Внеклассное мероприятие "Береги свой язык"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Евсеева Римма Камильевна

мероприятие посвящено Международному языку родного языка. Разработано и проведено в 7 классе, где учатся дети мари, татары, русские, узбеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka_v_7_klasse_2016.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Учитель:  Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие  ученики!   Исәнмесез!

                  Салам лийже!  Хорманг эндисиз! (                                                      )

                  Я не просто так поздоровалась с вами на разных языках.

                 Сегодня мы проводим с вами мероприятие, посвященное  Международному дню русского языка,  провозглашенного  Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Это день отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

     И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия.

Наша с вами задача – поговорить о языках, носителем которых являемся мы с вами.

Итак, начнем. Для начала разделимся на команды. Места уже готовы, но вы еще не знаете, как  будут распределены команды.

  1. Александрова Елена 1
  2. Алексеева Элина      3
  3. Архипов Феликс 2
  4. Вассаева Антонида 3
  5. Васильева Диана 4
  6. Гадельзянов Айрат 3
  7. Евсеева Валентина 2
  8. Зилова Татьяна 3
  9. Иванов Максим 3
  10. Макарова Ксения 1
  11. Максимов Никита 2

12.Маландина Адриана 4

13Митрофанов Данила 4

14  Михайлов Сергей 2

15. Митрофанов Кирилл 1

16. Николаев Алексей 1

17. Никодимова Валерия 3

18. Оразаев Богдан 1

19. Оразаев Константин 2

20. Семенов Максим 4

21. Сергеев Андрей 4

22. Сергеева Екатерина 1

23. Сидорова Мария 2

24. Павлов Дмитрий 3

25. Петров Илья 4

26. Файзуллоев Азизбек 2

Для этого мы используем список класса. Вы получите номера, которые соответствуют номерам ваших команд. Занимайте свои места.

У нас образовалось 4 команды. Перед вами таблички – названия команд.  Первая задача – ПОЧЕМУ команды так названы? Вопрос на вашу сообразительность.

Команда № 1 – «Русский  язык»

Команда №2-    «Жигарбанд тил»

Команда №3 -  «Туган тыл»

Команда № 4 – «Шочмо йылме»

Правильно, в каждой из команд есть представитель другой национальности..  

Первый конкурс – викторина. РАЗМИНКА

    Отвечаем по очереди:

Вопросы команде «Русский  язык»

  1. Частушки (жанр русской песни)
  2. Ислам Каримов – президент Узбекистана
  3. Габдулла Тукай  (татарский поэт)
  4. .Йошкар –Ола – столица РМЭ
  5. Сабантуй  - праздник татарского народа
  6. Матрёшка (русская деревянная игрушка)
  7. Узбекистан – государство  в  центральной части Средней Азии
  8. .«Кугу сарын тулыштыжо»     - роман Н.Лекайна
  9. Волжск – город РМЭ
  10. Иван Смирнов – заслуженный артист РМЭ

Вопросы команде «Жигарбанд тил»

  1. Алишер Навои  - государственный деятель, поэт Узбекистана
  2. Барс  - животное, изображенное на гербе Республики Татарстан
  3. А.С.Пушкин (великий русский поэт)
  4. Л.И.Маркелов – президент РМЭ
  5. Пасха (священный праздник православных)
  6. Кулич (выпечка к пасхе)
  7. Чистополь – город в Республике Татарстан
  8. Чалма – узбекский национальный головной убор
  9. Дружба» - стадион в г.Йошкар –Ола
  10.  

Вопросы команде «Туган тыл»

  1. С.Чавайн – марийский поэт

2.Кокошник (русский женский головной убор)

3.Владимир Путин (президент России)

4.Атня - поселок

5.Ташкент – столица государства Узбекистан

6.Плов – национальное узбекское блюдо

7.Казань – столица Республики Татарстан

8.Мусса Джалиль- татарский поэт

9.Пеледыш пайрем – мар.нац праздник

10Лось – животное, изображенное  на гербе РМЭ

Вопросы команде «Шочмо йылме»

1.Аральское море – омывает Узбекистан с северо – запада

2..Балалайка (русский музыкальный инструмент)

  1. Калфак – головной убор татарских девушек

4.Рустам Мининханов – президент Республики Татарстан

5.Хохлома (декоративная роспись русского народа)

6.Гөбәдия  - татарское национальное блюдо

7.Самарканд – второй по величине город  в Узбекистане

8.Хлопок – традиционно выращиваемое в Узбекистане с/х культура, растение

9.Москва (столица России)

10. Подкогыльо – марийская национальная еда

Конкурс 2. Игра  «Весёлая грамматика».

Слово в ед. ч. необходимо преобразовать во мн. ч.

Плод –плоды,

крот – кроты,

луг – луга,

рука – руки,

мука -

житель - жители

узбек - узбеки

человек - люди

день - дни

пень - пни

лень -

картофель- картофелины

Конкурс 3.  Определите значения слов:

  1. Кишер, кымган, китап, кыяр  сандык, малай, калай, вабай, бабай,  симанкы, палта, дунгыз, варангы, мындар, юрган, сумкы, сарык,

шикар, ипи, ани.

Конкурс 4. Народные загадки с числительными.

1 У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)

2 Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком сколько их? (трое)

3 Что с козлом после 6 лет бывает?

4 Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)

5 Сто один брат, все в один в ряд вместе связаны стоят. 

6 У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)

7 Четыре братца под одним шатром стоят. . (Стол)

8 6 ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь)

9 Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? (по полпирога)

10 Летело сто гусей, навстречу им один гусь: "Здравствуйте, говорит, сто гусей! " - "Нет, нас не сто гусей: кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей". Сколько их летело? (Тридцать шесть гусей. )

11 Мужик купил три козы, заплатил за них двенадцать рублей, по чему каждая коза пришла? (По земле. )

12 У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна) 

13 Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три )
14Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)

Конкурс 5. Переведите  глаголы с марийского на русский язык:

1.Шью.

2. Пришиваю (урген пижыктем).

3.Зашиваю (тумышташ, урген шындаш, комыжлаш).

4. Вышиваю (турлем).

5. Перешиваю (пужен ургаш)

6.Стирает (вургемым мушкаш).

7. Вытирает (ушташ).

8. Обтирает (ушташ;  йыгаш, шураш, ночко шовыч дене капым йыгаш).

9. Протирает (йыген ушташ, йыген эрыкташ, йыген шуташ).

10.Убираем.

11. Отбираем.

12. Прибираем.

13.Забираем.

14.Выбираем.

Конкурс 6. «Из мужского в женский».

Имена существительные м. р. преобразуйте в ж. р.

Повар – повариха

боксёр -

портной – портниха

директор – директриса

врач –

мастер – мастерица

храбрец –

оса -

Конкурс 7.  О чем идет речь? (Переведите рассказ Азизбека на русский язык)

Конкурс 8. «Как сказать правильно?»

1.Надеть оба туфля

2.Надеть обе туфли

3.Одеть оба туфля

4.Одеть обе туфли (Надеть обе туфли)

1.У рыб нет зуб.

2.У рыбов нет зубов.

3.У рыбей нет зубей. (У рыб есть зубы)

 Конкурс 9. Многозначность слова.

Какие значения имеет слово язык в следующих предложениях?

·  Больно прикусил язык

·  Язык до Киева доведет

·  Разведчики привели языка

·  Без языка и колокол нем


Конкурс 10. Игра «Эрудит»: угадай слово по его лексическому значению.

1.Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( термос )

2.Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой ( акваланг )

3.Тот, кто любит свою родину, предан Отечеству ( патриот )

4.Круглая площадка в цирке, на которой дается представление ( арена )

5.Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях ( жюри )

6.Памятный подарок ( сувенир )

7.Устное народное творчество народа ( фольклор )

8.Струя жидкости, с силой бьющая вверх ( фонтан )

Ребята, сегодня мы провели  игру – конкурс «Люби свой родной  язык».

 Родной язык – это ваш родной язык, приобретенный вами с молоком матери. Так давайте же и мы с вами, научимся хранить и беречь этот драгоценный дар – свой родной язык, уважая языки других.

Родной язык - ничем не заменимый -
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Своя игра" по физике

Данная игра является аналогом телевизионной версии игры «Своя игра». Вопросы составлены для обобщения знаний по физике (раздел механика).«СВОЯ ИГРА» - игра, которая идеально подходит для итоговы...

Внеклассное мероприятие "Свой игра", 6 класс

Внеклассное мероприятие "Свой игра", 6 класс...

Внеклассное мероприятие "Своя игра - "Этикет"

внеклассное мероприятие для 5 класса "Своя игра - "Этикет"...

Внеклассное мероприятие "Своя игра" по английскому языку

«При­рода», «Спорт», «Здоровый образ жизни»...

Внеклассное мероприятие "Береги свой язык"

мероприятие посвящению Международному дню защиты языка...

Внеклассное мероприятие "Своя игра", английский язык 4 класс

Внеклассное мероприятие "Своя игра" , английский язык 4 класс к учебнику: Афанасьева О.В , Михеева И.В "Rainbow English"...