Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

лексика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalh_gul2.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Цель урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учиться находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.

Задачи:

Образовательная: выработать навыки по  выявлению  признаков однозначных и многозначных слов.

 Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, умения подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работа над расширением словарного запаса учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку, самостоятельность в учебной работе

Тип урока: Открытие новых знаний  

Форма урока: урок-исследование

 Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, компьютер, проектор, карточки.

Ход урока

  1. Орг момент. Здравствуйте, садитесь. (проверить отсутствующих)

 У нас сегодня гости.

           Не стесняйтесь, отвечайте, работайте как всегда. Я желаю вам успехов в изучении нового материала.

         Запишем число

---   Декабрь- это такой месяц, который есть много праздников.

Отмечаем новый год, всех поздравляю с наступающим праздником.  

  1. Опрос домашнего задание. И так что было задано на дом?
  2. Изучение нового материала

Я предлагаю начать нашу работу с повторения

Давайте сначала вспомним что такое лексика: Лексика- это словарный состав языка.

А что такое лексическое значение?

 Молодцы!

Работа по теме урока.

В русском языке есть слова, называющие только один какой- либо предмет, например: брюки, торт

Такие слова называются однозначными.

- Значить, слова, которые имеют одно лексическое значение называются однозначными.

- А слова, которые имеют несколько лексических значений называются многозначными, например: ручка имеет несколько значения.

- Как называется предмет который мы пишем? ( ручка)

- Как называется это часть кресла?

- Как называется приспособление на двери?

Молодцы, слова ручка имеет несколько значения:

  1. Шариковая ручка
  2. Ручка кресла
  3. Дверная ручка

-Сделайте вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.

 (слова, которые имеют одно лексическое значение, и слова, которые имеют несколько лексических значений)

-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А несколько?

- Определите тему нашего урока. (Однозначные и многозначные слова)

- Запишем  тему в тетради. ( Однозначные и многозначные слова.)

-Где можно  узнать, является ли слово однозначным или многозначным?

 ( нужно обратиться к толковым словарям)

-Откройте Толковый словарь  в учебнике и приведите пример многозначных и однозначных   слов;  посмотрите, как оформляется многозначное слово в словаре.

(Разные  лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.)

Молодцы!  А сейчас предлагаю вам поработать в парах.

                                 Работа в паре

Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Перед вами слова  шляпка, кисть, договор, старый, плохо, мираж, лететь, мир, конкурс, телеграмма,

               Распределите слова на две колонки

Однозначные

многозначные

Договор

Мираж

конкурс

телеграмма

Кисть

Шляпка

Старый

Мир

Лететь

Плохо

Сделайте вывод:  слова  каких частей  речи могут быть многозначными?

И работать продолжаем.

Для закрепления материала выполните упр.707 из учебника.

В Каких же значениях может употребляться  слова «СЛОВО» ?

-Проверьте!

Толкование слова – лексическое значение;

Решающее слово _ вывод;

Сдержать слово_ выполнить обещание;

Дар слова _ речь, способность говорить;

Предоставить слово _ право выступить публично, дать выступить.

 -Придумайте предложение , используя словосочетание «предоставить слово»

Оцените свою работу и поставьте себе оценку.

                                Групповая работа

  Я даю листок с  зданием.

1 гр. – Исследует слово ножка;

2 гр.– исследует слово корень;

3 гр – исследует слово ручка.

Работать будем по плану:

1. Запишите слово, определите часть речи, выделите орфограмму.

2. Перечислите известные вам значения слова

3. Проверьте свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)

     4. Составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.

5. Сделай вывод (устно).

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то сходные между собой.

- Наш урок подошёл к концу.

Сделайте вывод, какие слова называются однозначными, а какие многозначными.

РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  • я научился ...
  • было интересно
  • было трудно ...
  • могу похвалить себя за то, что ...
  • могу похвалить одноклассников за то, что ...
  • больше всего мне понравилось ...
  • мне показалось важным ...
  • для меня было открытием то, что ...

Дом Задание.  Упр. 717.

-Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка....

Однозначные и многозначные слова

Урок русского языка в 5 классе...

Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс

Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....

Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....