А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Хидиятова Ильсия Юлаевна

 Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hameleon_otkr_urko_7_klass.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс, литература

Тема урока: А.П.Чехов.  «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Павлович Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

М. Горький)      

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции; обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века; расширить представления о многогранности чеховского творчества; провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное; сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество; развивать монологическую речь, навыки анализа текста; воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: на примере размышлений автора о народе, его угнетённом положении воспитывать нравственные человеческие качества: гуманизм, сострадание, милосердие, доброту.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, контроль знаний учащихся.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет писателя, проектор, ноутбук

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап

Приветствие. Запись в тетради и на доске.

Эпиграф:

-Слово учителя о Чехове. Слайд 1,2

Ребята, и вновь темой нашего урока становится творчество писателя Антона Павловича Чехова – непревзойдённого мастера короткого рассказа,  творца нового вида литературы — маленького рассказа, вбирающего в себя и повесть, и роман. Он был большим мастером «малой формы», сатириком, юмористом.

 Сатира – это гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Предмет сатиры – опасные пороки.

Юмор – это безобидная насмешка, вызывающая весёлый смех.

Предмет юмора – частные  недостатки.

Приемы создания комического:

Гипербола, гротеск, говорящие имена…  (слайд 3)

-Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. В 5 классе это был рассказ «Хирургия». В 6 класс вы прочитали еще один рассказ Чехова. Назовите его («Толстый и тонкий»)

   

  1. Актуализация знаний
  1. Блиц опрос по биографии ( Правильно ответившим баллы, смайлы или ….)

- Где и когда родился Чехов? (В 17 января 1860 году в городе Таганроге. Сейчас этот город находится в Ростовской области.)

- В какой семье он родился? Кем были его предки ? Чем занимался его отец?

- Какое образование получил Антон Павлович в детстве?

- Сколько детей было в семье Чеховых? И какими талантами они обладали?

(Шестеро детей: пять сыновей и дочь. Семья Чеховых была очень талантливой.

Старший брат Александр стал писателем.

Николай – художником.

Михаил – литератором.

Иван – выдающимся педагогом.

Сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями.

О себе, о своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».)

- Кем был Чехов по образованию?

(В 1879 году в Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета.

Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. В 1884 году Чехов закончил университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А.П. Чехов». Родители были счастливы. Но вскоре он почти отошел от врачебной работы, литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее.)

2. Проверка д/з, псевдонимы Чехова (1-2 ученика)

-Чехов перестает печататься под псевдонимами спустя 6 лет после выхода своего первого  рассказа.

III.   Тема. Целеполагание.  

 1. Тема.  (Ученики называют сами).

- На прошлых уроках мы с вами прочитали несколько рассказов Чехова, какое произведение  изучим подробнее сегодня? Чтобы узнать,   отсканируйте код, назовите, что видите. (Видят хамелеон) Слайд 4. (рисунок хамелеона)

-Лексически значение слова  "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.)

- Запишем часть названия темы. «Хамелеон ….

- Есть  ли в рассказе такой хамелеон? Нет. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

Достаточно ли знать только прямое значение слова?

(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. «Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Хамелеоном обычно называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные. Таков Очумелов, меняющий свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки. Подбирая название рассказу, Чехов выбрал переносное значение этого слова и подобрал невероятно точно.)

- Как одним словом можно назвать такого человека? 

(Лицемер, двуличный человек.

- Допишем тему.  ….. Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.  

- Итак,  тема урока  «Хамелеон».  Живая картина нравов.  Смысл названия рассказа.

2. Цели урока:

Сегодня на уроке мы

-  выясним, почему….

- научимся …..

-проверим….

IV .  Работа по теме урока.

Слово учителя.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки".

А.П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

- Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.

Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон. Обратимся к рассказу.

V. Физкультминутка. (1мин)

Поворот вправо – если автор произведения Чехов, влево – другой автор.

«Станционный смотритель» (Пушкин), «Лошадиная фамилия» (Чехов), «  Тарас Бульба»(Гоголь), «Детство» (Тургенев), «Размышления у парадного подъезда» (. Щедрин), «Толстый и тонкий» (Чехов), «Княгиня Трубецкая» (Некрасов), «Злоумышленник» (Чехов), «Муму» (Тургенев), «Каштанка» (Чехов).

VI. Беседа по тексту рассказа. (40мин)

Понравилось ли вам произведение и о чем оно?

(В рассказе описывается происшествие на базарной площади. Через неё шел полицейский надзиратель в сопровождении городового. Увидев толпу, он направился к ней, чтобы выяснить, по какому поводу собрались люди. Узнав, что золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, он пытается выяснить, чья это собака.)

Учитель. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ можно представить как драматургическое произведение – сценку.

Действия в рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера» Хрюкина - от этого зависит его решение. Вот, собственно, и все. Чехов делает из этого обыденного, в общем, сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей.

- Какие образы вам запомнились больше всех? Давайте  их назовем в порядке появления

(Очумелов, Елдырин, Хрюкин, толпа, Прохор)

(Образы Очумелова (полицейский надзиратель),  Елдырина (нижний чин полицейской охраны в городе).

  На доску  по кругу вывешиваются имена персонажей, в конце урока, когда ученики  осознают, что все являются хамелеонами, слово хамелеон  в середине круга.

  1. Чтобы раскрыть образы , проследим за их  постумками,  речью,  это с пособы характеристики персонажа.   (Говорящая фамилия, художественная деталь, речь, поступки, заголовок, авторская оценка.)
  2.   Работа в группах или парах. Составление Фишбоун. Исследованеи.  Поиск человека –хамелеона

Ученикам раздать заготовки.

Проверить вместе. Примерное исследование:

  слайд 7,8

Вывод:   Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик в толпе. Он то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.

В чем сущность характера Очумелова?

 (Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. У Очумелова нет человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин  вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель.)

  1. Есть ли еще хамелеоны? Докажите.

Елдырин, Хрюкин , толпа

Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"

(В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.)

Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
(Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство — всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.)

 ВЫВОД

Учитель. В собравшейся толпе любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых холопски исполнять все прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь несчастной собачонки висит на волоске и зависит от того, чья она, генеральская или бродячая. Выразительны не только говорящие фамилии героев: Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение хамелеонствующей толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них законное проявление власти и порядка.

НРАВЫ  (на доску)

чинопочитание

подхалимство

угодничество

двуличие

лицемерие

 грубость

 трусость

 наглость сильных

заискивание слабых

Как называется этот прием в литературе? Назовите еще такие фамилии в рассказе?

(Этот прием называется говорящая фамилия. Это излюбленный художественный прием Чехова . Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой характеристикой персонажа – его сущность. Так в

Очумелов – главный герой рассказа, фамилия отражает его характер, он буквальным образом «очумел», одурел, то есть вышел из себя, потерял соображение, самообладание из-за непорядка на базарной площади.

Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин от слова хрюкать.

. Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.

Жигалов – генерал, предполагаемый хозяин собаки. Его фамилия произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение самого полицейского надзирателя и всей толпы. Эта фамилия также оправдывает себя.) 

Учитель. Говорящие фамилии отражают не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. Об этом мы поговорим в контексте авторской позиции.

- Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали?

(Чехова называют мастером художественной детали.

Говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его портрете: внешности, фигуре, выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.

Под стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.)

Как вы понимаете значение слова «конфисковать»?

(Принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица (в пользу государства)

Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?

Нет.

Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично?

(Крыжовник - очень важная деталь: это всего лишь ягода, мелочь, которая не представляет особой ценности, но он конфискован!)

В руках у надзирателя узелок. Как вы думаете, что в узелке?

(Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

Что говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? 

 (Помогают увидеть лицо блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.)

Какую еще художественную деталь, помимо узелка в руках, подмечает Чехов у идущего через базарную площадь Очумелова?

(Он идет через базарную площадь в новой шинели.)

Обратите внимание, что шинель обозначается в тексте и как пальто.

Определите лексическое значение этих слов.

(Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)

Очумелов приходит на площадь и уходит в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто. Подумайте, почему?

(Слово "шинель" употребляется в авторской речи, значит, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет другую художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод).

Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.

(Шинель для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать. Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке)

Как ведет себя Хрюкин?

Слайд 23. (Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.)

- Итак, смех бывает разный: доброжелательный, веселый, беспощадный, уничтожающий, обличающий. Каким пользуется автор?

(Обличающим.)

Обличающий смех – это юмор или сатира? 

(Сатира.)

Определите, «Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?

 (Рассказ «Хамелеон» - сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.

Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)

Учитель. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Есть ли в современном обществе подобные пороки?

(Этот рассказ на все времена. Нам не всегда хватает смелости, решительности отстоять свою точку зрения. Надо стремится преодолевать внутренний страх перед теми кто выше и сильнее тебя. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба.)

VIII. Просмотр серии Ералаш

IX.   Рефлексия

-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?

-Опасно ли хамелеонство для общества?

-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?

 Можно просмотреть серию « Хамелеон в кедах»  из «Ералаша»

       
X. Итог урока.

В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. К сожалению, это свойственно и реальным людям.

XI. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».

2. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Написать мини-сочинение на одну из тем: «Ка не стать хамелеоном?»,  «Случаи хамелеонства в нашей жизни»

4. Иллюстрация к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов

Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39...

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Данный урок является первым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассмотрения личности писателя-драматурга, далее переходим к изучению рассказа «Хамелеон». ...

Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов»

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов.  Рассказ «Хамелеон».  Живая картина нравов»...