотал (не)переставая. (К. Станюкович.) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А. Чехов.) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не)жалея сил (не)отдыхая. (Б. Полевой.) (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (с. Акимов.) Раскрой скобки и вставь пропущенные запятые, если они нужны

Слайд 64

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. 2.Не досмотрев за ребёнком, няня горько плакала. 3. Не накормив лошадь, далеко не уедешь. Укажи предложение, в котором нарушена орфографическая норма 2

Слайд 65

(Не) зная броду, (не) суйся в воду. 2. (Не) убив медведя, шкуры (не) продашь. 3. (Не) истовствуя от досады, Николай (не) мог промолчать. В каких предложениях во всех случаях НЕ со словами пишется раздельно? 1,2

Слайд 66

(не) годуя , ( не )задумываясь, (не)говоря, (не)дыша, (не) навидя , ( не ) подготовясь , ( не )доделав Выпиши слова в два столбика: со слитным написанием и с раздельным

Слайд 67

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. (Александр Пушкин.) Выпиши деепричастия с не

Слайд 68

А. (не) годуя Б. (не) доумевая В. (не)говоря Г. (не)сказав Укажи вариант ответа с раздельным написанием. 1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

Слайд 69

Ты справишься! Впереди тест!

Слайд 70

1.Если у деепричастия есть зависимые слова 2. Если деепричастие образовано от глагола, не употребляющегося без НЕ 3. Если перед деепричастием стоят слова вовсе не , отнюдь не , далеко не 4. Если деепричастие образовано от глагола с приставкой недо - При каких условиях НЕ с деепричастиями пишется слитно?

Слайд 71

1. (не) отблагодарив - пишем раздельно 2. (не) дооценив - пишем слитно 3. (не) прочитав - пишем слитно 4. (не) засыпая - пишем слитно 5. (не) искупавшись - пишем раздельно Укажи верные варианты написания

Слайд 72

(не) подумав 2. (не) довыполнив 3. (не) узнав Найди "третье лишнее"

Слайд 73

(Не) думая о вчерашнем, Степан направился к заброшенной стройке. Полина, (не) навидя себя за трусость, вышла из кабинета администратора. (Не) испугавшись, Васёк продолжил свой путь. Даша взяла сумочку и, (не) смотря на сестёр, вышла из комнаты. Укажи предложения, в которых НЕ с деепричастиями должно писаться раздельно

Слайд 74

3 2,4 1,2,5 2 1,3 Ответы

Слайд 75

Для тебя – сюрприз! Я была рада видеть тебя в нашем крае и, прежде чем отправиться дальше по стране, ты можешь посетить наш знаменитый остров Речевой!

Слайд 76

Готовясь к уроку, перпендикуляры рисуют без транспортиров. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Речевой остров Скороговорки Произношение должно быть не только быстрым, но и чётким!

Слайд 77

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв , задАв , залИв , занЯв , запИв , исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв ) , начАв , поднЯв , пожИв , полИв , положИв , понЯв , предАв , предпринЯв , прибЫв , принЯв , продАв , проклЯв , пролИв , пронЯв , пропИв , создАв . Ударения

Слайд 78

График успеха Далее представлен пример графика твоих успехов. Перерисуй в тетрадь график со следующей страницы и заполняй его, отмечая количество верных ответов. Если что-то не получается – тренируйся снова.

Слайд 79

Твой прогресс Если видишь плохой результат – вернись и потренируйся ещё! К карте

Слайд 80

ресурсы https://multiurok.ru/files/test-po-teme-deeprichastie.html https://testschool.ru/2018/12/03/test-po-russkomu-yazyiku-deeprichastie-7-klass/ https://diktory.com/skorogovorki.html https://egerus.ru/prepare/context/orfoepica_new.html https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zadaniya_na_deeprichastiya_133952.html https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/54-deeprichastie-test.html

Слайд 81

Сведения о создателе Студентка 4 курса НФИ КемГУ Наприенкова Светлана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Тема: "Комплекты пособия по теме: "Лоскутная мозаика". Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения."

Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического применения....

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...